Фото-3 Обнаженная на траве. Имоджен Каннингем

В год, когда 25-летняя Салли Манн с камерой в руках бегала вокруг университетской стройки, умерла американская женщина-фотограф Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham; 1883-1976).

В отличие от Салли Манн, будущей воспевательницы своих дочерей из Вирджинии, Имоджен Каннингем в раннем photo-art в Сан-Франциско сфокусировала объектив на своих сыновьях.

Имоджен Каннигем родилась в еврейской семье фермеров 12 апреля 1883 года в Портленде. Родители ее назвали в честь героини пьесы Уильяма Шекспира «Цимбелин» (Cymbeline; написана между 1609 и 1610). Эта пьеса - одно из немногих шекспировских творений, что заканчивается хэппи-эндом.

Имоджен была пятой из десяти родившихся в семье детей, и любимицей своего отца Исаака. Прежде чем она в восьмилетнем возрасте пошла в школу, отец дал ей домашнее образование.

В 1901 году, когда Имоджен было 18-ть, она купила свою первую камеру с пластинами 4х5 дюймов. Вскоре она поступила в Школу искусств в Пенсильвании (American School of Art in Scranton, Pennsylvania). Потеряв интерес к фотографии, продала камеру своему другу.

Повторно заинтересовалась фотосъемкой будучи студенткой Вашингтонского университета в Сиэттле (University of Washington in Seattle), снимая растения для кафедры ботаники.


В 1906 году сфотографировала саму себя обнаженной в траве. Ее отец построил в сарае для нее фотолабораторию.

В 1907 году закончила Вашингтонский университет с ученой степенью в области химии. Ее диссертация называлась; «Современные процессы в фотографии».

Спустя 7 лет, в 1914-м, в Бруклинском институте искусства и науки (Brooklyn Institute of Arts and Sciences) состоялась ее первая персональная выставка.

В том же году ее фотографии, - портреты, - были представлены на Международной выставке пикториальной фотографии в Нью-Йорке (An International Exhibition of Pictorial Photography).

В 1915 году вышла замуж за гравера, фотографа и специалиста по печати Роя Патриджа (Roi Partridge).

За первые два года брака Имоджен родила троих детей: Гриффида (Gryffyd; 1915), близнецов Рондала и Падрика (Rondal, Padraic; 1917). В дальнейшем Гриффид и Рондал стали профессиональными фотографами.


Фотостудии у супругов были смежными. На горе Райнер (Mount Rainer) муж позировал Имоджен обнаженным для серии фотографий. Друзья и знакомые также выступают в роли моделей нагими.

В этом же 1915 году она выставляет фотографии «ню», из-за отрицательных отзывов отказывается от публичной демонстрации работ.

В 1920 году семья перезжает в Сан-Франциско. У Имоджен не было автомобиля, зато она несла ответственность за воспитание трех малолетних детей. Каннингем начала фотографировать то, что было вокруг нее: дети и ее растения в саду.

Фотографировала своих мальчиков, но не по идейным соображениям, а так как рядом больше никого не было, с ее слов.

Некоторые из этих фотографий, включая несколько соцветий магнолии, стали одними из первых изображений, впервые воплотивших в США немецкие идеи сложных пикториальных фото.

В 1934 году журнал Vanity Fair предложил Имоджен постоянную занятость в Нью-Йорке. Несмотря на протесты мужа, Каннингем устроилась на работу. Вскоре муж подал на развод.

В 1937 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась ее первая большая выставка Photography, 1839-1937.

За долгую творческую биографию, - она прожила 93 года и снимала до конца жизни, - Имоджен Каннингем поочередно увлекалась различными направлениями.

В 10-х годах прошлого века ее запомнили как мастера пикториальной фотографии, шокирующей современников эротическими автопортретами.

В 30-х она ищет себя в портретной съемке. После второй мировой войны ее занимали формы рук, которые она снимала в различных ракурсах.

В 50-х годах часто ездила в Европу, не боясь посещать злачные районы Лондона и Парижа.

Обнаженную натуру Каннигем начала снимать только спустя 55 лет после своих первых опытов. Она вновь увлекается фотографиями ню, снимает обнаженных беременных.

В 1970 году, когда ей было 87 лет, Каннингем получила стипендию Гуггенхайма. Деньги она использовала для печати своих фотографий и организации работы.

Три года спустя, в возрасте 90 лет, Каннингем провела две крупные выставки в Нью-Йорке.

Настоящая известность и шумная слава к Имоджен Каннигем пришла, когда ей было уже за 90.

В возрасте 92 лет Каннингем выпустила свою последнюю книгу. В ней представлены портреты пожилых людей, многие из которых были ее друзьями.

Умерла Каннингем в Сан-Франциско 23 июня 1976 года.

В честь нее назвали кратер на Меркурии, а мэр Сан-Франциско предложил 12 ноября отмечать «День Имоджен Каннингем».


Рецензии