Чёрно-белые звери
Зебру и пингвина упоминают Хлоя и Элла за столиком в «Доме у дороги» в финале эп. 9. Во время их пятнистой от неясностей болтовни Хлоя сообщает Элле, что зебра опять вышла, а Элла спрашивает подругу, видела ли она пингвина. Обе не к месту смеются, и Элла обнюхивает и чешет свои пахучие железы. Разговор будто плавает в психотропных испарениях, смысл сказанного просвечивает чересполосно и несёт тяжёлые убытки. Элла вроде бы потеряла работу из-за наркотиков, но тут же нашла такую же на другой стороне улицы (нашла так же быстро, как скунс переместился на другую сторону отеля?). Но причём здесь зебра и пингвин? Естественно, и данная линия решительно обрывается: зритель больше не встретит этих девушек, и не услышит ни про зебру, ни про пингвина.
На предметы с чёрно-белой маркировкой неизбежно налипают шахматные аналогии, и это тем более верно для ТП3, поскольку подобрать скунсу, зебре и пингвину эквиваленты среди шахматных фигур не составляет никакого труда. Очевидно, что зебра – это шахматный конь. Пингвин своим титулом («императорский»), и вдобавок неспешностью, степенной неповоротливостью напоминает короля (король не самая мобильная фигура, он ходит только на соседнюю клетку и обычно большую часть партии, вплоть до эндшпиля, стоит неподвижно за пешечным ограждением в углу доски). Линчевский скунс, напротив, настоящий скакун; способен стремительно перемещаться и быть чуть ли не сразу в двух местах одновременно: и в комнате миссис Хаусман, и на другой стороне отеля. Только одна фигура в шахматах обладает подобной манёвренностью – ферзь.
Шахматные метафоры давно потеряли позолоту, ими никого уже не удивишь, но в данном случае сквозь скорлупу шахматных клише проклёвывается парадоксальный замысел Линча: переснять второй сезон ориентируясь на прежний сценарий (то есть, «Твин Пикс: Возвращение» – это не третий сезон сериала, а пропущенное через линчевскую зернотёрку продолжение второго, как если бы эпизодов 19–29 старого «Твин Пикс» никогда не существовало). В Twin Peaks: The Return по наследству из второго сезона помимо прочего перешла и шахматная тема. Линчу пришлось взять на выращивание и прокорм тривиальный и несущественный для сюжета трюк, являвшийся частью кустарной росписи событий второго сезона – противостояние Купера и Уиндома Эрла сопровождается заочной шахматной партией. В ТП3 чёрно-белые принты перестали быть просто красивым орнаментом. Шахматы возвышаются над сложным сюжетным маршрутом как VIP-трибуна, предоставляющая грандиозный панорамный обзор действия и расположенная в шаговой доступности от понимания его первостепенных поворотов, завязки, кульминации и развязки.
Купер как олицетворение раздвоенной воли Мечтателя имеет лошадиную, причём дуалистичную чёрно-белую природу; его пространственно-временные броски есть не что иное, как шахматный «ход конём». «Ходит конём», т.е. прыгает между разными мирами, даже одомашненный, мирно пасущийся в офисе Даги-Купер. Тогда управляющие табуном Куперов персонажи-возничие Пожарный и Майк должны символизировать шахматных королей. И действительно, оба они медлительны и способны двигаться только в ограниченном пространстве – Пожарный постоянно пребывает в своей башне, а Майк практически не отлучается из Красной комнаты. Пожарный носит смокинг, что перекликается с пингвиньим смокингоподобным маскировочным окрасом: белая грудь, чёрная спина. Естественно, не следует забывать, что имя голландского актёра Карела Страйкена, исполнившего роль Пожарного, в славянских языках означает «король». Отношения, аналогичные отношениям Пожарного и Купера, связывают Даму-с-поленом и Хока. Дама-с-поленом столь же малоподвижна, как и Пожарный, и она инструктирует Хока тождественно тому, как Пожарный инструктирует Купера. Очевидно, что в этой паре Дама-с-поленом кучер, а Хок – рабочая лошадка. Для любителей ломать «четвёртую стену»… Сыгравшего Хока актёра зовут Майкл Хорс (Michael Horse), а английское horse означает «конь».
Ферзь, или королева – самая мощная, мобильная, манёвренная фигура на доске. В начальной позиции король и ферзь располагаются рядом, на соседних полях. Если плохо передвигающиеся персонажи представляют собой шахматных королей, то, соответственно, действующие поблизости, дополняющие их энергичные, патронажного типа, как правило, женские персонажи – это ферзи, или королевы. К их числу можно отнести Беверли, чью инициативность оттеняет пассивный, бессильный, беспомощно наблюдающий за драматическими коллизиями внутри собственного семейства тихоходный Бен, который лишь изредка встаёт из-за стола и выходит из кабинета и которого зритель никогда не видит за пределами отеля; Трейси, предприимчивую на фоне застойного, страдающего моторной заторможенностью Сэма, запертого в комнате со стеклянным кубом; размашистую Эллу, весьма смахивающую на скунса: неприятный запах, наркотики, резкий скачок «на другую сторону» (отеля/улицы). Правда, в случае Эллы короля рядом нет, но, вероятно, «Дом у дороги» расположен на ферзевом фланге сериала.
Свидетельство о публикации №221061600041