Мой египетский сад. Баланитес

Balanites aegyptiaca (баланитес египетский), морской жёлудь (античный миробалан), химения по К. Линнею, финик пустыни, египетский финик, тёрн, египетская слива, ложный бальзам, иерихонский бальзам, колючий бальзамник или факельное дерево, и т.д., по-древнеегипетски "ишед" (?)

На островах среди болот верховьев Нила ещё можно найти одно из древнейших и ценных египетских масличных деревьев, на горе самих египтян ныне зря забытое ими в культуре. Не менее 4000 лет до н.э. целые плантации морского жёлудя (он же баланитес) должны были стоять на границе между поймой и пустыней, образуя в союзе с тамариском и акациями живую изгородь от наступающих дюн. На это есть две причины: первая – морской жёлудь обильно источает тонкое душистое масло, в сравнении с которым оливковое – грубое, к тому же олива давала на Ниле скверные маслины, и вторая – это дерево, так же, как другое местное масличное, моринга – дитя пустыни. За таким масличным садом, образующимся, по сути, естественным образом, не нужно и ходить – другие плодовые деревья приходилось в зоне пустынь садить в огромные, выдолбленные в камне ямы или керамические цистерны, вкопанные в песок. У жёлудя же на редкость длинный, точно кабель, центральный корень, способный найти на невероятной глубине источники воды. Радиус распространения боковых корней довольно широк, так что природные рощи баланитеса очень разрежены, и это должно было быть удобно для сборщиков.

В высоту морской жёлудь в хороших местах может достигать не более 3 – 5 метров, он похож скорее на кустарник, но, в отличие от акаций, даже в пустыне он изящен и красив. У него масса сильно перепутанных плакучих ветвей, образующих с массой мелких нефритовых листочков настоящую шаль, но покров этот коварен: каждая веточка усеяна крепкими и острыми шипами, как тёрн, боярышник или те же соседки жёлудя – акации. А весной между иглами возникают гроздья цветов – мелких, почти сливающихся окраской с листвой, как у винограда, но с райским ароматом, привлекающим легионы пчёл. В одной из гробниц некрополя царских мастеров в Дейр эль-Медина археологи в сороковые годы ещё нашли кусок медовых сот, содержавший пыльцу одного из главных медоносов эпохи фараонов. К осени на дереве сидят многочисленные костянки, напомнившие античным авторам зреющие жёлуди ("баланы"): они вначале нежно-зелёные, а осенью и зимой янтарные. С другой стороны, миробаланами называли и называют до сих пор плоды индийского дерева терминалии, также целебные. Но такая путаница не смущала ни греков, ни римлян, и растения из античных источников редко могут быть определены однозначно.

Да и египетское "имя" этого дерева не установлено: кто-то полагал, что его называли "бак", но позднее оказалось, что это название моринги, дающей бегеновое масло. Р. Гермер сочла жёлудь культовым деревом "ишед" (или "ашед") из религиозных аллегорий египтян, но слово "ишед", как указывает датский египтолог Л. Манниш, встречается в текстах лишь с XVIII-й династии, и это явно поэтический синоним персеи (плодового дерева мимусопс), в быту известной древним как шауаб (по-коптски швэбе). Да и изображения дерева ишед совсем не похожи на плетистый баланитес: его крона прямая, даже заострённая. Как персею, так и морской жёлудь египтяне знали с незапамятных времён. В частности, из твёрдой и тяжёлой каштановой древесины баланитеса был срублена священная ладья самого фараона Хеопса. В гробницах весьма часто находили плоды и косточки этого дерева – скажем, Питри вынес их из Кахуна несколько сот, и все они датированы XII-й династией, а в музее Метрополитен есть образцы и V-й династии из Саккара (время правления фараонов Исеси и Униса).

Ягоды баланитеса очень похожи на тёрн со своей крупной косточкой и тонким слоем горько-сладкой мякоти. Их очень любят мелкие зверьки и птицы, проворно скользящие между шипов; ели их и едят до сих пор люди, прозвав "фиником пустыни" и сравнивая бальзамическую горчинку с эфирным маслом шандры (конской мяты). При фараонах косточки собирали и дробили, чтобы извлечь золотистое душистое масло, наиболее пригодное в производстве ароматических елеев, которые применяли люди до изобретения спиртовых духов. Трудно сказать, как жёлудь использовали древнеегипетские лекари, но в наши дни учёные сравнивают антидиабетические свойства оболочки его косточек с силой таких растений как женьшень и витания снотворная (ашваганда). И восточноафриканские народы широко применяют его в народной медицине. Так, корой его изгоняют паразитов (в этом случае египтяне использовали листья акаций и кору граната, но, наверное, были и варианты). Ею же лечат жёлтую лихорадку, эпилепсию, малярию. Кора корней – противоядие от змеиных укусов, а также популярный рыбный яд. Из шипов готовят лекарство от проказы, а листьями лечат сибирскую язву и просто гангрену. В плодах с ядрышками есть действенные вещества против язвы, коклюша, сонной болезни, кожных инфекций.

С появлением олив в долине Нила масло это, как и масла моринги, сафлора, сезама, рицины и прочих местных культур, продолжали добывать в массовом количестве. А ветка с маслинами и серебристыми листочками была не более чем украшением жизни. Лишь при греках и римлянах олива начнёт на севере вытеснять старинные культуры, и то не до конца. В парфюмерии по преимуществу будет лидировать масло жёлудя. И только копты уж совсем проникнуться оливковым маслом и даже будут называть его "истинное масло", но всё равно даже современные оливковые египетские плантации сильно приурочены к дальнему северу страны или оазисам. За минусом египетской территории, где жёлудь теперь редок и является изгоем на болотах, это прекрасное дерево растёт в Бенине, Алжире, Марокко, Йемене, Эфиопии, Кении, Камеруне, Судане, Сенегале, Конго, Чад, Эритрее, Нигерии, Уганде, Танзании, Индии, Израиле и многих других жарких странах. Где-то оно обильно, а где-то осталось вовсе мало, где-то его забыли, а где-то и выращивают, как в древности.

На снимках: баланитес египетский, его цветы и его плоды, в том числе и из древних египетских гробниц (образцы в круглой плоской корзине в музее Лувра, N 1412)

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.

Гермер Рената: статья «Фрукты» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 541 – 543. Перевод с немецкого Джулии Харвей/Renate Germer: “Flowers” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 541 – 543. Translated from German by Julia Harvey

Диоскорид Педаний «О лекарственных веществах»/Dioscorides De materia medica © Tess Anne Osbaldeston First published in 2000 ISBN 0-620-23435-0 Printed in 12/14 Zapf Calligraphic [Palatino] Published by IBIDIS PRESS cc PO Box 81169 Parkhurst Johannesburg South Africa 2120

Хеппер Найджел. Цветы фараонов. Ботанические сокровища Тутанхамона. 2-е издание, 2009 г./Hepper F Nigel. Pharaoh’s Flowers. The Botanical Treasures of Tutankhamun. Second Edition © F Nigel Hepper, 2009 First edition published in 1990 by HMSO on behalf of the Board of Trustees of the Royal Botanic Gardens, Kew. Published by KWS Publishers, 2009 Chicago, Illinois. USA

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна

Саид аль-Тобаити, Ислам Абу Зейд. Лекарственные свойства «финика пустыни» (Balanites aegyptiaca). Университет им. короля Абдулазиза в Саудовской Аравии. Январь, 2018 г./Saed al Thobaiti, Isam Abu Zeid. Medicinal Properties of Desert Date Plants (Balanites aegyptiaca)-An Overview. King Abdulaziz University, January 2018.


Рецензии