Писатель-фантаст Алексей Доронин
Писатель и сегодня живёт в Прокопьевске.
Алексей – автор произведений в жанре постапокалипсиса и боевой фантастики. Большинство его произведений посвящены теме выживания в период глобальной катастрофы или мировой войны.
Его дебютная книга «Чёрный день» появилась в 2009 году. В центре сюжета – события постапокалиптического мира, события происходят после крупномасштабной ядерной войны, поставившей человечество на грань вымирания. Оставшиеся в живых герои пытаются найти средства для дальнейшего существования. Место действия главной сюжетной линии – Западная Сибирь и Урал. Герои – жители Сибири, борющиеся за жизнь в условиях «ядерной зимы» и разрушения цивилизации.
В роман автор ввёл две линии – истории Александра Данилова и Сергея Демьянова. Первого персонажа ядерный взрыв застаёт недалеко от родного города Прокопьевска. Александр решает вернуться домой, но жизнь там становится невыносимой. Горожане готовы убить друг друга за еду, радиационный фон повышается, принося за собой жертвы.
Сам Алексей так рассказывает о своём писательстве:
«Первые идеи, связанные с творчеством, пришли ко мне ещё в школе, но тогда я хорошо осознавал свою недостаточную зрелость и неготовность к этому занятию. Такого писательского зуда, графомании, которые бы обуревали меня – не было. Поэтому идеи в моей голове вызревали, а я спокойно дождался поступления в университет (я филолог по образованию), и только курсе на втором начал набирать первые страницы. Постепенно из них сложились черновики первого романа. Это и был «Черный день».
Ну а потом я выложил их в сеть, на Самиздат (samlib.ru) – там на меня и наткнулось издательство «Крылов». А дальше мой путь уже был прямой линией, с некоторыми заминками, вызванными жизненными обстоятельствами, но без особых поворотов в сторону. Однажды, задумав написать Максимально Подробный Роман про Ядерную Войну, – я от этой идеи уже не отступал».
Общий объем книги – около 1500 страниц. Эпизодические вставки-интермедии посвящены глобальным событиям, происходящим на театрах третьей мировой войны от Шпицбергена до Австралии.
Жанр романа ближе всего к фантастическому боевику, но им не исчерпывается. В основу его положены научные теории, реальные геополитические процессы и военные доктрины государств. В нём нет шаблонов бульварной фантастики о «радиоактивных мутантах».
Это динамичное произведение, сочетающее элементы хоррора и боевика. При написании автор консультировался у специалистов по техническим вопросам (техника, оружие, радиация и средства защиты от неё), а также опирался на собственные профессиональные знания инженера по ГО и ЧС.
В продолжение этой темы Алексей сочинил такие романы, как «Сорок дней спустя» (2010), «Утро новой эры», «Поколение пепла» и «Дети августа», также вышедших в издательстве «Крылов» (Санкт-Петербург) и объединённых в серию «Чёрный день».
Его повесть «Кабельщики» рассказывает о возможных проблемах встречи с внеземным разумом. В романах писатель часто вводит биографические отсылки, сближающие его персону с героями сочинений.
Один из критиков написал о произведениях Алексея Доронина:
«Книги цикла «Чёрный день» уже названы «лучшей панорамой постъядерного мира». Совершенно согласен с такой формулировкой, потому что эти романы поражают своей реалистичностью. Здесь нет монстров и мутантов, но и без них, а скорее всего именно потому, что их здесь нет, читать эти романы совсем непросто. Это не приключенческая фантастика с антуражем погибающего мира. Это суровое, полное безысходности, отчаянья описание картины мира на примере отдельных, совсем разных людей, которые несмотря ни на что, отчаянно пытаются выжить. Выжить в бомбоубежище Новосибирска, в окрестностях сгоревшего в ядерном костре города.
Ужас ещё и в том, что романы эти не воспринимаются как фантастика... они практически с документальной точностью воспроизводят хронологию этого выживания, по часам, по дням... и каждый час этой «почти жизни» - непрерывная борьба, боль, ужас того мира, где для человека уже не осталось места. Вы считаете, что ничего не боитесь? Почитайте эти романы...»
Помимо этого автором создан роман под названием «Метро-2033: Логово» (для межавторского цикла издательства АСТ «Вселенная Метро-2033», 2017), созданный на стыке научной фантастики и хоррора.
Алексей Доронин работает над научно-фантастической серией в жанре киберпанка (жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху) с рабочим названием «На пороге вечности», посвящённой переломному моменту в развитии человечества ближайшего будущего и возможным технологическим прорывам в области создания искусственного интеллекта, нано- и биотехнологий.
Первая книга серии «В двух шагах от вечности» уже увидела свет в 2020 году.
«Уточню, что «киберпанк» – упрощенное определение, – рассказывает сам писатель. – То, что я пишу, довольно далеко стоит от первых западных образцов жанра 1970-1980 годов. Если быть точным, то у меня это научная фантастика ближнего прицела с акцентом на перспективные технологии NВIС.
НБИК-технологии – это аббревиатура, составленная по первым буквам таких дисциплин как: N–нано; B–био; I–инфо и C–когито. То есть прорывные технологии в важнейших сферах, которые могут изменить и всю техносферу, и природу самого человека, и его сознание. А заодно породить то, что может человека заменить.
Эта книга имеет и социально-политический аспект. Это не эскапистское, далекое от жизни литературное развлечение. Она о мире, похожем на реальный тем, что в нем бушуют конфликты, связанные с вопросами власти, собственности, идеологии, а не только столкновения «плохих» и «хороших» людей. Ну а героев и избранных тут тоже нет. Просто каждый пытается выплыть в этом море как может, в соответствии со своими жизненными установками. Ну а персонажи – от повстанцев и хакеров-отщепенцев до миллионеров-депутатов и защитников старого порядка из спецслужб».
Литературные критики отмечают качественный художественный слог автора, оригинальные сюжетные линии и философскую основу его творений.
Сам Алексей называет себя «филологом-сурвивалистом» сурвайвали;зм от англ. survivalism – выживание), верит в прогресс и светлое будущее, но готовится к тёмному.
«Научная фантастика – более широкое поле, если не замыкаться в жанре, – уверен он. – Особенно если она опирается на реальные тенденции, на научную картину мира и социальное моделирование, на сложный социум реального мира, экстраполированный в будущее (хотя этот перенос и чреват ошибками). Но это все равно не должен быть образ картонного «далекого будущего», где почему-то в звездных империях или федерациях среди «чужих», среди оружия Предтеч и станций размером с планету живут такие же люди, как мы, у которых даже психология ничем не отличается от нашей.
При том, что мы сами отличаемся от людей XIX века. А уж про средневековье я и не говорю. Даже поколение тех, кому сейчас двадцать, отличается от тех, кому сейчас сорок, очень сильно.
При этом никто не запрещает автору брать отдельные элементы из разных поджанров, даже и постапокалипсиса. Например, крах цивилизации, может быть локальным, региональным. И соседствовать с высокотехнологичным социально поляризованным обществом».
На вопрос: насколько важно писателю много читать? Сколько книг в месяц читаете лично вы? Только ли художественную литературу? – Алексей Доронин ответил:
– Довольно многие коллеги по перу признаются в интервью, что читают фантастики не очень много. Наверное, дело тут не только в цейтноте. Многие из творцов имеют ещё основную работу, и российского фантаста можно увидеть где угодно. Хоть программистом, хоть кассиром или охранником «Пятерочки». Но в том-то и дело, что глаз профессионала совсем по-другому смотрит на конечный продукт своей деятельности.
Думаю, это касается и режиссёров, и сценаристов, и художников, и изобретателей, и шеф-поваров… кого угодно. Видишь не только чужие огрехи, и внутреннюю структуру шедевра (или антишедевра), но и наоборот, чужие удачи, находки, которые неплохо бы скопировать… а нельзя.
Для некоторых авторов чужие произведения того же жанра могут казаться ненужным информационным шумом, сбивающим с толку и уводящим не туда. Судя по интервью, некоторые из маститых писателей не читают беллетристику совсем. Читают другое. Non-fiction, прежде всего. И соцсети. Смотрят котиков в них. Нервы-то надо расслаблять. Безусловно, читать нужно. Но в целом я сейчас потребляю гораздо больше сетевой периодики и публицистики, чем фантастики. Например, для работы над киберпанковской трилогией перечитал тысячи статей с научных порталов. Читал и специальную литературу.
Думаю, у многих людей львиную долю в объёме прочитанных за день страниц занимают Facebook и другие соцсети. И это не грехопадение, а примета времени. Больше двух романов в месяц я вряд ли читаю (по сравнению с тем, сколько я читал фантастики подростком – это вообще «ни о чём»).
Причём, чаще это не новые произведения, а что-то старое. Вот сейчас он перечитывает Станислава Лема...
Свидетельство о публикации №221061601193