Семейные записки. Вступительная часть

               
Вступительная   часть

Мой  отец, Полонянкин  Фотей  Прокопьевич  (25.09. 1924г.  -  29.03.1999г.), уроженец  деревни Новый Шагирт  Куединского района Пермской  области,  участник Великой  Отечественной  войны, оставил  мне  несколько  записных  книжек  и  тетрадей со  своими  записями,  воспоминаниями  о  семейных  событиях,  о  своей  жизни  в разные  периоды  времени.  Вместе  с записями  оставил   просьбу:  изложить  его  воспоминания  для  будущего   поколения,  родственников  и  всех   заинтересованных  лиц.
         Изредка  я  вспоминал  о  просьбе  отца, заглядывал в  его  записки, неоконченные  письма и  размышления о партии, о  сталинизме,  о  войне  и  другом. Но плотное  знакомство  с  ними  откладывал  и откладывал,  не  готов  был: мою  жизнь  занимали  какие-то текущие  дела и  хлопоты.   
Вначале  своих  записей  отец делает  вступление: « Перед  своей  кончиной хочу  рассказать  своим  детям  и  внукам  истину о своих  прародителях…».  После  этого прошло  более двадцати пяти лет, дальнейшее  свое  бездействие допустить  не  могу. 
      Свои  воспоминания  отец   назвал: «Двадцатый   век. Три жизни: отец, сын, внук». Позволю  себе  упростить  и  расширить  это  название  для  получения большей свободы  в  изложении  семейной  истории. Итак, «Семейные записки».
Нужно  сказать, что отец  прожил   непростую жизнь: родился  в деревне,  в  старообрядческой  семье  на Урале,  где провел детство и юность, принимал участие  в великой  отечественной войне, после  ранения (декабрь 1943), окончил Сызранское  танковое  училище  (1944-1945 г.г.), был  членом  КПСС. После войны  и  демобилизации,  работал  в  управленческих  структурах  районного звена,  в 1948-1950 году обучался и  окончил  Молотовскую государственную двухгодичную школу по  подготовке руководящих  кадров  колхозов,  некоторое  время  работал  председателем  колхоза, в 1954-56 г.г. отбывал наказание в городе  Ангарске  за  кражу, был освобожден  досрочно,  а в 1960г. реабилитирован. 
После  несправедливого осуждения, наказания  и реабилитации осталась  обида на  существующую партийную систему  и власть: все  предложения  восстановиться  в  партии и работать в управленческих структурах отвергал, до пенсии работал дизелистом, механиком на  буровых  в  нефтеразведке   и  предприятиях  нефтяной отрасли.  Как    и большинство людей  с  подобной  судьбой,  заливал   горечь  жизни спиртными  напитками, что приносило   облегчение  на  какое-то незначительное  время.   В общем,  обычная  история  нереализованных  способностей  русского человека советского периода, которая   называется: «Горе  от ума».
       Отец  регулярно  занимался  самообразованием, интересовался политикой, много  читал, стремился  к знаниям; всё существующее  рядом  с ним   молодое  окружение: племянников, племянниц, их  родственников, друзей  и  знакомых  убеждал  в  необходимости  получения   образования  и  не безуспешно. Всегда всем  говорил  и уверял, что в период социализма,  только  образование  расширяет  возможности  человека  и  дает  шанс обустраивать   жизнь  по  его  усмотрению,  кардинально  поменять ее за  короткий  промежуток  времени. 
          Записи  отца можно  назвать  мемуарами, повествованием   о событиях  прошлого, в  которых  он  принимал участие сам или был наблюдателем, либо  узнал от других  очевидцев.   Пересмотрев  записи,  считаю, что в  некоторых моментах истории  семьи  нет  точности  изложения  событий  или  имеются предположения, особо это касается девятнадцатого и начала двадцатого  веков. Но, это  видение жизни  того  времени  глазами отца. 
       При  изложении и редактировании материалов, я взял  на  себя  смелость и  расширил  границы повествования, тем более  что сегодняшние  возможности  получения  информации  и  использование  архивных  данных позволяют  сделать это, не выходя  из  кабинета. Отдельные фрагменты  семейной истории будут  излагаться в   виде  рассказов или миниатюр: начало этому положено историческими  приключениями  «Беглянка» - история о жизни  молодых  влюбленных середины семнадцатого  века.
Надеюсь, что эти «Семейные записки»  пригодятся  нашему будущему  поколению: детям, внукам и правнукам  и  помогут  им составить   представление о  том, насколько  трудно  было  выживать  их  предкам, насколько  быстротечны, разнообразны  и  хрупки  наши жизни,  как стремительно  шагает   цивилизация,  ломая  старые  стереотипы, упрощая  и,  одновременно,  усложняя   жизнь  в этом  мире.  Важно   помнить о  своей  идентичности,   о  своих  корнях,   истории   жизни.   
       Полагаю, что  по мере  получения  новых  сведений и уточнений  о  семье,  соответствующие  изменения  и  поправки будут  вносить  в  изложение семейной  истории.
          Я запомнил свою уральскую старообрядческую деревню шестидесятых годов двадцатого  века, людной, с многочисленными стайками  детей, чистую, уважительную.  Дом, в  котором  жила наша семья  был  высоким,  деревянным,  с  крышей из теса,  в полтора-два этажа: первый использовался  для  хранения разной домашней утвари и продуктов, а второй для  проживания.   
      Для  гостей,  не  старообрядцев ( мирских ), людей другой   веры, в доме  держали отдельную  посуду для их угощения: чашки, кружки, ложки и т.п.
      На праздники, особо в осенне-зимний период, ездили в гости  к  своим  родственникам  в другие  деревни: в моей  памяти  отложилась  поездка на  «Покров день» в соседнюю деревню  с дедом, Прокопием  Филипповичем, на санях, через заснеженный лес.
         В дни нечастых  праздников в повседневной тяжелой крестьянской жизни,  запомнились голосистые, веселые  и задорные, а  порою тоскливые, со  слезами на глазах, песни наших деревенских  бабушек, в том  числе,  заунывная песня о полонянке, как  мне позднее стало известно,  «Панушко  по двору  гуляет»:

Панушко по двору гуляет,
Добраго коня выбирает.
Паньюшка  у стремени стояла,
Панушку  плеть  подавала;
Сама  панья  пану говорила:
«Не езди ты, панушко, на службу,
На ту государеву-цареву!
Не быть тебе, панушку, живому, —
Быть тебе, пану, убитому!» —
— «Не тужи, слышь, моя панья!
Съезжу я в добром здоровье,
Привезу тебе, паньюшка, гостинцы —
С Руси русскую девку полонянку,
Тоненьку, долгоньку, высоконьку,
В беленькой рубашке миткалинной,
В алом во тафтяном сарафане,
В широкой  ленте во низаной,
В аленьких башмачках во сафьянных,
В беленьких чулочках во бумажных!»

Пойду я, выйду я в новы сени,
Из новых сеней на крылечко,
С крылечика в чисто поле;
Погляжу на синее море.
Как было на синем-то на море,
Вдруг забелелись парусочки,
Вдруг зачернели три стружочка.
Как было во первом-то стружочке, —
Везут паново платье,
Паново платье немецкое.
Как было во другом-то стружочке, —
Везут пана не живаго;
Убит пан, да не до смерти.
Как было во третьем-то стружочке,
Везут паньюшке  гостинцы —
С Руси русскую девку полонянку,
Тоненьку, долгоньку, высоконьку,
В беленькой рубашке миткалинной,
В алом во тафтяном сарафане,
В широкой-то ленте во низаной,
В аленьких башмачках во сафьянных,
В беленьких чулочках во бумажных.

          В каждой семьи, есть ключевые  моменты, я их называю «метки истории», которые  повлияли  не  только  на  жизни  и судьбы  ее  участников, но  и  судьбы  их  будущего  поколения.   Такая  своеобразная  «метка»  передается  из  поколения  в  поколение  при  помощи  генетического  кода,  который   влияет    на  характер,   умения  и  способности,   духовные,  душевные и  другие   особенности   его носителей.  Полагаю, что подобную  «метку»  имеют все  группы  и  представители человечества  в  силу  разнообразных  объективных  и  субъективных  исторических   и  жизненных обстоятельств.  И  это  здорово:  разнообразие  человечества  помогает  ему  развиваться,  повышает  его устойчивость  и  прочность  к  выживанию,  дополняет  друг друга.   Однако,  очередная  технологическая  революция   и  связанная   с ней цифровизация,  происходящие сейчас,  стирают  подобные,  исторические  и  генетические  метки  и  особенности  людей.  Нас  загоняют    в   искусственно созданные, замкнутые  группы  с номерными  маркерами, которые  включают  в  себя  различные социальные   показатели:  материальное   положение,  налогооблагаемая  база,  образование,  специализация, кредитная  история,  медицинская карта,  благонадежность  и  прочие и  прочее.  Когда  все  показатели будут  сведены воедино, тогда   правящая  группа  лиц  получит  неограниченную  власть на  обособленной территории  земли,  которая называется  государством.    Но это  другая  тема. Прогресс необходим  для  человечества, но как найди  в  нем  золотую  середину?   «Прогресс  и  свобода» либо «Прогресс или  Свобода!»? Подобное  человечество  проходило уже неоднократно.
           В  истории  нашей  семьи и других  семей, с которыми  мы  не  имеем  родственных связей, но являемся  их  однофамильцами,  предки  имели  схожие  жизненные судьбы, а  внешней  такой  меткой для  нас,  как  и  для всех других  членов  человеческого  общества,  является  не  номер, а  фамилия с ее историей и  событиями,  говорящими   о  многом.


Рецензии
Спасибо, Иван, что зашли на мою страницу. Начинаю знакомится с Вашими работами. Нас связывает старообрядческая тема. Мои предки по линии мамы - беглые староверы, бежавшие на Алтай от преследований царя и никоновской церкви с Новгородщины. Я написала о них книги "Корни", "Религия и потомки кержаков Черепановых". Алифтина.

Алифтина Павловна Попова   28.09.2023 13:54     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алифтина. Благодарю за внимание. Собираю из разных источников информацию о жизни староверов и старообрядцев для своего очередного романа. На генном и детском уровне помню отдельные фрагменты быта нашего старшего поколения, но это поколение уже снивелировано советским временем. Да Обязательно ознакомлюсь с Вашими книгами. Набрёл на Ваши труды в интернете. Чтобы мы без интернета делали?
Успехов. С уважением

Иван Полонянкин   28.09.2023 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.