Пустите Дуньку во МХАТ!

А не сходить ли нам на премьеру в театр?

Не посмотреть ли нам Пародию-гротеск в I действии?

Новый День
В урезанном виде, как теперь принято?

Решено. Смотрим МХАТовский ремейк Школа этуалей(звезд) по мотивам и словам Николая Евреинова.

(Кстати, для интеллектуалов, "Школа этуалей"(звезд). Сценография и постановка Александра Пономарева Чет-Нечет-Театр, 1991 год. Впервые поставлена в «Кривом зеркале» 11.11.1911 года. ). (Русский театр в кривом зеркале пародии.)


 
В приводимом тексте присутствуют авторские доработки постбуржрев периода. Здесь пародируется модная в начале 20 века система кафешантанных «звёздочек», что, в принципе, типично и для нашего с вами времени. Времени искусственного «зажигания звёзд эстрады и , увы, театра». Увы. И ещё раз ,увы. Это время всё никак не кончится...вроде, вот-вот, ан, нет, сорвалось опять на те же пошлости.

Вот и МХАТ туда же. Если раньше писали - "гастролирует", теперь впору писать "хайпирует". Если ранее была "примадонна", теперь скорее "хуцпа-донна".

И так, занавес открывается... и мы видим... мы видим...

...Масса наглых, кричащих плакатов и фотографий с изображениями умопомрачительных танцовщиц. У авансцены небольшая эстрада. Слева у пианино крошечный оркестр "подозрительных музыкантов".

При поднятии занавеса директор МХАТа выходит из себя. Это очень гордый человек, не лишенный "экзотики" во внешности, говорящий с иностранным акцентом и не знающий, как все стихийно талантливые натуры, меры своему негодованию.

Директор (орет). Не так, не так, черт вас дери!.. Сколько раз мне повторять!.. Годовалый ребенок и тот поймет, что если задираешь правую ногу, то на левой надо присесть. Что вы, в прачки готовитесь?


Узова (чуть не плача) А какая левая?

Директор (орёт). Я не дам себя компрометировать.(Хлопает в ладоши.) Сначала!.. (Музыкантам.) Эй!.. (К Узовой) Да улыбайтесь, черт вас дери!.. Улыбайтесь! Вы не на похороны пришли.


Узова (поёт и танцует). "Нам успели надоесть стрип-пластика и пилон, и вот новый танец есть. И он- чемпион.

"Бузо-пола" наш теперь кумир. "Бузо-пола" удивляет мир. Заплясала я его, в нём огонь и блеск, веселее он всего... "Бузо-пола" может вас привести в экстаз.

Задавал всегда нам тон современный Вавилон. И понятно, почему все стремимся мы к нему ". (Танцует отыгрыш.)

Директор (к Узовой). Вы понимаете, что вы поете, как корова, или не понимаете?

Та молчит.

О чем говорится в этом хите?.. Отвечайте...

Та молчит... А... да вот, что"Бузо-пола", очень, эта, улётный танец... и что ... (увядает)

Директор. И все? Очень остроумно. Замечательно. Я вижу, вы даже не понимаете слов, которые знать наизусть - ваша священная обязанность. И понимать! Например: "Задавал всегда нам тон современный Вавилон". Что такое Вавилон? Отвечайте.

Узова молчит... Это город.

Директор. Какой город?

Узова. Вавилон...

Директор. Ну а Вавилон что такое?

Узова. Так я же сказала - город.

Директор (презрительно смеется). Это Париж!..

Узова изумлена. Об этом здесь не сказано. Откуда же я могла знать?

Директор. Так ведь надо же догадываться. Вам бог зачем голову дал? Отвечайте.

Бузова. Париж. Теперь я знаю.

Директор. Ну а что такое Париж?

Узова (кидается в ответ, как в омут). Это современный Вавилон!

Директор. Поняли теперь? (в сторону) И как только ей подписчиков удалось заманить? (с чувством) Фффанера...

Узова. Что?

Директор. Вам лучше под фанеру петь. А то вы когда поёте - на раскоряку застываете. А под фанеру хоть двигаться будете. И выше ноги, выше ноги! Я не дам себя компрометировать... Начинайте!.. Улыбайтесь, черт вас дери...

Узова поет и танцует.

Директор (важно). Трактовка, в общем, верна. Вы, видно, работали над тем, что я сказал. Однако деталировка фразировки интонации припева слишком примитивна. Больше психологии! Заклинаю вас всем святым: больше психологии! Не скупитесь на психологию. Не жалейте ее! Это главное. А затем ритм. Ритм, ритм и ритм. Вы должны священнодействовать, когда исполняете хит. Музыка "Танец апашей"! (Бузова танцует свой танец. Директор отбивает такт ногой и прикрикивает.) Чище! отчетливей!.. Садизму больше! Садизму! Умоляю вас, побольше садизму,- в этом вся сила... Экспрессия! Психология! Не забывайте психологии. В такт. Раз, два... Психология.


(По окончании танца.) Если б я захотел указать вам все недостатки, то мне бы не хватило целой недели, чтобы все перечислить... Прежде всего, дорогая, в вас слишком мало бесстыдства. Если вы хотите из себя невинность корчить, то идите в монастырь, а не дергайте мне нервы.

Сделайте грандэкар с подъемом!

Узова делает.

Директор. Да, это бесстыдно, но это неприлично. Надобно сделать так, чтобы и публика осталась довольна. Я вам советую серьезно это обдумать, если вы хотите посвятить себя искусству... Ваше бесстыдство элементарно. Затем, если вы такая недотрога, что вас и за волосы не дерни и талию не мни, то посадите себя в банку с ватой, а не изучайте танец апашей. (К музыкантам, которые громко разговаривают, играя в карты на клавиатуре пианино.) Мы вам не мешаем?


 
Те конфузливо стихают.

Здесь МХАТ, а не кабак!


Что такое МХАТ? (Больше обращаясь к другим, чем к ней.) Многие думают, что это так себе... Фу ты, ну ты, раз, два, три... Ничего подобного. Нас приезжает смотреть публика, которой нужно эстетическое отдохновение. Начальство, банкиры - пойдут они после тяжелой дневной работы смотреть какого-нибудь Шекспира, и других? Никогда.

Они слишком много имеют драм за целый день. Им драма не нужна.

Пойдут они в комедию? - тоже нет. Куда же идти такой публике?

Они идут в МХАТ. (Смех.)

И это не смешно, потому что здесь они имеют заслуженный отдых, здесь они могут набраться сил на завтра, здесь они видят грацию, остроумие, хорошую чистую работу, словом, все то, что на службе они совсем не видят!..

Я умоляю во имя высшей цели, дайте им это первого качества! Отнеситесь же к своему делу серьезно. Я призываю вас не ради себя, а ради пользы отечеству!

Окружающие аплодируют.

Занавес. Да занавес же!


Рецензии