22 июня ровно в четыре часа

   Это начальные слова известной песни , в которой зафиксирована точная дата той страшной войны, названной затем Великой Отечественной.

      Двадцать второго июня
      Ровно в четыре часа
      Киев бомбили, нам объявили,
      Что началася война.

   Когда «началася» эта война, мне было восемь лет и жил я в чудесном городе – Ленинграде. Нас ещё не бомбили, как Киев, но, всё же, я был сильно огорчен. Дело в том, что 25 июня был мой день рождения, и я очень ждал этого дня, и соответствующих поздравлений и подарков. Но всем, конечно, стало не до меня, и я не получил ни того, ни другого.

   Отца в первый же день объявления войны вызвали в Петропавловскую крепость, там был какой-то мобилизационный пункт. Через несколько дней, как раз в мой день рождения, он вернулся, уже в военной форме и с пистолетом в кожаной кобуре, закрепленной на поясном ремне. Компенсацией неполученных подарков стало то, что отец дал мне подержать этот пистолет.

   Этот пистолет назывался «Наган» и обойма для патронов у него была в форме крутящегося «барабана» с отверстиями для патронов. Отец дал мне его немного подержать в своём присутствии и, конечно, без патронов. Выжать курок у меня сил не хватило, но зато «барабан» я крутанул несколько раз. Этого события мне хватило для того, чтобы не раз похвастаться перед дворовыми друзьями, конечно, немного приврав при этом.

   Из разговоров отца с матерью я узнал, что отцу было поручено собрать отряд добровольцев. На это у него ушла неделя, после чего он уехал на фронт. Мы же – мама, старшая сестра одиннадцати лет, я восьмилетний пацан, и переехавшие к нам с окраины младшая сестра матери с трёхлетней дочкой и бабушкой, остались. От организации, где работал отец, нам, правда, предлагали эвакуироваться, но мама отказалась по ряду причин.

   Во-первых, в это суровое время она не хотела расставаться с семьёй сестры, у которой муж также ушёл на фронт, но простым солдатом, а семьям таковых не предлагали эвакуироваться. Во-вторых, за год до этих событий Ленинград пережил финскую войну, и не испытал особых затруднений. И, в-третьих, жена коммуниста с революционных времён верила, что и эта война не продлится долго и Красная Армия быстро разгромит фашистов, т.к. идеологически воспринимала, как истину, слова бравурного марша, что «От тайги до британских морей Красная Армия всех сильней».

   С начала июня война дошла и до нас, начались бомбёжки. В нашем доме в подвальном помещении было оборудовано бомбоубежище, войти в него можно было даже не выходя из парадной на улицу. Объявлялась воздушная тревога ещё на подлёте вражеских самолётов к городу, и мы успевали спуститься и спрятаться там до начала бомбёжки.

   После окончания воздушной тревоги мы – мальчишки первыми выскакивали из убежища и кидались искать осколки от разорвавшихся бомб, что было довольно престижно в нашей мальчишеской среде. Хуже стало, когда с начала сентября начался обстрел города из дальнобойных артиллерийских орудий. Тревога объявлялась только после начала обстрела, и оканчивалась также неопределенно. Поэтому люди при артобстреле часто оказывались в незащищенном месте и гибли в большей степени, чем от авиационной бомбёжки.

   От осколка разорвавшегося снаряда, попавшего в сердце, погибла моя мать. Это произошло во время так называемого «санитарного обхода» вдоль нашего дома. Дело в том, что жильцы дома, в основном не работавшие на производстве домохозяйки и подростки, были распределены на несколько дружин: санитарную, борьбы с «зажигалками», связистскую и какие то ещё, не помню.

   Члены санитарной дружины по составленному графику должны были после окончания очередной «тревоги» обойти дом и при обнаружении убитых или раненных оказать возможную помощь и сообщить об этом дежурному в конторе. Моя мать состояла в такой дружине и после окончания одного из обстрелов вышла с напарницей на такой обход. Разорвавшийся запоздалый снаряд оборвал жизнь моей матери и сделал меня сиротой.

   Связистская дружина состояла из ребят 8-12 лет. В 8 лет начинался школьный возраст и дети могли уже самостоятельно ориентироваться в своём микрорайоне. Я, достигший уже такого возраста, законно стал членом этой славной дружины. Обычно несколько ребят из дружины крутились около конторы и при необходимости выполняли отдельные мелкие поручения: разносили записки и документы по квартирам и близко расположенным домам и учреждениям, относили конверты в почтовые ящики и т.п. У всех нас были соответствующие «мандаты», заверенные подписью управдома и печатью.
 
   Потребность в нашей связистской работе обуславливалась ещё тем, что соответствующими органами с самого начала войны у населения были полностью изъяты радиоприемники, фотоаппараты и телефоны, а на предприятиях и в госучреждениях было оставлено минимальное количество городских телефонов.
 
   Правда, с усилением бомбёжек и обстрелов, и главное, холода и голода, активность нашей детской дружины почти прекратилась. Мы выходили на улицу только при острой необходимости: за водой на речку Мойку, в булочную за хлебом и в хозяйственный магазин за керосином.

   Я не хочу снова начинать описывать все ужасы и невзгоды ленинградской блокады, вызванной той войной. Об этом уже много написано, да и сам я опубликовал на эту тему несколько статей.

   Просто, наступающее восьмидесятилетие со дня начала той ужасной войны всколыхнули во мне – уже очень пожилом человеке воспоминания некоторых тяжелых эпизодов. Я никогда не мог решиться рассказать о них кому-нибудь устно, но и держать в себе стало тяжело. Поэтому я решил изложить их письменно, кто захочет – прочитает, кому тяжело это читать – пропустит.

   Как я уже писал, мама погибла при обстреле днём 19 декабря 1941 года. Пришедшая вечером с работы тётя (мамина сестра) нашла её уже окоченевший труп на временном складировании. На следующий день мы с тётей завернули труп мамы в покрывало и на саночках повезли в место более крупного складирования трупов, предназначенных для захоронения в братских могилах. Такая спешка нужна была для того, чтобы официальные органы не успели зарегистрировать её смерть. Это давало возможность какое-то время получать на её имя продовольственные карточки, что имело жизненно важное значение для остальных членов семьи.

   В нашем доме по нашей лестнице жил один старик. Каждый день, опираясь на тросточку, он выходил на улицу подышать свежим воздухом. Я тоже почти каждый день выходил с бидончиком за водой на Мойку (см. рассказ «Вода из речной могилы Григория Распутина»). Наши выходы иногда совпадали, и мы, помогая друг другу, открывали тяжелые двери парадной. Затем я направлялся к Мойке, а он усаживался на недалеко расположенную кирпичную кладку, как на скамейку. Иногда я доходил с ним до этого места, а затем уже поворачивал к реке. Однажды, это было в конце февраля 1942 года, я увидел, что старик довольно заметно шатается при ходьбе. И я решил проводить его до места «посадки». Он в знак благодарности несколько раз помахал мне рукой, после чего рука его больше не двигалась. Затем он слегка кивнул головой и изобразил на лице подобие улыбки, и голова его застыла неподвижно. Шевелились только глаза, и мне показалось, что они прощаются со мной. Наконец, остановились и глаза, и я почувствовал, именно почувствовал, а не понял, что он умер. Существует философское выражение, что последней у людей умирает надежда. Не знаю как с абстрактной надеждой, но то, что при смерти человека последними умирают глаза, я убедился.
 
   Я упоминал уже, что при артобстреле тревога объявлялась только после первых разрывов снарядов. Так однажды и случилось. И мы – дети стали теребить нашу полуглухую бабушку поскорей спуститься в бомбоубежище. Только мы вышли в коридор, как за поворотом раздался сильный взрыв, и посыпалась штукатурка. Когда мы достигли конца коридора, то увидели на строительных обломках распростёртое тело соседки с развороченным животом. Сама она была по всей вероятности уже мертва, но в разорванном животе внутренние органы ещё шевелились. Особенно, тонкие кишки, похожие на раненных змей. Я застыл над этой картиной, и моя старшая сестра силой потащила меня в бомбоубежище.
 
   Наш дом по улице Герцена 65 (сейчас Большая морская) стоит на изломе улицы, и для её выравнивания по всей длине дома расположена треугольная земляная площадка, огороженная невысокой трубчатой оградой. В  мирное время там обычно играли дети. Зимой 1941-1942 годов на этой площадке временно складировали замерзшие трупы людей, найденные поблизости. Окна нашей квартиры выходили как раз на это зрелище. Когда я возвращался от Мойки домой с алюминиевым бидончиком, наполненным водой, эта площадка оказывалась на моем пути. Был я довольно ослабевшим, и усаживался передохнуть на низкую трубчатую ограду этой площадки. Жалко, что ни у кого не было фотоаппарата, чтобы запечатлеть такую «пасторальную» картину, когда восьмилетний закутанный мальчонка с бидончиком сидит на оградке, облокотившись спиной о гору заледеневших трупов.

   Не могу не упомянуть ещё об одном эпизоде. В одной из комнат нашей коммунальной квартиры жила семья из пятерых человек. Добродушный муж, волевая жена и трое детей. Мужа, в первые же дни войны, мобилизовали, и вскоре на него пришла похоронка. Жена в самый голодный период приняла решение пожертвовать одним из детей, чтобы спасти остальных двух. Ещё довольно молодая женщина за короткое время стала полностью седой с почерневшим лицом. Не дай бог кому-нибудь, когда-нибудь и где-нибудь оказаться на месте этой женщины.

   Перед моим взором иногда мелькают и другие более «мелкие» эпизоды моего «военного» детства: охота на крыс (правда, неудачная), еда собачачины, купленной с рук под видом кролика, отбивание отрубленных детских ножек, заслонявших прорубь и некоторые другие.

   Прошло 80 лет, целых 80 лет, с того дня, когда началась та проклятая война. Ушли в другой мир почти все её «взрослые» участники. Всё меньше остается «детей войны», переживших то тяжелое время. Пришли поколения «внуков и правнуков войны», узнававших о ней из литературы, фильмов и песен, и иногда из скупых рассказов дедов и отцов. Изменилась политическая и экономическая системы, вырос научно-технический прогресс. Стали устраиваться различные шоу и парады, посвященные вроде бы той войне, что, наверное, в общем, легитимно, но далеко не отражающие её горькую суть. У меня же, да, думаю, и у многих «детей войны» при воспоминаниях о том времени, перед глазами встают не парады и салюты (хотя в соответствующее время им были очень рады), а суровые эпизоды, которые каждому пришлось пережить, и которые невозможно забыть.


Рецензии
Мне было 11 лет. Как все написанное Вами знакомо. Даже сбор осколков, где гордостью коллекции был наконечник от зенитного снаряда. Жил на улице Жуковского. Потом на Герцена15 - там здание банка, но жили в дворницкой.

Артем Кресин   20.06.2021 10:11     Заявить о нарушении
Приятно встретить, хотя и виртуально, человека, жившего на твоей родной улице. Невозможно забыть величественное здание банка (Герцена 15), возвышающееся над своими низкорослыми соседями. По своей архитектуре и, главное, внешней поверхности оно больше походило на замок. Я родился и прожил 20 лет в доме 65, как раз напротив Юсуповского дворца. Мой дом был даже немного выше банка,и уж точно, самый большой, выходящий на три улицы (Герцена, Коногвардейский, Союза Связи).
Ладно, извините за ностальгические воспоминания, навеянные 80-летним юбилеем начала войны. К сожалению, при воспоминании о войне перед глазами встают наиболее трагические моменты.

Феликс Сромин   20.06.2021 16:10   Заявить о нарушении