Семейные записки. О фамилии Полонянкин
О фамилии «Полонянкин»
Первые фамилии на русских землях упоминаются в Новгородской республике и в ее владениях, на европейском Севере, от Балтийского моря до Уральских гор (13-й век). Позднее, в 14 - 15-ом веках фамилии по названиям своих уделов, прозвищ или имен родоначальников получали князья, бояре и дворяне. Кроме этого, с конца 15-го века появляются фамилии иностранного происхождения.
Основная масса крестьянства получила фамилии во второй половине 19-го века, после отмены крепостного права (1861 г.), затем, на основании специального Сенатского Указа (1888г.).
Однако, граждане Новгородской республики, в том числе и крестьяне, жившие на территории северной Руси, а именно на территории бывших новгородских владений, имели фамилии с 15 - 16-го веков. Крепостное право, которое активно закреплялось в центральной России (16-й век), этих территорий не коснулось.
С 16-го- 17-го веков имели фамилии представители казачества, а также населения, проживающего на землях бывшей Речи Посполитой (Смоленск, республика Белоруссия, Малороссия).
Русские фамилии в основном были одинарными и передавались только по мужской линии.
Фамилия «Полонянкин» встречается довольно редко, что дает основание говорить о возможном родстве либо схожести судеб людей с этой фамилией.
Полонить - взять в плен, порабощать, уводить в неволю. Слово «полон» (плен) стоит в основе устаревших русских слов– Полоняник, Полонянин, Полонянка.
О полонянках на Руси упоминается с десятого века. В 16-17 веках в Русском государстве существовал налог, который взимался с сохи («Полоняничные деньги»), а собранные средства использовались для выкупа пленных, в основном в Крыму.
Значение слова «полонянка» может рассматриваться в нескольких вариантах, в том числе:
1. Полонянка – побывавшая в плену русская женщина.
2. Полонянка – женщина, попавшая в плен к русским.
Слово «полонянкин» указывает на принадлежность к полонянке (ребенок полонянки – полонянкин сын).
Фамилия «Полонянкин», вероятно, появилась в 16-17 веках в западных и южных приграничных либо северных частях русских земель, в период закрепощения крестьян, когда наличие фамилии определяло, в том числе, и статус человека.
В Соборном Уложении (1649г.) в статье 69 говорится о литовских ПОЛОНЯНИКАХ и ПОЛОНЯНКАХ, которые «ото всяких чинов людей освобождены и велено жить им на воле, где кто похочет ». Вероятно, этот правовой акт, в числе других обстоятельств, послужил основанием для появления фамилии «Полонянкин».
В архиве за 1698 год значатся стрельцы, Полонянкин Андрей Кузьмич и Полонянкин Наум Кузьмич, которые, по всей видимости, участвовали в стрелецком бунте. Часть стрельцов, участвующих в бунте, была казнена, часть объявлена в розыск, а часть сослана на южные рубежи и включена в казаки.
Известно о проезжей грамоте из Сибирского приказа 19 января 1710 года на имя купчины Федора Полонянкина о торговле и обмене пушнины в Лифляндии и других окрестных государствах.
В переписных книгах Сарапульской волости Вятской губернии в период 1710- 1734г.г. встречаются записи о семьях Полонянкиных:
«…В селе Рождественском Козлово тож, по переписи 1716г. ныне налицо жилых дворов…», в том числе за номером 22 значится запись : Иван Петров сын Полонянкин, 33 года, у него жена Фекла Васильева 35 лет, дети Овдоким 11лет, Матвей 7 лет, дочь- девка Домна 13 лет. И с того двора после переписи 1710 году своячник его, Парасковья Васильева выдана замуж той же волости в дворцовую деревню Мостовую за Степана Гарасимова в 1713 году.
По переписной книге Аятской слободы 1722 года записано: «…По размеру подушной подати (1 руб. 20 коп. с государственных крестьян, 80 коп. с монастырских) в деревне Шейтанка проживает Василей Фотеев сын Полонянкин, 60лет…»; во вторичной переписи Толбузина 1734 года - «…в деревне Шейтанка проживает Василей Фотеев сын Полонянкин кучеосыпный мастер, 72 года…»
В Ревизская сказка Аятской слободы Верхотурского уезда 1763 года указано: «…Василей Фотеев сын Полонянкин, умре в 1747-м год…»
В государственном архиве Российской империи, в разряде кавказских дел упоминается Полонянкин Матвей, казак Вольского войска.
Вольское войско официально было образовано в 1734 году указом императрицы Анны Иоанновны, а после восстания Емельяна Пугачева в 1777 году, указом императрицы Екатерины II часть казаков Вольского войска была передислоцирована на реку Терек. Оставшиеся волжские казаки на Средней Волге, были преобразованы в самостоятельный Волжский казачий полк, присоединённый к Астраханскому казачьему войску.
В архивных документах о переписи населения в старообрядческих поселениях (17-й - начало 18-го века), статус проживающих в них определяется как дворцовые или удельные крестьяне.
К удельным крестьянам относилась категория крестьян, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». Они проживали на удельных землях, принадлежавших императорской семье, платили оброк и несли государственные повинности.
В архиве Санкт-Петербурга имеются сведения о захоронении на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга, (проезд Растанный, д.3.) Полонянкина Ефима Васильевича (1820г. – 1869г.) и его детей Варвара, Ольга, Николай, Елена?
В письме Московского генерал-губернатора Тучкова – Московскому обер-полицейскому Крейцу от 29.06.1862 г., упоминается «… Полонянкин, дежурный чиновник Коллежский Регистратор третьего Отделения Императорской Его Величества Канцелярии».
В Памятной книжке за 1870 год и позднее в 1891 году при переписи населения указывается, что в Вятской губернии Сарапульском уезде проживали семьи Полонянкиных: в Ожгихинском обществе Полонянкиных - 1 семья ( д. Ожгихин ), Немешаевском обществе – 3 семьи (д.Немешаево), Болотниковском обществе – 17 семей (д. Болотниково).
Таким образом, начиная с семнадцатого века в российском обществе, встречаются граждане разных сословий с фамилией Полонянкин: дворцовые и удельные крестьяне, государевы служащие и купцы и др.
В результате раскола в русской православной церкви (семнадцатый век) значительная часть Полонянкиных оказалась на стороне раскольников-старообрядцев. Движение раскольников было неоднородным, особо значимы два течения – поповщина и беспоповщина. После придания старообрядцев анафеме (Церковный Собор 1666-67 г.г.), началось преследование представителей старой веры и со стороны государства.
Лозунг «борьбы за старую веру» зачастую использовался при организации восстаний их руководителями (Степан Разин, монахи Соловецкого монастыря, Емельян Пугачев и другие).
Преследование государством старообрядцев явилось одной из причин их переселения в отдаленные, труднодоступные районы Русского Севера, Поволжья, Южных окраин, Урала, Сибири, Дальнего Востока и др.
Позднее, все старообрядцы вносились в специальные списки, ограничивались в правах, носили специально установленную для них отличительную одежду и т.п.
В периоды более ранних российских реформ, революций и войн (1861г, 1900-1912 г.г., 1914-24 г.г. и другие) Полонянкины вместе со значительной частью россиян принимали участие в массовых переселениях либо вынуждены были скрываться от властей.
Анализ «Схемы расселения Полонянкиных на территории Российской Федерации» в совокупности с архивными материалами, позволило предварительно отметить некоторые особенности их расселения.
Расселение Полонянкиных по территории Российской Федерации происходило поэтапно:
1. С западных, северо-западных рубежей на восток по коридорам-направлениям: с Западной пограничной части России (Прибалтика, Беларусь, Смоленск, Псков, Новгород) в центральную часть (Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Киров) и далее, в Прикамье; и одновременно с севера на юг по рекам, в том числе, Волге на Юг России.
2. С 19-го, начала 20 века: с Волги и Камы по направлению Екатеринбург - Томск – Кузнецк - Красноярск – Иркутск - Дальний Восток.
В 16-17-ом веках, для передвижения с севера на юг по российской территории использовались, как и в других странах, природные коммуникации - реки, а для передвижения с запада на восток система государственных дорог, для чего был создан Ямской приказ («Ям» - искаженное монгольское слово «дорога», «путь»). В 17-ом веке, после «смутного времени» Ямский приказ долгое время возглавлял спаситель Москвы князь Дмитрий Пожарский.
Центром пересечения всех дорог являлась Москва, о чем нам напоминают названия ее улиц: Тверская (в Тверь), Смоленская (в Смоленск), Ордынка (в Орду, к татарам) и т.д.
На Запад России вел Литовский тракт — от Москвы через Смоленск в Брест; на Юг, Кавказ – Воронежский тракт и другие.
Центр России с Уралом соединялся Сибирским трактом (Москва — Муром — Казань — Пермь — Екатеринбург).
В дальнейшем, Сибирский тракт активно продолжили строить с 1730 года, после подписания Кяхтинского договора с Китаем, по маршруту — Москва — Казань — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Томск — Красноярск - Иркутск и закончили строительство только в середине 19-го столетия.
Перемещение товаров и населения по Сибирскому тракту, до завершения строительства переправ через реки, осуществлялось в основном в зимнее время при помощи конных санных обозов.
Свидетельство о публикации №221061600622