Семейные записки. О фамилии Полонянкин

Семейные  записки.
О  фамилии  «Полонянкин»

      Первые фамилии на русских землях упоминаются в Новгородской республике и в ее владениях, на европейском Севере, от Балтийского моря до Уральских гор (13-й век). Позднее, в 14 - 15-ом веках фамилии по названиям своих уделов, прозвищ или имен родоначальников получали князья, бояре и дворяне. Кроме этого, с конца 15-го века появляются фамилии иностранного происхождения.
Основная масса крестьянства получила фамилии во второй половине 19-го века, после отмены крепостного права (1861 г.), затем, на основании специального Сенатского Указа (1888г.).
Однако, граждане Новгородской республики, в том числе и крестьяне, жившие на территории северной Руси, а именно на территории бывших новгородских владений, имели фамилии с 15 - 16-го веков. Крепостное право, которое активно закреплялось в центральной России (16-й век), этих территорий не коснулось.
С 16-го- 17-го веков имели фамилии представители казачества, а также  населения, проживающего на землях бывшей Речи Посполитой (Смоленск, республика Белоруссия, Малороссия).
Русские фамилии в основном были одинарными и передавались только по мужской линии.
         Фамилия «Полонянкин»  встречается довольно редко, что дает основание говорить о возможном родстве либо схожести судеб людей  с этой фамилией.
Полонить - взять в плен, порабощать, уводить в неволю. Слово «полон» (плен) стоит в основе устаревших русских слов– Полоняник, Полонянин, Полонянка.
           О полонянках на Руси упоминается с десятого века. В 16-17 веках в Русском государстве существовал налог, который взимался с сохи («Полоняничные деньги»), а  собранные средства использовались для выкупа пленных, в основном в Крыму.
Значение слова «полонянка» может рассматриваться  в нескольких вариантах, в том числе:
1. Полонянка – побывавшая в плену русская женщина.
2. Полонянка – женщина, попавшая в плен к русским.
Слово «полонянкин» указывает  на принадлежность к полонянке (ребенок полонянки – полонянкин  сын).
     Фамилия «Полонянкин», вероятно, появилась в 16-17 веках в западных и южных приграничных либо северных частях русских земель, в период закрепощения крестьян, когда наличие фамилии определяло, в том числе, и статус человека. 
В Соборном Уложении (1649г.) в статье 69 говорится о литовских ПОЛОНЯНИКАХ и ПОЛОНЯНКАХ, которые «ото всяких чинов людей освобождены и велено жить им на воле, где кто похочет ».  Вероятно, этот  правовой  акт,  в  числе  других   обстоятельств,    послужил   основанием  для  появления  фамилии  «Полонянкин».
В архиве  за 1698 год значатся  стрельцы,   Полонянкин Андрей  Кузьмич  и Полонянкин  Наум Кузьмич, которые, по  всей  видимости, участвовали  в  стрелецком  бунте. Часть стрельцов, участвующих  в бунте, была  казнена,  часть  объявлена  в  розыск, а  часть  сослана  на южные  рубежи и  включена  в казаки.
Известно  о проезжей  грамоте  из  Сибирского  приказа  19  января 1710 года  на  имя  купчины Федора  Полонянкина  о торговле и обмене  пушнины  в  Лифляндии  и других  окрестных  государствах. 
В переписных книгах Сарапульской волости   Вятской  губернии в период 1710- 1734г.г. встречаются записи  о семьях  Полонянкиных:
«…В  селе Рождественском Козлово тож, по  переписи  1716г. ныне налицо жилых дворов…», в  том  числе за  номером  22 значится запись : Иван  Петров сын Полонянкин, 33 года, у него жена Фекла Васильева 35 лет,  дети Овдоким 11лет,  Матвей 7 лет, дочь- девка Домна 13 лет.  И с того двора после переписи 1710 году своячник его, Парасковья Васильева выдана замуж той же волости в дворцовую деревню Мостовую за Степана Гарасимова в 1713 году.
По  переписной  книге   Аятской слободы 1722 года  записано: «…По размеру подушной подати (1 руб. 20 коп. с государственных крестьян, 80 коп. с монастырских) в деревне Шейтанка проживает Василей Фотеев сын Полонянкин, 60лет…»; во вторичной переписи Толбузина 1734 года -  «…в деревне Шейтанка  проживает Василей Фотеев сын Полонянкин кучеосыпный  мастер, 72 года…»
  В  Ревизская сказка Аятской слободы Верхотурского уезда 1763 года  указано: «…Василей Фотеев сын Полонянкин,  умре в 1747-м год…»
      В государственном  архиве Российской  империи, в  разряде  кавказских  дел упоминается Полонянкин  Матвей, казак Вольского войска.
  Вольское  войско  официально  было   образовано в 1734 году  указом императрицы  Анны Иоанновны, а после восстания  Емельяна Пугачева в 1777 году, указом императрицы Екатерины II часть казаков Вольского войска была передислоцирована на реку Терек. Оставшиеся волжские казаки на Средней Волге, были преобразованы в самостоятельный Волжский казачий полк, присоединённый к Астраханскому казачьему войску.
В архивных документах о переписи  населения в старообрядческих поселениях  (17-й - начало 18-го века), статус  проживающих в  них определяется  как дворцовые  или  удельные крестьяне.
К удельным крестьянам относилась категория  крестьян, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян,  на основании «Учреждения об Императорской фамилии».   Они проживали на удельных землях, принадлежавших императорской семье, платили оброк и несли государственные повинности.
     В архиве  Санкт-Петербурга  имеются  сведения  о захоронении на Волковском православном  кладбище Санкт-Петербурга, (проезд Растанный, д.3.)  Полонянкина Ефима Васильевича (1820г. – 1869г.)  и его детей Варвара, Ольга, Николай, Елена?
В письме Московского генерал-губернатора Тучкова – Московскому обер-полицейскому  Крейцу от 29.06.1862 г., упоминается «… Полонянкин, дежурный чиновник Коллежский Регистратор третьего Отделения Императорской Его Величества Канцелярии». 
В Памятной  книжке за  1870 год  и  позднее  в 1891 году  при переписи  населения  указывается, что в Вятской  губернии Сарапульском уезде проживали  семьи  Полонянкиных: в Ожгихинском  обществе  Полонянкиных  - 1 семья ( д. Ожгихин ),  Немешаевском  обществе – 3 семьи (д.Немешаево),  Болотниковском обществе – 17  семей (д. Болотниково). 
Таким образом, начиная с семнадцатого века в российском обществе, встречаются    граждане разных сословий с  фамилией Полонянкин: дворцовые и удельные крестьяне, государевы  служащие и купцы и др. 
           В результате раскола в русской православной церкви (семнадцатый век) значительная часть Полонянкиных оказалась на стороне раскольников-старообрядцев. Движение раскольников было неоднородным, особо значимы два течения – поповщина и беспоповщина. После придания старообрядцев анафеме (Церковный Собор 1666-67 г.г.), началось преследование представителей старой веры и со стороны государства.
           Лозунг «борьбы за старую веру» зачастую использовался при организации восстаний их руководителями (Степан Разин, монахи Соловецкого монастыря, Емельян Пугачев и другие).
          Преследование  государством старообрядцев явилось одной из причин  их переселения  в отдаленные, труднодоступные районы Русского Севера, Поволжья, Южных окраин, Урала, Сибири, Дальнего Востока и др.
Позднее, все старообрядцы вносились в специальные списки, ограничивались в правах, носили специально установленную для них отличительную одежду и т.п.
   В периоды более ранних российских реформ, революций и войн (1861г, 1900-1912 г.г.,  1914-24 г.г. и другие) Полонянкины вместе со значительной частью россиян принимали участие в массовых переселениях либо вынуждены были скрываться от властей.
     Анализ  «Схемы расселения Полонянкиных на территории Российской Федерации»  в  совокупности  с  архивными  материалами,  позволило предварительно отметить некоторые особенности их расселения.
Расселение Полонянкиных по территории Российской Федерации происходило поэтапно:
1. С западных, северо-западных рубежей  на восток по коридорам-направлениям: с Западной  пограничной  части России (Прибалтика, Беларусь, Смоленск, Псков, Новгород)  в центральную  часть (Москва,  Ярославль, Нижний Новгород, Киров) и далее, в Прикамье; и одновременно с севера на юг по рекам, в том числе,  Волге на  Юг России.
2. С 19-го, начала 20 века: с  Волги  и  Камы по направлению  Екатеринбург - Томск – Кузнецк - Красноярск – Иркутск - Дальний Восток. 

В 16-17-ом веках, для  передвижения  с севера  на  юг по российской  территории использовались, как и в других странах, природные  коммуникации - реки, а для  передвижения с запада  на  восток   система государственных дорог, для чего  был  создан  Ямской  приказ («Ям» - искаженное  монгольское слово «дорога», «путь»). В  17-ом  веке, после «смутного времени»   Ямский  приказ  долгое  время  возглавлял  спаситель  Москвы князь  Дмитрий  Пожарский.
Центром пересечения всех дорог являлась  Москва, о  чем  нам  напоминают  названия  ее  улиц: Тверская (в Тверь),  Смоленская (в Смоленск),  Ордынка (в Орду, к татарам) и т.д.
На Запад  России вел Литовский тракт — от Москвы через Смоленск в Брест; на Юг, Кавказ – Воронежский тракт и  другие.
Центр  России  с Уралом  соединялся  Сибирским трактом (Москва — Муром — Казань — Пермь — Екатеринбург).
В дальнейшем, Сибирский  тракт  активно продолжили строить с 1730 года, после подписания Кяхтинского договора  с  Китаем,  по  маршруту — Москва — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Томск — Красноярск - Иркутск  и  закончили строительство только  в середине 19-го столетия.
Перемещение  товаров и  населения по Сибирскому  тракту, до завершения строительства  переправ через реки,  осуществлялось в основном  в зимнее  время при помощи  конных санных  обозов.


Рецензии