Израиль. Пещера патриархов. Продолжение

               
     Вход в храм сквозь рамку металлодетектора у западного угла здания. Четыре мемориала стоят по обе стороны крытого внутреннего двора. Справа – символические могилы Авраама и Сары, слева – Яакова и Леи. Каждый кенотаф установлен в отдельном восьмиугольном помещении. Все они укрыты ткаными покрывалами с арабским орнаментом. Увидеть их можно было через запертые решётчатые двери из двух разделяющих каждую пару холлов.

     Кенотафы Ицхака и Ривки находятся в юго-восточной части здания, превращённой в мечеть. Входить туда евреям разрешается только в особо почитаемые ими 10 дней в году, например, когда читается субботняя глава Торы о жизни и смерти Сары, в дни Рош Ха-Шана, Йом Кипур, Суккот. Несколько дней в году, во время мусульманских праздников, весь храм для евреев закрывается. В остальное время здание разделено; евреи могут проходить через западный вход в его северо-западную часть, а мусульмане через северный вход – в юго-восточную.

     Хотелось, конечно, узнать что-нибудь о самой пещере, из-за которой началась эта история. Известны два входа в пещеру, оба из юго-восточной части здания, т. е. из мечети. Увидеть их мы не могли. Вот те немногие, порой, противоречивые сведения, которые удалось найти. За стеной, отделяющей кенотаф Авраама от мечети, находится узкая вертикальная шахта диаметром около 30 см, закрытая сверху декоративной решёткой под украшенным резьбой куполом. Другой вход, заваленный большим камнем, укрыт молитвенными коврами возле юго-восточной стены здания, рядом с тем местом, где снаружи была знаменитая «седьмая ступень».

     Во времена крестоносцев раввин из наваррского города Тудела, Вениамин Тудельский на сто лет раньше, чем Марко Поло, путешествовал по западной Азии. Посетив Хеврон в 1163 году, он записал: «Древний Хеврон, стоявший на горе, уже разрушен; нынешний же Хеврон находится в долине на поле Махпэйла, и в нем большой храм во имя святого Авраама, бывший во время владычества израильтян еврейской синагогой. Христиане сделали здесь шесть могил и назвали их именами: Авраама, Сары, Ицхака, Ривки, Яакова и Леи; говорят всем путешественникам, что это гробницы патриархов, и собирают деньги (т. е. по его версии кенотафы были построены ещё до прихода мамлюков). Если же явится еврей и даст денег привратнику пещеры, то ему отворяют железную дверь, сделанную еще во время праотцов, и он спускается с зажженною свечою в руках, но ни в первой, ни во второй пещере не встречает ничего; в третьей же действительно находит шесть лежащих одна против другой могил: Авраама, Сары, Яакова, Ривки, Ицхака и Леи, с соответствующими надписями. На могиле Авраама надпись гласит: “Это могила Авраама, блаженной памяти, праотца нашего”. Такая же надпись на могиле Ицхака и на всех прочих. В пещере зажигается лампа, которая горит день и ночь над могилами. Там же видны бочки, наполненные костями израильтян; евреи привозили сюда своих покойников и кости своих предков, складывали и оставляли их там. В конце поля Махпэйла стоит дом праотца нашего Авраама, благословенна память его, и перед домом источник. Других домов здесь строить не дозволено, из уважения к памяти патриарха».

     Пещеры были обнаружены в 1119 году монахом по имени Арноул, который, почувствовав однажды сквозняк возле юго-западной стены тогдашней церкви, обнаружил под плитами пола комнату, облицованную каменной кладкой времен Ирода. Продолжая искать источник тяги, он простукивал стены и, удалив часть кладки, увидел узкий проход (который позже назовут арабским словом сердаб), частично засыпанный обрушившейся облицовкой. Разобрав завал, Арноул добрался до круглого зала с оштукатуренными стенами, в полу которого увидел квадратный камень, слегка отличающийся от других и, подняв его, попал в наполненную пылью пещеру. Удалив пыль, Арноул нашёл там кости. Он отмыл их в вине и аккуратно сложил. Арноул верил, что это были кости библейских патриархов и высек на стенах пещеры их имена.

     Через какое-то время после захвата Хеврона Саладином в 1188 году вход в пещеры был заблокирован, но в потолке над круглым залом пещеры успели пробурить скважину и закрыли её сверху декоративной решёткой. А совершивший в 1210 году паломничество в Палестину из Франции раввин Самуель бен Самсон свидетельствует, что в пещеру ещё можно было «спускаться по 24 ступеням в настолько узком проходе, что стены касались обеих рук» 

     В 1967 году, после Шестидневной войны, Хеврон оказался во власти сил обороны Израиля. Министр обороны Моше Даян, археолог-любитель, попытался проникнуть в пещеры. Даян не знал, где расположен вход через сердаб. Он нашёл тоненькую, субтильную 12-летнюю девочку по имени Мишал и спустил её с кинокамерой через 30-сантиметровое отверстие скважины-шахты. Мишал обследовала круглый зал, но не нашла камня, закрывающего проход в пещеру. Однако она обнаружила лестницу ведущую наверх, к заблокированному входу. Согласно отчёту, представленному Мишал, когда её подняли на поверхность, она насчитала 16 ступеней в 17-метровом проходе шириной 53 см и 1 м высотой. На полу круглого зала она увидела три каменных плиты с арабскими надписями.

     В 1981 году бывшему директору Управления Древностей Зееву Жевину удалось посетить пещеры с группой еврейских поселенцев. Они вошли, открыв проход у юго-восточной стены. В круглом зале Жевин нашёл квадратный камень, маскирующий дальнейший проход. Под ним открылись две пещеры, первая – пустая, и за ней вторая, овальная, меньшего размера, с черепками керамики и винных кувшинов.

     В настоящее время 81% территории Махпейлы входит в вакуф (в мусульманском праве — имущество, переданное государством на религиозные или благотворительные цели). Почитание мертвых в исламе запрещает доступ к могилам и препятствует проведению серьёзных археологических работ.

     Еврейская традиция не сохранила подлинных образов наших далёких предков. Из Торы известно лишь, что в молодости Сара была «женщина прекрасная видом». Но нет более надёжного способа передачи информации, чем записанная в ДНК генетическая память. И этот «вид» невольно представила при нашем выезде из Махпейлы восемнадцатилетняя Софи,улыбнувшаяся з-за прилавка в магазине сувениров. Мне показалось, что примерно такой могла быть молодая Сарай, когда Авраам взял её в жёны. Потом 90летняя Сара родила ему Ицхака и стала праматерью еврейского народа.   


Рецензии