Подземный часовой

Александр ДЕМЬЯНКОВ,
при участии Сергея ДОЛГОГО, идея Александра Анисимова



(оригинальный киносценарий)


КОМБ. НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ

Проходят на фоне хроники и фотографий Первой мировой войны (до 30 сек.).

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(за кадром, от лица главного героя)
Гарнизонные крепости Российской империи начала двадцатого века строились как временные фортификации прифронтовой полосы. В условиях наступления противника они должны были сдерживать врага до перегруппировки основных сил русских войск. Месяц-полтора - не более. Запасы боеприпасов и продуктов рассчитывались с уставным запасом. Крепость Островец отличалась лишь одним оборонительным преимуществом – ее окружение по флангам предотвращали непроходимые болота. Что позволяло сохранять с гарнизоном единственный, но надежный тыловой путь сообщения. Военные инженеры не учли лишь прибалтийскую розу ветров, которая весьма способствовала немецким газовым атакам, из-за которых в крепости не должен был выжить никто!

ТИТР: Основано на реальных событиях.

КОМБ. НАТ. КРЕПОСТЬ – ЗАПАДНЫЙ ФОРТ – ДЕНЬ

Компьютерная графика. Газовый дым рассеивается. Лучи солнца освещают внешний вид оборонительных сооружений.

ТИТР: август 1915 г.

НЕМЕЦКИЙ ОФИЦЕР снимает противогаз, оглядывается по сторонам и стреляет из сигнальной ракетницы в воздух. Начинает звучать бравурный марш.

Это играет расположенный на лесной опушке немецкий духовой оркестр (ГРУППОВКА – 15 чел).

Комп. графика (размножение). Из полосы окопов поднимаются и шагают немецкие солдаты в противогазах – с винтовками (МАССОВКА до 200 чел.).

ПУЛЕМЕТЧИК (немец) снимает со стационарного «Максима» патронную ленту, его подручные готовят колеса – для перемещения позиции.

Дым над крепостью продолжает рассеиваться…

Многие солдаты рейхсвера снимают противогазы… Музыка звучит все громче… И вдруг со стороны русских позиций раздается выстрел.

Немецкий офицер падает замертво.

Солдаты продолжают движение вперед…

Со стороны русских позиций звучат новые выстрелы…

Наступательное движение немцев замедляется…

Из задымленных газом русских брустверов и разломов крепостных стен появляются шатающиеся фигуры – с ружьями и трехгранными штыками (МАССОВКА – до 120 чел.)…

Они молча идут на врага.

Крупно: лица…

В зубах многих русских солдат – окровавленные и мокрые от собственной мочи тряпки (так спасались от отравления боевым газом при отсутствии спецсредств)…

Укрупнения: кто-то выплевывает «кляп», кто-то срывает самодельный «намордник», выбегая из газового облака… Кульминация музыки.

Солдаты вермахта в ужасе останавливаются и в панике поворачивают назад…

Перепрыгивая собственные окопы, немцы убегают к лесу, в котором…

…играет их духовой оркестр!

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
«Атакой мертвецов» назвала этот подвиг русских солдат европейская пресса. Защитники крепости Осовец вызвали ужас у немецких солдат, которых было в десятки раз больше!..
(пауза)
Я пришел на смену этим героям.

Комп. графика. Взгляд на поле боя с высоты птичьего полета (геликоптер).

НАТ. ЛЕСНАЯ ДОРОГА – ТУМАННОЕ УТРО

По брусчатке вдоль болота движется колонна солдат российской империи… (МАССОВКА – 120 человек, оружие, походные обмотки из одеял, вещмешки, лошади, телеги, ящики и т. д.)

Два солдата разговаривают на ходу. Один из них – главный герой (ФЕДОР Смурнов). Второй – АГИТАТОР из «сознательных» рабочих.

АГИТАТОР
Откудова, ты говоришь?

ФЕДОР
Брянский «бульбаш». Родился на краю губернии.

АГИТАТОР
Акаешь, будто из Первопрестольной!

ФЕДОР
Старики говорят, что это они от нас наловчились.

АГИТАТОР
Да я не об этом… Ты грамотный?

ФЕДОР
(с гордостью)
У нас в местечке, считай, все мужики грамотные. Школа есть добрая.

АГИТАТОР
(с удивлением)
Жидовская?

ФЕДОР
Не-а – панская. Их супруга и дочки учительствуют. А я из христиан. На винокурне работал. Евреи у нас кучкуются вокруг базара: шкорники, сапожники, мастеровые…

АГИТАТОР
Кровь, значит, нашенскую пьют?!

ФЕДОР
Да – не-а, вроде. Они ж разные бывают!

АГИТАТОР
(убежденно)
Разные - да заразные! Ты думаешь, кто эту войну начал?

ФЕДОР
Австрияки?

АГИТАТОР
(усмехается)
Сам ты – «акий»!.. Про международный капитал слыхал?

ФЕДОР
Ну-у?..

АГИТАТОР
(продолжает)
Вот это и есть настоящие жиды – буржуи! Из-за них нас на убой и гонят!

ФЕДОР
С чего ты взял? Откуда знаешь?

АГИТАТОР
Я, земляк, еще в девятьсот пятом такую «школу» прошел!.. Слыхал про Кровавое воскресенье?

Федор не знает, что ответить. Глядит на «опытного» товарища с уважением.

ГОЛОСА В КОЛОННЕ
(озвучка)
– Тихо! Приказано передать!..
– Не курить!
– Разговорчики!
– Хлопцы, подходим!
– Выполнять приказ!

Над болотным туманом вспыхивает осветительная ракета.

Колонна, скрываясь в лесистой мгле, движется молча. Затихают даже звуки шагов…

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Немцы обстреливали крепость по часам - с перерывами на обед и ночной отдых. Мы огрызались в ответ, но скоро приспособились под их боевое расписание. На войне караульную службу солдату приходится нести постоянно. Первый мой часовой наряд, как оказалось, и стал последним!

КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 15 сек.)

НАТ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Федор и РАЗВОДЯЩИЙ (в шинелях – под землей прохладно!) спускаются по ступенькам в освещенный керосиновыми фонарями длинный и узкий проход.

ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ
(ЗК, громко)
Стой! Кто идет?

РАЗВОДЯЩИЙ
Отставить - это я! Смена караула!

Из темноты выглядывает хмурое усатое лицо в очках (ОСИПОВ).

ОСИПОВ
Говори пароль, ато стрельну!

РАЗВОДЯЩИЙ
Осипов, иди на хрен!

ОСИПОВ
(с ухмылкой)
Правильно. Проходи.

Он убирает винтовку за плечо и выходит навстречу. Смурнов заступает на пост у запертой двери подземного склада.

РАЗВОДЯЩИЙ
Федор, ты тут не расслабляйся! Месяц назад два анархиста вырубили часового и украли ведро хлебного! Под трибунал угодили все трое! Ясно тебе?

ФЕДОР
Так точно. Не дурень!

ОСИПОВ
Ага! Он эту байку всем новичкам повторяет. Нема тут водки и не было. Одна селедка в бочках – обрыдла уже!
(к разводящему, показывает)
Там по коЛидору есть запасные лежаки для раненых.
(к Фндору)
Только ты, паря, свечи не зажигай – проверяющий сразу увидит. А ты его шаги успеешь услыхать даже сквозь сон!

Он добродушно улыбается Федору.

РАЗВОДЯЩИЙ
Отставить!.. Осипов, я про эти твои «штучки» ротному доложу!

ОСИПОВ
 (с ухмылкой)
Через голову господина поручика? Неужто его гансы хлопнули?!

РАЗВОДЯЩИЙ
(в сердцах)
Иди, зараза… следом!

Они уходят по ступенькам наверх.

ИНТ. КРЕПОСТЬ – ШТАБНОЙ БЛОК - ДЕНЬ

В громко стучащем аппарате бежит и останавливается телеграфная лента.

Дежурный СВЯЗИСТ (подпоручик) отрывает ее и выходит в соседнюю комнату, где вокруг стола сидят старшие офицеры гарнизона (ГРУППОВКА – 7 чел.) во главе с ПОЛКОВНИКОМ.

СВЯЗИСТ
Господин полковник, разрешите?

Командир гарнизона кивает, берет ленту и читает текст присланного сообщения. Затем вопросительно глядит на подчиненного.

СВЯЗИСТ
Секретный код соответствует.

Командир гарнизона поднимается из-за стола.

ПОЛКОВНИК
Господа! Это подтверждение приказа командующего.
(через паузу)
Мы свое сделали… Отходим, как только стемнеет. Приказываю. Отряду минеров взорвать боевые позиции, склады с боеприпасами и коммуникации тыла.
(к офицеру)
Капитан Гуревич, вы остаетесь командовать заслоном. Распорядитесь, пожалуйста!

КАПИТАН
(со вздохом)
Есть!

Он выходит из помещения следом за дежурным связистом.

НАТ. КРЕПОСТЬ – ВНУТРЕННИЙ ДВОР – ДЕНЬ

Капитан Гуревич, взглянув на карманные часы, коротким взмахом руки подзывает разводящего.

КАПИТАН
Срочно снимай часовых караула! И проверь западный рубеж – чтобы там ни одной живой души не осталось!

Не дожидаясь ответа, офицер разворачивается и быстро уходит. Разводящий, по старой привычке взмахнув ладонью у виска, спешит в обратном направлении.

НАТ/КОМБ. НЕБО НАД КРЕПОСТЬЮ – ВЕЧЕРНИЙ РЕЖИМ

На фоне редких перистых облаков приближается и растет немецкий аэроплан (авиамодель 1: 10).

ЛЕТЧИК глядит на покрасневшую в предзакатных лучах русскую крепость.

НАТ. КРЕПОСТЬ – ВНУТРЕННИЙ ДВОР – ДЕНЬ

Усатый солдат по фамилии Осипов прислушивается к тихому рокоту авиационного мотора и снимает с плеча винтовку Мосина.

Немецкий аэроплан (модель) заходит на второй круг.

Осипов прицеливается и стреляет.

Проходивший мимо разводящий останавливается рядом с ним.

РАЗВОДЯЩИЙ
Осипов, ты опять за свое?! Приказано же: не проявлять активность!

ОСИПОВ
Так я ж только разок – напоследок… Позлить гада малость!

РАЗВОДЯЩИЙ
Да чтоб тебя!..

Сплюнув, он направляется к отдаленному бетонному бункеру.

НАТ/КОМБ. НЕБО НАД КРЕПОСТЬЮ – ВЕЧЕРНИЙ РЕЖИМ

Немецкий пилот достает из ящика под сидением небольшую бомбу, снимает жестяной колпачок с головки взрывателя и бросает вниз смертоносный снаряд.

Комп. графика. Маленькая бомба устремляется к растущим на глазах полуразрушенным сооружениям русской крепости и фигуре разводящего караул внутренней службы. Затемнение.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(из затемнения)
Не знаю, что в крепости происходило снаружи, но очнулся я в полной темноте и долго не мог прийти в себя. Взрывная волна разбила стекло настенной лампы и задула пламя. Дым и пыль мешали дышать, до слез чесались глаза, а голова раскалывалась так, что я совершенно не мог думать. Боль ослепила сознание, но я все-таки вспомнил: кто я и где нахожусь.

Федор откашливается и от спички зажигает фитиль керосинового фонаря.

ТИТР: Первые дни

Смурнов регулирует пламя светильника.

Полумрак окружает часового с двух концов подземного коридора.

Он с трудом поднимает с бетонного пола свою винтовку и прислоняет ее к дверному косяку. Затем достает из-за голенища правого сапога трехгранный штык.

Пошатываясь и опираясь о стену, с протянутым перед собой штыком Смурнов углубляется в темноту – в сторону каменной лестницы.

ФЕДОР
(спотыкается в темноте)
Господи, мать твою!

Солдат падает и встает. Ощупывает штыком ступени и пространство подъема. Слышны звуки ударов металла по закаленному кирпичу.

Он возвращается на свет и, подняв воротник шинели, садится у двери продовольственного склада.

ФЕДОР
(с ухмылкой)
Вот повезло – так повезло!

Он говорит тихо, но его шепот разносится по подземной галерее. Солдат прислушивается к шороху эха.

ФЕДОР
(громче)
Ау!.. Уа!.. О, боже!
(крестится)
Не-а… Вы тут, как хотите… а мне надо… немного…

Его голова, а затем и тело склоняются на бок.

Ладонь со штыком расслабляется…

Пламя керосиновой горелки слабеет на глазах – догорает фитиль…

Огонь в лампе увеличивается до нормального размера. Рука накрывает фонарь стеклянным колпаком.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Слава богу, в моем подвале одна из настенных керосинок оказалась не разбитой! Но я понимал, что без помощи извне и света мне не обойтись, и вспомнил слова очкарика про запасной лазарет.

Смурнов делает глоток из солдатской фляги и закручивает крышку.

Глядит по сторонам…

Замечает стоящее рядом с угловой аркой ведро и лежащую рядом метлу (ветки, привязанные к палке).

Федор движется по узкому и длинному коридору, освещая его самодельным факелом (из обмотанной тряпкой метлы).

Он проходит мимо двух запертых дверей и ряда расположенных вдоль одной из стен солдатских лежаков (откидные – на цепях).

Упирается в глухой тупик.

ФЕДОР
Не-а, эт-та тоже не выход!

Часовой оборачивается назад и поднимает факел к потолку.

Свет огня освещает небольшие и неглубокие ниши над досками откидных кроватей.

В ближайшей из них стоит сделанный из обрезанной гильзы подсвечник с огарком и лежат несколько целых восковых свечей.

ФЕДОР
Ага… Вот вы, родимые, где!

Часовой поджигает нить толстого оплывшего огарка и затаптывает пламя самодельного факела.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Я понимал, что керосиновый фонарь когда-нибудь догорит и обрадовался находке.

Количество света в подземном коридоре становится меньше.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(продолжает)
Всего я нашел сорок шесть свечей и полкоробка спичек. Но мысли, что про меня забыли, я себе не позволил. «Выход где-то есть – подумал я – дым от факела куда-то уходит!»

Федор медленно движется вдоль одной из дверей. Пламя свечи слегка наклоняется в ее сторону.

В двери имеется небольшое прямоугольное окошко. Стекла в нем нет.

Солдат пытается разглядеть: что там? Не хватает света.

Федор пытается сбить навесной замок прикладом винтовки. Не получается.

Чтобы было удобнее, он снимает шинель и просовывает под скобу штык. Изо всех сил тянет на себя – бесполезно!

Возвращается из темноты с обломком бетона и начинает долбить деревянную дверь штыком, будто стамеской.

Окованная металлом доска под его ударами мнется, но не ломается.

В отчаянии Смурнов хватает винтовку и, передернув затвор, прицеливается в замок.

Вспышка и грохот выстрела. Пуля рикошетит.

Федор изо всей силы бьет прикладом по двери.

Он задумывается. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ПЕРВЫЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Падает что-то тяжелое. Гремит металлический засов, и дверь со скрипом открывается. Смурнов с горящей свечой в руке заходит в первое складское помещение.

Он снимает со стены и зажигает керосиновую лампу.

Ее свет освещает многочисленные дубовые бочки.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
На первом складе я обнаружил квашеную капусту и соленые огурцы. Кисловатый рассол лишь увеличил мою жажду.

ЗТМ

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ВТОРОЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Металлический засов грохочет повторно, и открывается вторая дверь.

Федор появляется с керосиновой лампой.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Во втором помещении оказались бочки с селедкой, соленое сало, мешки с воблой и в углу насыпанная в кучу картошка.

Смурнов касается языком влажной стены.

Федор, облизывая пересохшие губы, подходит к картошке, берет одну и протирает рукавом…

… скривившись, смачно грызет сырую картофелину.

ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ТРЕТИЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Засов звенит в третий раз. Керосиновый свет освещает деревянные ящики.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Мясные консервы, сухари и мешки с воблой находились по соседству с местом моего поста – на складе номер три. В углу под ветошью я обнаружил корзину с кислым вином. Мне казалось, что я умираю от жажды!

Федор отбивает горлышко бутылки и наливает жидкость в жестяную кружку…

Захмелевший часовой развалился на ящиках рядом с импровизированным застольем (бутылки, вспоротая - трехгранным штыком, которого нет в кадре - жестяная банка, обломок сухаря и солдатская ложка).

Он покачивается и поет (стилизация под народную песню, мелодию которой можно использовать как лейтмотив фильма).

ФЕДОР
(громко)
Через луг, камыши да по лесу
Змейкой речка петляет-течет,
По тропиночке да по болоту
Парень в гости к любимой идет.
(жалостно)
Но не ждет его дома красавица,
Ей рябой да богатый нравится –
На стогу они сена целуются,
Обнимаются да милуются!..

КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 15 сек.)

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ИСК. СВЕТ

Часовой зычно подает сам себе громкие команды по обращению в строю с оружием и выполняет их:

ФЕДОР
На ремень. На плечо!.. Делай раз, делай два, делай три!.. Нале-во!.. Напра-во!.. Кругом!

Он выполняет команды, которые эхом отзываются во тьме коридора.

НАТ. БОЛОТИСТЫЙ ЛУГ У РЕКИ (ФЛЭШБЕК) – ДЕНЬ

Деревенские пацаны (групповка – 3-4 чел.) раскручивают самодельные пращи…

ФЕДОР-ПОДРОСТОК
(ему 10-12 лет, кричит)
Аза!..

Все выпускают каменные «снаряды» в сторону аиста. Испуганная птица взлетает.

ГОЛОС ОТЦА ФЕДОРА
(ЗК)
Ах, вы – сорванцы!.. Да чтоб вас черти за это!

Дети разбегаются. Остается лишь Федя.

ОТЕЦ
Федька, ты чо тут робишь?!

ФЕДОР-ПОДРОСТОК
Батька, так кушать жа охота!

ОТЕЦ
Ты – чо, сынок?! Это жа наша птица! Она с людями живет! Душа у ней имеется.

ФЕДОР-ПОДРОСТОК
А мяса, бать, скока!.. Неурожай жа!

ОТЕЦ
Ах, ты – сука голодная! Я вас – голодранцев - чему всю жисть учу?!..
(через паузу - другим тоном)
Пить надо, сынок, по глоточкам!

ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ТРЕТИЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. В тишине глухо звучат капли. Федор зажигает свечу. Прислушивается…

Капли звучат все громче - из угла продовольственного склада.

Смурнов отодвигает несколько ящиков с консервами в сторону и обнаруживает в стене небольшую нишу.

Пламя свечи заметно колеблется.

Федор поднимает голову и видит…

…уходящую в бетонный верх трубу вентиляции.

Он протягивает под нее ладонь.

Солдат убегает и возвращается с хозяйственным ведром. Подставляет его под капли.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Так у меня появилась вода. За сутки получалось собрать около четверти ведра. Но сразу же возникла другая напасть! И в голову пришли первые безутешные мысли.

В коробке - последние спички. Пять штук.

Смурнов глядит на огонь свечи.

ФЕДОР
Черт!.. Где жа вы, братцы?.. Куда все пропали?!
(через паузу)
Не можа этого быть!

Он берет подсвечник и выходит из склада.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

На последней закрытой двери читается надпись: «Вещевой складъ».

Федор забивает куском бетона изготовленный из железного уголка пристенной кровати рычаг в прогиб навесного замка.

Надавливает на него всем телом…

Замок трещит и падает, освобождая накладной засов.

Смурнов со свечой заходит внутрь.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Я потерял живое ощущение времени. Но думаю, что одной свечи мне хватало часа на три. Весь керосин я слил в одну емкость и берег его как лекарство. Помощь явно запаздывала.


КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 15 сек.)
 
ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ВЕЩЕВОЙ СКЛАД - ИСК. СВЕТ

Федор со свечой проходит мимо висящих шинелей, связок сапогов, дощатых полок с одеялами и простынями, рядами вещей казарменного быта – шанцевого инструмента, солдатских патронташей, фляжек, тарелок, кружек…

Видит десяток новых керосиновых ламп. Трясет одну из них – пустая.

Вскрывает бумажную упаковку – белые полотенца.

Трясет коробку с металлическими пуговицами.

Останавливается у стеллажа с нижними рубахами и подштанниками.

Берет и разглядывает чистое исподнее…

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Среди сотен вещей я нашел новые свечки, огниво и сухой войлок. Страх оказаться без света прошел, и я решил устроиться поудобнее.


ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Вокруг накрытой новенькими матрацем, простыней и одеялом откидной кровати горит несколько свечей в настоящих (а не в гильзе!) подсвечниках.

ТИТР: Прошел месяц

Смурнов новым кухонным ножом вскрывает банку (консервные ножи еще не были изобретены!)…

Берет ее за отогнутую крышку каминными щипцами и разогревает содержимое на маленьком пламени подсвечника.

ФЕДОР
Пропадите вы все пропадом!.. Вас бы лучша сюда! Навоюетесь там без меня… А я сабе подожду.
(вздыхает, через паузу)
Хорошо бы найти махорку!

Он берет из упаковки, нюхает и бросает в кружку щепотку заварки, наливает из чайника. От воды поднимается робко пар.

Свечи горят вдоль стены.

Федор катит по коридору пустую бочку. Скрывается в темноте.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Естественные нужды заставили меня проявить смекалку. Теперь я был сыт, одет и обустроен. «Хорошо, что под землей не водятся вши!» - думал я. И глубоко ошибался.


ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ТРЕТИЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Смурнов (здесь и далее - с подсвечником) резко оборачивается.

Он медленно приседает у мешка с сухарями.

ФЕДОР
Кажись, к нам пожаловали нежданные гости!

Ощупывает дырку в сукне, достает огрызок сухаря.

ФЕДОР
(продолжает)
Не-а, ребятки!.. Надо что-то делать или куда-то выбираться!


КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 15 сек.)

НАТ. РАЗВАЛИНЫ КРЕПОСТИ - ДЕНЬ
 
Два польских крестьянина отбивают кирпичи для хозяйственных нужд (диалог на польском языке с закадровым переводом).
 
ПЕРВЫЙ ПОЛЯК
(прислушиваясь)
Збышек, ты что-нибудь слышишь?
 
ВТОРОЙ ПОЛЯК
(мотая головой)
Пан Бронислав, после вчерашнего у тебя просто гудит в голове!
 

Конец перевода ЗК.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ
 
Смурнов остервенело молотит по бетону потолка у вентиляционного отверстия прикладом винтовки.
 
  ФЕДОР
(с надрывом)
Я здесь! Помогите! Кто-нибудь меня слышит?

Эхо тихо звучит в ответ. Солдат опускается на колени и прижимает ухо к стене.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Солдат задумчиво курит офицерскую папиросу, лежа на кровати.

У изголовья стоит прислоненная к стене винтовка с примкнутым сильно изогнутым штыком (деталь подчеркивает борьбу героя за выживание).

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ИСК. СВЕТ

В лазарете на кровати сидит Федор, задумчиво склонив голову.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА. РЕТРОСПЕКЦИЯ.

Смурнов с товарищем несут на носилках раненого штабс-капитана, рядом с носилками держа руку капитана, шагает полковой лекарь.

ШТАБС-КАПИТАН
(превозмогая боль, кричит)
Стой!
(обращаясь к лекарю)
Что с ногой Борис Аркадьевич?

ЛЕКАРЬ
(отводя глаза в сторону)
Что с ногой? Нет ноги, Андрей Павлович, но жить будете.

ШТАБС-КАПИТАН
(вздыхая, воздев глаза в небеса)
Я знаю, за что меня так господь наказал…

ЛЕКАРЬ
Какой господь… Это война… Шальной снаряд… Как говорится пуля – дура. Не повезло… Вон, Смурнову повезло, только отошел и… Бывает…

ШТАБС-КАПИТАН
Снаряд не шальной и пуля не дура. Всё в мире взаимосвязано – ничего просто так не происходит и не бывает.
(задирает голову к Федору)
Вовремя я тебя послал с поручением – душа безгрешная…

ФЕДОР
Так точно ваше благородие! Благодарствую!

ЛЕКАРЬ
Вы, Андрей Палыч фаталист?

ШТАБС-КАПИТАН
(к лекарю)
Вы эскулапы в бога не верите, а я верю. Он всё видит! Каждому воздает по его греховным заслугам.

ЛЕКАРЬ
А вас за что и так жестоко.

ШТАБС-КАПИТАН
Это еще не жестоко… А за что?.. Не скажу – стыдно и больно…

ЛЕКАРЬ
Я так полагаю – это та, известная всей читающей газеты России, женщина, от которой вы сбежали на войну…
(многозначительно возведя ввысь глаза)
Вы - такого высокородного происхождения!
(с недоумением)
Каким-то штабс-капитаном.

ШТАБС-КАПИТАН
Да, сбежал. Трусливо и подло… За что и наказан…

Штабс-капитан вздыхает и махает рукой, мол несите.

На пригорке виднеется палатка с красным крестом – полковой госпиталь.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ИСК. СВЕТ

В лазарете на кровати сидит Федор, задумчиво склонив голову.

ФЕДОР
(бормочет)
А меня за что?

Смурнов поднимает голову и с тоской смотрит по сторонам.

В подземелье мрачная гнетущая тишина.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ВЕЩЕВОЙ СКЛАД - ИСК. СВЕТ

Федор проходит вдоль знакомых стеллажей.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Я искал мышеловку или крысиный яд, но их на складе не было. Внутри нарастал ужас перед, как мне показалось, неминуемым сыпняком. В учебной части нас предупреждали о вреде и разносчиках окопных насекомых. Именно в этот момент я испугался, что остался один. Один на этом маленьком подземном свете.

Смурнов рассматривает рулон колючей проволоки… ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ТРЕТИЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Смурнов, прислонившись к стволу винтовки сидит «в засаде» напротив мешка с сухарями, опутанного колючей проволокой и установленного в углу склада. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ВТОРОЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Крыса уклоняется от попыток Федора попасть в неё кривым штыком.
 
Смурнов растерянно смотрит по сторонам.

ФЕДОР
(с досадой)
Вот, тварь! Сбежала!

ЗТМ

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Федор держа в руках подсвечник идет по коридору с напряженным вниманием к чему-то прислушиваясь…
 
У бетонной стены коридора под вентиляционным отверстием на потолке стоит пустая бочка.

Федор заглядывает в бочку.

По дну бочки мечется крыса, попавшая в ловушку из наклоненной палки от метлы с привязанным к ней кусочком сухаря на конце.

ФЕДОР
(с ухмылкой)
Ну, что, милая?.. Чем тебя – прикладом или штыком? Погоди - я сейчас…

Он уходит.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Смурнов осторожно опускает в бочку крышку от солдатского котелка, наполненную водой.

ФЕДОР
(сочувственно)
Жрать хочешь?.. Исхудала, небось, бедная!

Он достает из кармана и бросает туда же сухарь.

ФЕДОР
Так ты, дура, сюда попала, так жа, как и я?

Солдат обозревает панораму своего мрачного подземелья и вдруг опрокидывает на бок бочку с крысой…

Которая, отбежав метра три останавливается и оглядывается.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ

Смурнов сидит на кровати, задумчиво склонив голову.

ФЕДОР
(бормочет)
Господи!.. За что ты меня живым схоронил?.. За что?!

Он поднимает голову и крестится. В мрачной тишине.

НАТ. НА МЕЖЕ (ФЛЭШБЕК) – ДЕНЬ

У земельного пограничья соседних сел сходятся две группы молодых деревенских мужиков (по правилам – дерутся кулаками) и парней помоложе с колами.

В центре одной из враждующих компаний – яркий блондин (МИКОЛА, 18-22 года) со старой ржавой колодезной цепью, перекинутой через плечо.

КРИКИ
(озвучение)
- Бей крапивинских!
- Мужики, выдвигайся!
- Хлопцы, не ссать!.. Кучкуемся!
- Касьян, держися за моей спиной!
- Микола, давай!

Микола выскакивает из группы и бросается на Федора (около 20 лет), идущего впереди другой группы парней.

Цепь взлетает вверх, но Смурнов успевает увернуться и выставляет вперед руку.
 
Цепь обвивается вокруг запястья и ладони Федора.

ФЕДОР
Ах, ты - гад!..

Он толкает сапогом противника в пах и выхватывает из рук Миколы цепь.

Смурнов размахивает ею над головой…

По лицу Миколы бежит кровь.

Парень падает на пашню. Драка продолжается.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ВЕЩЕВОЙ СКЛАД - ИСК. СВЕТ

Федор, удобно устроившись, сидит на сложенном из матрацев, одеял и простыни «кресле».

На коленях у него лежит крыса, которую он ласково одним пальцем поглаживает по туловищу.

ФЕДОР
Сербы - тожа православные… Защитить их - богоугодное дело… Но можно жа было как-то договориться… Война – страшное горе для всех…
(к чутко дремлющей у него на коленях  крысе)
Вот мы жа с тобой договорились!



КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 15 сек.)

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. Солдат, поглаживая окладистую бороду, задумчиво смотрит на лежащую вверх лапками мертвую крысу.

ФЕДОР
Хорошей ты была подругой, Васька! Прости, ежели как-то обидел!

Тяжело вздохнув, он снимает с плеча кусок простыни,  и бережно заматывает тело мертвой крысы.

На глазах у Федора - слёзы.

ТИТР: Минуло полгода

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ
ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Я родился третьим сыном, поэтому на свою долю земли не надеялся. Все братья выросли здоровыми - мне не везло. Но работать я привык за двоих…

Смирнов рубит обломком бетона кирпичную стену, используя уголок металлической кровати. Звучит звонкий звук.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Железобетон двухметровой толщины даже под землей окружал меня со всех сторон, а пробить его было нечем…

Он роняет самодельное металлическое «зубило» на землю – в метре от раздолбанного бетонного пола (попытка вырыть подкоп).

НАТ. У СТОГА СЕНА (ФЛЭШБЕК) – ВЕЧЕРНИЙ РЕЖИМ

На предзакатном небе уже выглянула бледная луна.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Через неделю после драки на меже в наши деревни приехал полицейский урядник. Но в старых общинах – свои правила и порядки…

Смурнов тайно встречается с любимой девушкой – УЛЬЯНОЙ. Он обнимает ее и хочет поцеловать.

УЛЬЯНА
(отстраняясь)
Погоди – не смей!.. Федя, ты брата моего убил!

ФЕДОР
Я эта… не хотел… Уленька, он жа первый цепью начал!

УЛЬЯНА
(со слезами)
Все вокруг знают. Кровь он моя. Что нам теперь делать?

ФЕДОР
(решительно)
Уленька, давай в Брянск уедем. Там на фабрике - мой дядька…

УЛЬЯНА
(с болью)
Какая фабрика, Федя?.. Я в глаза тебе боюсь глядеть!

ФЕДОР
А ты пока не гляди!.. Мы сразу жа – в церковь. Я тебя всю жисть жалеть буду!

УЛЬЯНА
Позор-то какой будет!

ФЕДОР
Уленька, ежели любишь – какой позор?!

Они садятся у стога сена. Девушка плачет.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ

Смурнов вскакивает со своей откидной кровати.

ФЕДОР
(словно в озарении)
Я - убивец!.. Миколай, ты слышишь там, прости меня - грешного!

Он прислушивается. В его расстроенном сознании «из тьмы» подземелья звучит бессвязный шепот.

Смурнов становится на колени.

ФЕДОР
(крестится)
Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!..
Молитвы ради пречистыя девы-матери твоя…

Он склоняется до земли – голова исчезает в черной тени кровати.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Усатый и небритый, с пышной «шапкой» волос на голове - Смурнов сидит на корточках в одних подштанниках перед двумя котелками сэкономленной воды – горячей и холодной.

Он смешивает воду в ведре, пробует температуру и начинает протирать себя влажной тряпкой.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
От педикулеза первое время мне помогал разбавленный керосин, а потом пригодился огуречный рассол. Брился и стригся я редко - приходилось заставлять себя экономить питьевую воду. Страх в моей душе то появлялся, то исчезал…

Федор точит о кирпич столовый нож и осторожно пробует побрить щетину на щеке, промокнув перед этим ее жидким раствором мела. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ
 
Солдат дремлет на откидной кровати. На лице - блаженство.
 
НАТ. В РОДНОЙ ДЕРЕВНЕ (ФЛЭШБЭК) - ДЕНЬ
 
Два деревенских пацана (СТЕПКА и ГРИША), сидя на бревне за амбаром, с уважением следят, как Федя Смурнов с видом знатока сворачивает и склеивает слюной самокрутку.
 
ФЕДОР-ПОДРОСТОК
Учись, хлопцы.
 
СТЕПКА
(уважительно)
Ты прям, как мой батька!
 
Федор зажигает спичку и раскуривает самокрутку. Дает Степе затянуться.
 
Тот берет самокрутку, затягивается и, выпучив глаза, судорожно кашляет, выпуская дым. Хватается за живот – его подташнивает.
 
ФЕДОР-ПОДРОСТОК
 (пренебрежительно)
Слабак ты, Степка!
 
Он поднимает упавшую на траву самокрутку.
 
ФЕДОР-ПОДРОСТОК
Смотри, Гриш, как надо!
 
Подросток делает короткие затяжки – первую, вторую, третью…

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ
 
Смурнов полусонно смотрит по сторонам и задувает пламя свечи.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - КОРИДОР - ИСК. СВЕТ
 
Из ЗТМ. Федор, словно сомнамбула, медленно ходит по кругу вдоль стен.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Когда закончились офицерские папиросы, я еще долго думал о курении после сна или еды. Но с каждым разом - все меньше и реже…


ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ

Сидя на кровати, Федор открывает пачку чая (надпись на упаковке) и ловко делает из него самокрутку.
 
Солдат прикуривает от свечи, затягивается…

Он плюет и заходится в кашле.

КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 20 сек.)

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ - ЛАЗАРЕТ - ИСК. СВЕТ

Горит единственная свеча.

Под ее тусклым светом Федор лепит из размятого вручную использованного воска новые свечи.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Мне повезло, что все свечи на складе были из воска. В отличие от стеарина он испаряется очень медленно. Довольно скоро мне пришлось изобретать свечное производство. Фитили я сделал из ниток шинели и одеяла. Но все-таки воск испарялся!..

Смурнов умело вдавливает толстую нитку в самодельную восковую форму новой свечи. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР - ИСК. СВЕТ

Из темноты вылетает пустая гильза. Она падает и катится по бетонному полу.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Говорят: мой прадед умел охотиться ночью. Я бы, наверное, тоже легко научился. Зрение обострилось, но не настолько, чтобы выжить в бесконечной кромешной ночи. Поэтому я стал учиться этому заранее.

Смурнов появляется на свету с завязанными полотенцем глазами.

Он делает несколько шагов и останавливается в полуметре от гильзы.

Присаживается и щупает окружающий пол.

Ладонь накрывает бывший патрон.

ФЕДОР
(с облегчением выдыхая)
Кажись, начинает получаться!

Смурнов трясет зажатой в кулаке гильзой.

ИНТ/ПАВ. КОМБ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ТРЕТИЙ СКЛАД – ИСК. СВЕТ

Федор переживает душевный кризис. Он стоит у вентиляционной трубы.

ФЕДОР
(кричит)
Господи-божа! Этот крест не по мне!.. Почему ты хочешь моей смерти? Зачем жа толкаешь меня на самый страшный из грехов?!

Свеча гаснет от легкого дуновения. Из темноты проявляется вентиляционное отверстие. Луч света едва касается дна уходящей наверх узкой бетонной трубы.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Это был не свет, а его тень, которая достигала моего прижизненного «гроба» только пару дней в году – в середине лета. Для меня она стала как церковный образ. А эти несколько дней – святой пасхой…

Солдат крестится. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР – ИСК. СВЕТ

Из ЗТМ. С завязанными глазами Федор уверенно движется вдоль стены и заходит в дверь вещевого склада.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ЛАЗАРЕТ – ИСК. СВЕТ

Смурнов стонет, держась руками за перевязанную щеку – разболелся зуб.

Он перекатывается от боли на постели с боку на бок.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Молочные зубы мне удалили крепкой ниткой. Для других случаев в местечке имелся фельдшер, а у него – специальные инструменты… Под землей я должен был помочь себе сам…

Смурнов садится и берет каминные щипцы. Засовывает их в рот…

ФЕДОР
(кричит, что воет)
А-а-а!..

Он роняет щипцы на землю.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Я делал керосиновые примочки и полоскал зуб солью, а затем пытался его расшатать…

Солдат пьет из жестяной кружки и сплевывает.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
Он поддался и выпал с гноем. Я не мог есть с неделю – пока не спала опухоль.

Федор вскакивает и убегает в темноту.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – КОРИДОР – ИСК. СВЕТ

Смурнов бросает банку из-под консервов в кучу мусора рядом с переполненной бочкой.

ТИТР: Через полтора года

Уходит с подсвечником на продовольственный склад.

ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
От цинги меня спасала квашеная капуста. Со временем ее вкус становился все слаще. А время, когда я наслаждался светом огня, становилось все меньше. Я научился есть только холодное, переодеваться и жить в подземной темноте.



ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ЛАЗАРЕТ – ИСК. СВЕТ

Во тьме звучит хриплый кашель, сверкают искры от огнива, от которых воспламеняется кусочек ваты.

От этого крохотного костра Смурнов поджигает свечу.

Пошатываясь от слабости, он идет кровати…

ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Это была моя последняя свеча. И тогда же я заболел горячкой. Из лекарств у меня имелись только чай и тот же рассол…

Федор пытается вскипятить на маленьком пламени самодельного «примуса» (подставка из кирпичей) в кружке воду.

Его руки дрожат над поднимающимся вверх теплом.

Смурнов делает несколько глотков…

Одетый - в шинели – он укрывается одеялом.

НАТ. ВЫСОКИЙ ХОЛМ (КОШМАР БОЛЬНОГО) – ДЕНЬ

Федор в холстяной одежде поднимается по склону с тяжелым деревянным крестом на спине.

Он вспотел и устал. С его измученного лица капает пот. Или это слезы?

На вершине холма Смурнов видит свою молодую жену. Она машет ему рукой и… вдруг испаряется.

ФЕДОР
(кричит)
Ульяна!.. Ульяна! Любимая, где ты?!

Из-за холма появляются вооруженные солдаты рейхсвера (МАССОВКА – 10-12 чел.). Звучит марш духового оркестра.

Немцы окружают Смурнова.

Офицер надевает на его голову венок из колючей проволоки.

ФЕДОР
Не надо… Нет… Я - не он!

Он глядит в сторону и снова видит Ульяну. Жена стоит рядом с убитым в драке братом. ЗТМ.

ИНТ/ПАВ. ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ЛАЗАРЕТ – ИСК. СВЕТ

Вспотевший под одеялом солдат вздрагивает в бреду.

Огарок свечи догорает и гаснет.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Как я следующие семь лет прожил в темноте?.. На смену отчаянию пришло безразличие. Потом – смирение. Время остановилось. Только летняя тень света в середине лета напоминала мне о нем. А затем я едва не спятил…

КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (до 20 сек.)

КРИК ФЕДОРА
(в темноте)
Господи! Да будь ты проклят!.. Нет тебя на Земле! И под землей тебя нет!.. Никого нет – кроме этих кусачих тварей!

В дальнем углу подземелья сверкают искры, и появляется огонек.

Который растет на глазах.

Смурнов бегает в темноту и обратно. Он бросает в костер грязное исподнее и поношенное обмундирование.

ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Тьма - это ад. Бога здесь и правда нет. Лишь насекомые не боятся темноты. Но даже им надо питаться. И лучше человеческой крови здесь не было ничего. К тому же у меня давно закончился керосин, а через восемь лет и рассол.

Дым поднимается к потолку и затягивается в трубу вентиляционной шахты.

НАТ. РАЗВАЛИНЫ КРЕПОСТИ - ДЕНЬ

Два подростка ЯЦЕК и ЛЮДВИГ (10-12 лет) с самодельными деревянными винтовками играют в войну.

ТИТР: 1924 год

Один из них замечает дым, поднимающийся из-под земли.

ЛЮДВИГ
(по-польски)
Яцек, смотри!

Он показывает на развалины блиндажа.

ЯЦЕК
(по-польски)
Откуда он поднимается?

ЛЮДВИГ
(по-польски)
Откуда-откуда?!.. Из русского склада.

ЯЦЕК
А вдруг там снаряды?!

Они переглядываются и убегают.

НАТ. ПОЛЬСКИЙ ГОРОДОК – ДЕНЬ

На здании – герб Речи Посполита (красный орел) и шильда «Полиция».

Из дверей выходит ПОЛИЦЕЙСКИЙ, за ним появляются подростки. Они показывают в сторону леса и что-то объясняют.

НАТ. РАЗВАЛИНЫ КРЕПОСТИ - ДЕНЬ

Польские солдаты (ГРУППОВКА – 8 человек) долбят завал ломом и киркой.

Лошадь оттаскивает от взорванного блиндажа крупный кусок железобетона, освобождая небольшой лаз внутрь.

Командир саперов (ПОРУЧИК) подходит и заглядывает в темноту проема.

ГОЛОС ФЕДОРА
(из-под земли)
Стой! Кто идет? Стрелять буду!

Офицер отшатывается…

ПОРУЧИК
(по-польски)
Матка боска!.. Кто там?

Саперы в изумлении застывают на месте.

ПОРУЧИК
(кричит по-польски)
Эй, ты!.. Выходи – война давно закончилась!

ОДИН ИЗ СОЛДАТ
(по-польски)
Русский?!.. Не может этого быть!

Из разрушенного блиндажа выглядывает заметно поседевший длинноволосый и бородатый солдат царской армии – с винтовкой и кривым штыком наперевес.

ФЕДОР
(громко)
Кто такие, вашу мать?! Говори пароль!

Польские саперы медленно поднимают руки над головой.

ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Когда я выбрался на поверхность, яркий солнечный свет ослепил мои глаза. И польские саперы меня разоружили.


ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА – ДЕНЬ

Смурнов лежит в постели с повязкой глазах. Он – в новой больничной пижаме, умыт и побрит.

В комнату заходит ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ, с накинутым на плечи белым халатом.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Здравствуйте. Вы меня слышите?

Он говорит с прибалтийским акцентом.

ФЕДОР
(усмехнувшись)
Я слепой, а не глухой.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Понимаю. Я – представитель советского консула в Ревеле.

ФЕДОР
Какого консула?

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(исправляя свою ошибку)
А, ну – да!.. Российского. Сейчас это новая страна. У вас там случилась революция.

ФЕДОР
Какая революция?

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Советская… красная… большевицкая.

ФЕДОР
(с удивлением)
Какая?!

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Это не важно. Главное, что вы – русский.

ФЕДОР
Я – из-под Унечи. Бульбаш.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Ясно. А где это?

ФЕДОР
На границе губернии.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Понятно.

ФЕДОР
Мне – не очень. Немцев кто победил?

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
У них тоже - революция. Германия подписала капитуляцию. А в России случилась новая война - Гражданская.

Игровая пауза. Смурнов пытается осмыслить услышанное.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Федор, вы теперь – большой герой. Доктор говорит, что зрение поправится. Это временно.

ФЕДОР
А что такое «большевицкая»?

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Ну, да… Вы же столько лет… Это марксисты с Лениным. Партия, захватившая власть в вашем русском государстве.

ФЕДОР
Откуда, говоришь, родом?.. Ты жа точно не поляк! Что те надо?

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Я представляю здесь ваши интересы. В России сейчас… как это сказать?.. Разруха, голод. Понимаете?

ФЕДОР
У нас всегда это… Не в первой!

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(с надеждой)
Вы хотите оставаться в Польше?

Смурнов не отвечает - думает о своем.

КОМБ. ХРОНИКА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (до 30 сек.)

НАТ. ПОЛЬСКАЯ УЛИЦА – ДЕНЬ

Кто-то едет на авто, кто-то – в кибитке (ГРУППОВКА). Подросток (ЭПИЗОД) продает свежую прессу.

ГАЗЕТЧИК
(по-польски)
Сенсация!.. Русский солдат выжил под землей!.. Десять лет в темноте! Читайте сенсацию дня!

ЗК звучит перевод. Прохожие (МАССОВКА) останавливаются, покупают у мальчика газеты.

ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА – ДЕНЬ

ОФТАЛЬМОЛОГ разматывает бинт и осторожно снимает с глаз Смурнова непроницаемую для света ватную накладку.

ФЕДОР
(сидя на стуле)
Пан доктор! Я вижу свет!

Врач обходит пациента.

ФЕДОР
(улыбаясь)
И тебя я, кажись, тоже вижу!

ОФТАЛЬМОЛОГ
(с польским акцентом)
Не, пан… то ест испуг. Откройте глаза.

Федору страшно. Он сидит с закрытыми глазами и наоборот - сильно жмурится.

ОФТАЛЬМОЛОГ
(настаивает)
То яки ты жовнер?! ОткрывАй веки!

Федор едва щурится…

ОФТАЛЬМОЛОГ
(громко)
Живче!.. Докуль можна!

Глаза Федора широко распахиваются. Он поражен забытым ощущением зрения в солнечном свете.

НАТ. БОЛОТИСТЫЙ ЛУГ У РЕКИ (ФЛЭШБЕК) – ДЕНЬ

Одинокий аист на мелководье старицы охотится на лягушек и рыб.

Подросток Федя пробегает по берегу и останавливается. Он видит, как…

Ульяна приближается по тропинке к нему навстречу. Она встречается с ним взглядом и нежно улыбается…

Стоящему на месте мальчика седому Федору Смурнову в шинели рядового царской армии.

ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА – ДЕНЬ

Федор открывает глаза.

Он лежит на белоснежной постели и задумчиво улыбается.

НАТ. ПЛОЩАДКА У БОЛЬНИЦЫ – ДЕНЬ

Фотографы выстроились полукругом.

Офтальмолог и человек в смокинге дают интервью толпе журналистов (МАССОВКА – 20-30 чел.)

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(по-польски)
Панове!.. Русский солдат Федор по состоянию здоровья еще не готов появиться на публике. Но его доктор…

Показывает на офтальмолога, и тот с важным видом кивает несколько раз.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(продолжает)
Пан Войтович готов подтвердить, что зрение героя восстановилось почти на 100 процентов. А состояние его рассудка не вызывало сомнения с первого дня госпитализации. Это вполне здравомыслящий человек. Достаточно сказать, что… едва придя в себя, Федор СмИрнов изъявил желание стать нашим соотечественником и остаться жить в свободной демократической стране - Речь Посполита.

Вспышки магния. За спинами фотографов звучат редкие аплодисменты.

КРИКИ
(озвучка, по-польски)
- Пан директор, можно сделать его фото?
- Когда мы, наконец, его увидим?
- Господа, этот русский прозрел дважды!
- Пан Войтович, скажите несколько слов вы!
- Подождите! Куда вы?!

Человек в смокинге и врач скрываются за дверями клиники.

Интервью и закадровый перевод на русский язык закончены. Журналисты расходятся.

ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА – ДЕНЬ

Войдя в комнату, мужчины переглядываются…

На кровати Федора Смурнова нет!

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(по-польски)
Где полицейский?

Врач глядит на ручные часы.

ОФТАЛЬМОЛОГ
(по-польски)
В столовой сейчас – время обеда.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(по-польски)
Но где дежурная медсестра?

ОФТАЛЬМОЛОГ
(по-польски)
Я же говорю – персонал сейчас обедает.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
(по-польски)
Что у вас за порядки?!

Он заглядывает в платяной шкаф.

На плечиках висит пижамный костюм больного.

ЧЕЛОВЕК В СМОКИНГЕ
Здесь нет его формы и шинели!
 
ОФТАЛЬМОЛОГ
(по-польски)
Далеко уйти он не мог.

Они выбегают и помещения. Закадровый перевод заканчивается.

КОМБ/НАТ. РАЗВАЛИНЫ КРЕПОСТИ - ДЕНЬ

Съемки с оперкрана. Бастионы начинают зарастать. Но еще хорошо видно, как среди разрушенного снарядами железобетона и кирпичей играют в войну самодельными деревянными винтовками два мальчика – Людвиг и Яцек.

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Сфотографировать они меня не успели. И фамилию мою записали неправильно. Я переночевал в ближайшем лесу и пошел на Восток. Компас для этого мне был не нужен. Правильное направление я угадывал сердцем.


КОМБ. ХРОНИКА ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ В СССР (до 20 сек)

НАТ. КАРТОФЕЛЬНОЕ ПОЛЕ - ДЕНЬ
 
Смурнов, воровато оглядываясь по сторонам, копает руками молодую картошку.

Он распихивает клубни по карманам шинели.

НАТ. БЕРЕГ РЕКИ - ДЕНЬ
 
Федор выкапывает веткой из-под углей печеную картофелину.

Перекидывает ее из ладони в ладонь и с аппетитом ест.

Он подбрасывает на угли хворост.

НАТ. БЕРЕГ РЕКИ - ДЕНЬ
 
Смурнов, раскинув руки, тревожно дремлет. Просыпается от гудения жука, пытающего сесть на его волосы.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
«Насекомое в волосах - это к несчастью», - говорила когда-то моя матушка. Но я не придавал приметам значения.
 
Смурнов, отмахиваясь, поднимается.

Он ополаскивает лицо в речной воде, смотрит на солнце и уходит на восток.

НАТ. ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА – ВЕЧЕРНИЙ РЕЖИМ
 
Смурнов шагает в лунном свете.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Днем я отдыхал, собирал и ел ягоды с грибами. А ночью, чтобы не привлекать внимания, шел от леса к лесу. Лунный свет, подобно солнцу, освещал мне дорогу.
 
Федор смотрит на звезды и задумчиво улыбается. ЗТМ.

НАТ. ЛЕСНАЯ ЧАЩА - УТРО
 
Из ЗТМ. Смурнов, двигаясь по тропинке с длинным крепким посохом от сухой лещины, слышит впереди протяжный жалобный скулеж.

Раздвинув кусты, он видит…

…матерого волка, зажатого петлей от силка.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Ему повезло, что, петля захлестнула не шею, а вытянутую лапу с головой. Мне бы пройти мимо, но я все-таки освободил зверя и продолжил свой путь.
 
Смурнов, уходя, оглядывается…

Изголодавшийся и ослабший волк глядит солдату вслед.

НАТ. ПОЛЯНКА В ЛЕСУ - ДЕНЬ
 
Смурнов, раскинув руки, тревожно дремлет. К нему осторожно, словно на охоте, подкрадывается волк, оскаливается и… ложится рядом с Федором.
 
ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
(ЗК)
Спасенный мною волк второй день сопровождает меня. Я даже дал ему кличку - Серый.
 
Смурнов, просыпаясь, поднимается.
 
Серый вскакивает и отходит в сторону.
 
Федор потирает ладонями лицо и, приветливо помахав волку, смотрит на солнце и уходит на восток.
 
НАТ. ГРАНИЦА БССР – ДЕНЬ
 
Смурнов выходит на открытое пространство между двумя перелесками.
 
Он задерживается у разноцветных (синий и оранжевый) полосатых столбов с пограничными надписями: Речь Посполита (по-польски) и БССР (кириллицей).
 
Оглянувшись, Федор идет дальше.
 
Он приближается к белорусским и - таким родным для него! – березам…
 
КРИК ИЗ ЛЕСА
(ЗК)
Стой! Кто идет? Стой на месте!
 
Двое советских ПОГРАНИЧНИКОВ переглядываются (в замаскированном окопе).
 
Один из них держит нарушителя в прицеле.
 
ПЕРВЫЙ ПОГРАНИЧНИК
На контру, вроде, не похож.
 
ВТОРОЙ ПОГРАНИЧНИК
В погонах гад прет… Из банды Булаховича!
 
Он тоже прицеливается.
 
Первый пограничник вылезает из окопа и с винтовкой наперевес выходит навстречу Смурнову.
 
Смурнов ускоряет шаг – он широко улыбается и машет руками.
 
ФЕДОР
Не стреляйте! Я – свой! Я из-под Унечи!
 
Пограничники снова переглядываются.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Красноармейцы меня увидели первыми. Граница оказалась без колючей проволоки, и это меня обрадовало. Поляки мне не соврали. Значит это правда – война закончилась…
 
Из-за спины Смурного выскакивает Серый.
 
Волк с грозным рычанием набрасывается на первого пограничника.
 
Из замаскированного окопа раздается выстрел.
 
ГОЛОС РАСКАЗЧИКА
(ЗК)
Она закончилась и для Серого…
(звучит второй
выстрел)
и для меня…
 
Смурнов падает вперед, рядом с волком - лицом к Родине. Съемка с геликоптера.
 
КОМБ. ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ
 
Титры проходят на фоне хроники и фотографий СССР в 1930-тых годах (до 60 сек.).

©Александр Владимирович ДЕМЬЯНКОВ, 220103, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Калиновского, д. 41, кв. 23, тел. 358-07-60, МТС +375298650812, alexdiak@mail.ru
Сергей Иванович ДОЛГИЙ, Республика Беларусь, г. Минск. ул. Семенова 26 кв. 41 Тел. 235-96-60, +375293931703,
serega.dolgi@yandex.by


Рецензии