Вера, Надежда, Любовь

Многие очевидные для всех вещи для меня являются поводом для раздумий и удивлений.

История Софии и ее дочерей одна из самых трагичных историй известных мне. Размышляя сегодня о ней, я думаю вот о чем : величие Софии было не только в ее крепкой вере, стойкости, любви к Богу и детям. Ее величие - в мудрости и проницательном богословском уме.

Мы знаем, что высказывание "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" принадлежит апостолу Павлу (Первое послание к Коринфянам). Но сделала добродетели именами София, проявив при этом необыкновенную духовную чуткость.

Среди многообразия богодухновенных слов сердце Софии выделило в Библии именно эти строки. Возможно, через имена она рассказала, что дает ей силу жить, что является средоточием ее духовной жизни.
( Задумайтесь: имена данные нами своим детям - это всегда высказывание о самом главном в нашей жизни!)

Действительно, именно эти добродетели помогают преодолевать трагизм жизни. Трагическую триаду образуют боль, вина и смерть, мимо них не удастся пройти ни одному человеку: такова жизнь. Вера, надежда и любовь противопоставлены этой триаде, поэтому их по аналогии называют оптимистической триадой.

Подумайте, София преодолела самое страшное из всех возможных страданий благодаря тому, что в ее сердце всегда царствовали эти добродетели. Как иначе можно было вынести пытки своих дочерей, сколько сил нужно было иметь, чтобы не умолять детей отречься?

София умерла на могиле своих дочерей от невыносимой боли, кровь девочек навсегда окрасила эти добродетели страданием. Иногда я слышу, как людей, живущих с верой, надеждой и любовью, называют наивными, глупыми, говорят, что они не знают жизни, не повзрослели. Но житие учит нас не наивному следованию за этими добродетелями, а героическому. Пусть мир жесток и несправедлив, он не должен нас сломить и лишить веры, надежды и любви.

***
Интересна мне и история имен. Дочек Софии звали Пистис, Элпис и Агапе, но когда житие переводилось на русский язык, то они были калькированы, то есть были переведены русскими словами, хотя традиционно имена приходили к нам на языке оригинала ( Мы называем ребенка не Защитник, а Александр, например)

Интересно, что имя София сначала тоже было калькировано и звучало как Премудрость, но оно не прижилось. А вот имена Вера, Надежда и Любовь отозвались русскому сердцу и вписались в наш языковой менталитет. Добродетели вторично были выбраны для имен русским народом, потому что они являлись средоточием его духовной жизни.

В русской культуре "вера" ,"надежда" и "любовь" стали концептами, то есть "словами, особенно важными и показательными для отдельно взятой культуры".
Они могут "служить своего рода ключом к пониманию каких-то важных особенностей культуры народа, пользующегося данным языком".

Мы можем увидеть, что эти концепты живы в нашей культуре. Мне очень нравится песня Булата Окуджавы "Опустите, пожалуйста, синие шторы". У группы "Воскресение" есть песня "Про Верку, Надьку и Любку". Известна песня Макаревича " Три сестры". В русской литературе множество примеров: концепт является ключевым.

***
Сегодня у нас праздник: наша школа носит имя святых Веры, Надежды и Любови.
Я долго размышляла, какого святого сделать покровителем нашей маленькой школы, молилась разным святым: и Николаю Чудотворцу, и Варлааму Чикойскому, святой Царской Семье. В тот год мы делали черновой вариант ремонта, такой, чтобы можно было начать занятия с детьми. Я решила: ко дню какого святого мы закончим работы, тот и будет покровителем. Я попала в больницу, поэтому работы закачивали в сентябре. Моей мудрости не хватило бы , чтобы дать школе имена этих светлых добродетелей - вразумил Бог.

Джордж Оруэлл в эпиграфе к роману «Да здравствует фикус!» перефразирует апостольские слова: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, деньги. Но деньги из них больше".
Хочется воспитать детей так, чтобы они шли за Верой, Надеждой и Любовью, чтобы не оскудевала в нашем мире любовь.


Рецензии