Фараонова крыса. Египетский мангуст

С 1-го тысячелетия до н.э. вечный анимализм в Египте обретает новую форму и быстро достигает своего апогея. Так в сонме божьих аватаров из разных земных созданий и оказался маленький, но удалой змееборец – ихневмон (Herpestes ichneumon). У этого вида мангуста в мире широкий ареал: он обитает едва ли не по всей Африке и даже на Мадагаскаре, а ещё в Испании и Португалии, в Аравии и других странах Ближнего Востока, в любых местах, где можно жить охотой – от сухих каменистых холмов до горных лесов. А в Египте его «домом» стали заросли тростника и осоки по берегам великой реки и окраинам полей, возделанных человеком. В храмах и гробницах древних Фив и Саккара его не так уж трудно узнать на изображениях, которые, главным образом, связаны со сценами охоты на Ниле. Там бок-о-бок с ним видны его «сёстры» генетты и дикие кошки.

Но из-за того, что этот зверёк иной раз бывает показан с рыбой (а обычно он разоряет гнездо или душит птицу), его в своё время не в шутку принимали за выдру. В то, что на Ниле при фараонах водились выдры, верили такие видные учёные, как У. Врешинский, Л. Кеймер, Э. Бруннер-Траут, Й. Босснек, хотя такой ас, как П. Хоулихан не зря указал на то, что и мангусты при случае отличные пловцы и рыбаки. Тут всё зависит от среды обитания. Те выдры, что действительно водятся в Африке (их четыре вида) в египетскую долину Нила, во всяком случае, в историческую эпоху, не проникали, хотя их якобы «видел» там Геродот. Он, скорее всего, не отличал их из-за силуэта и повадок от уже знакомых ему ихневмонов. У выдр есть одна особенность, ярко отличающая её как рыбака от мангуста – она не ест рыбьих голов, а выбрасывает их.

А, например, зверьки с резных охотничьих «полотен» в мастабах визиря Мерерука и Хеси, которых считали выдрами, как раз с наслаждением вгрызаются в череп кефали! Так что, кажется, нужно отбросить мысль о том, что в египетском Ниле обитала хотя бы пятнистая (белогорлая, пестрошеяя) выдра (Lutra/Hydrictis maculicollis), в период позднего палеолита и в начале неолита ещё возможная на дальнем юге Египта и в Нубии. В эпоху заката цивилизации фараонов было выпущено просто целое море бронзовых идолов в виде самых разных детей природы и вовсе не всегда тонкой работы. В ряде случаев статуэтку ихневмона трудно бывает отличить от фигурки бегущей священной землеройки, а изваяния мангуста, ставшего столбиком и поднявшего лапки, до сих пор норовят обозначить как «выдру», хотя эта стойка вовсе не уникальна и присуща не только ей.

Умение вставать на дыбки связывали с адорацией, поэтому в паре с мангустом на задних лапках часто есть фигурка молящегося. Сам мангуст при этом огромен, будто медведь – ведь он аватар для бога Солнца, демиурга, сотворившего мир, а также и для его божественных детей. В нём мог пребывать Ра, в том числе в своей вечерней ипостаси как Атум, или его «внук» Хор, а то и богиня-кобра Уаджет (Уто), этот символ Дельты, чей культовый центр находился в Буто. В идолах Уто, принявшей одну из своих форм в виде львиноголовый дамы, иногда хоронили мумии мангустов. Голову статуи ихневмона мог венчать нимб в виде солнечного диска, обвитого священной коброй-уреем, грозным Оком Ра. В образе мангуста (но чаще кота) Ра бился с другим, злым змеем – Апопом. Яд самых опасных змей не страшен ихневмону. За это северные иорданцы прозвали его Акель Аль-Хайя («Змеевед»).

На картинах охоты, не лишённых религиозного символизма, но куда более реалистичных, видно, что мангуст по размерам не крупнее болотной рыси и при этом много ниже её из-за коротких лап. У древних художников не очень-то выходило передать его окрас, на самом деле не такой односложный. Мех ихневмона состоит из густого ржавого подшёрстка, который скрыт пышной завесой из длинных, чёрных, рассечённых мелкими белыми кольцами волос. В разных ракурсах и при разном освещении ихневмон будет казаться то бурым, то пёстро-песочным, то рыжим, то тускло-бронзовым, то серым с серебристыми искорками, а то даже и зеленоватым. На конце узкого хвоста, что без меха бы выглядел как у крысы, у него чёрная кисточка. Не так-то просто бывает найти взглядом этого франта-хамелеона в иссохшей степи или старых плавнях, где тростник давно стал соломой.

Глаза-клюковки его не выдадут – уж очень малы, а мелкие лапки несут его к цели точно ветер. И при этом из-за длинного меха нам кажется, что он не бежит, а скользит по земле, как змей, лихо огибая преграды. В изобильные дичью годы он ведёт себя как хорёк: не ест жертву, а только пьёт из неё кровь и мозг, бросая тушу на радость разным мертвоедам. В иероглифических текстах удалось найти древние названия ихневмона – «ад», «хетиез» и «хатроу», (этот вариант до сих пор сохранился в коптском языке и ряде арамейских диалектов в форме «хатоул»). У арабоязычных египтян мангуст известен как «нимс», и насколько горячо их предки обожали его, настолько же люто они его ненавидят за то, что зверьки часто разоряют голубятни и курятники. И называют они его грубо: «фараонова крыса». У европейских авторов его было принято называть более мило – «фараонова кошка», но и зла им на него держать было не за что.

В древности Нил был полон опасных тварей, не в последнюю очередь крокодилов, а мангусты не только истребляли змей, но и умело отыскивали гнёзда гигантских рептилий. «Ихневмон» по-гречески как раз и означает «сыщик». До 1-го века н.э. ихневмон был на пике своей славы, но затем рухнула старая вера, а к нашему времени египетские крокодилы были изгнаны за второй порог Нила, да и змей в стране пирамид явно поубавилось. И вдруг выяснилось, что ихневмон не столько сыщик, сколько разбойник. Он легко приручается, и в египетских гробницах можно увидеть, как слуги знатного вельможи выгуливают мангуста на поводке вместе с собаками. И, кроме того, занятен один экспонат из музея Метрополитен (04.2.654) – статуэтка ихневмона, куда-то бегущего с двумя котятами.

Но в современном Египте мало кто рискнёт держать у себя прелестного охотника, который заодно с грызунами и змеями уничтожит и всех птиц. И, если подумать, не так уж с ним и церемонились в древности. В мастабе визиря Мерерука один из лодочников грубо хватает за хвост ихневмона, ринувшегося на удода. Это можно, конечно, списать на то, что во время VI династии и кошка-то ещё не стала национальной святыней, но вообще вся суть анималистического культа в Египте была в том, что в храме или на дому почитали одно-единственное, избранное существо. Известно, что при храмах держали огромные стаи птиц, рыб, животных, но все они были предназначены в жертву, из них делали мумии для тех, кто жаждал связи с высшими силами У жрецов была своего рода лицензия на убийство, а храм обратился в фабрику смерти.

На снимках: ихневмоны собственной персоной (Herpestes ichneumon); миниатюрная бронзовая скульптура в музее Лувра (Париж, Франция, инв. № Е 14227): жрец Падихор совершает возлияние перед гигантским мангустом с солнечным диском бога Ра на голове, ихневмон же сидит в цветке священного лотоса, из которого возникло Солнце.

Источники:

Эванс Линда (Университет Маккуори, Австралия). «Выдра или мангуст? Толкование свидетельств из живописных сцен на стенах/Linda Evans (Macquarie University). Otter or mongoose? Chewing over the evidence in wall scenes. Egyptian Culture and Society: Studies in Honour of Naguib Kanawati, 2010

Бадж Э.А.У.  Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: Центрполиграф, 2009.

Брем А.Э. Энциклопедия "Жизнь животных", 1958 г. http://bio.niv.ru/doc/encyclopedia/animals/index.htm

H. E. Hinton and A. M. S. Dunn. Mongooses. Their Natural History and Behaviour. University of California Press, Berkeley, 1967.

My;liwiec Karol. The Twilight of Ancient Egypt: First Millennium B.C.E. Cornell University Press, 2000

Арнольд Доротея. Египетский бестиарий. Вестник Музея искусств Метрополитен, весна 1995 г./Dorothea Arnold. An Egyptian Bestiary. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Spring, 1995

Икрам Салима: научная статья «Божественные создания. Мумии животных в Древнем Египте» в издании «Антронотес» Департамента Антропологии Смитсоновского Института. Весна 2012г., Том 33, № 1./Anthronotes. Department of Anthropology Smithsonian Institute. Museum of Natural History Publicashion for Egucators. Volume 33 № 1, spring, 2012

Рэй Джон Д. статья «Тотемистический культ» в рамках раздела «Культы» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 172 – 174/John D. Ray: “Cults. Animal cults”  in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 172 – 174

Куни Джон Д. "Фараонова крыса". Вестник Музея искусств Кливленда. Том 25, № 8 за октябрь 1965 г./John D. Cooney. Pharaoh's Rat. The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Vol. 52, No. 8 (Oct., 1965), pp. 101-105 (6 pages)

Андерсон Дж. Зоология Египта. Том 2. Млекопитающие./Anderson John. Zoology of Egypt. Volume 2. Mammalia ( London : B. Quaritch, 1902). Harvard University, Museum of Comparative Zoology, Ernst Mayr Library

Mona Farid, Magdi Fekri, Magdi Abd-elaal, Hesham Ezz-eldin Zaki. Archeological Study of Wild Animals in the New Kingdom. Journal of the Faculty of Tourism and Hotels-University of Sadat City, Vol. 2, Issue 2, December, 2018


Рецензии