Часть 8. Где скрывается тайна Плащаницы

Иллюстрация: Слева: страница № 157  из  журнала «Наука и жизнь» № 3, 1989 года  с  заметкой «Туринская плащаница – творение художника» (по  материалам  зарубежной печати, неизвестного автора.); справа: стенд об  исследовании  Френсисом Филасом  монет на  фотографиях Туринской  плащаницы. "Иерусалимский  музей  Плащаницы". Фрагмент  фотографии nina kishko (2009) на  сайте: [https : // picasaweb.google .com] 

Монеты на фотографиях и ткани Плащаницы

Во  всём  мире  многомиллионными  тиражами  опубликованы  тысячи  различных  изданий, в  том  числе  и  в  Internet, рассказывающих  о  "пионерах", которые  поведали  миру  удивительное  открытие об  обнаружении  ими  отпечатков  древних  римских   монет  на  фотографиях  Туринской  плащаницы. Сегодня  в  крупных  городах, во  многих  странах  мира  открыты  музеи  Туринской  плащаницы, на  стендах  которых  так же  иллюстрируется  это  удивительное  открытие. В  нашей стране  о  так  называемой «теории  монеты», одними  из  первых  в  средствах  массовой  информации рассказали (по  материалам  иностранной  печати) в 1984 году  в  научно-популярном журнале «Наука  и  Жизнь» доктор  исторических  наук  С. Арутюнов  и кандидат  исторических  наук Н. Жуковская.   «Большой  интерес  у  исследователей, да  и  у  широкой  публики, - отметили  тогда в  своей  статье  учёные, - вызвали  отпечатки  монет  на  глазах, проявившиеся  при  микрофотографировании  в  поляризованном  свете  и  при компьютерном  сканировании  изображения (когда  по  плоскому  отпечатку  был  восстановлен  предполагаемый  объёмный  прототип).  Согласно  данным  археологии, в  начале  нашей  эры  евреи  клали  иногда  монеты на  глаза  умершим  и  хоронили  тела  вместе  с  ними.  Римляне  и  эллины  тоже  клали  монеты, но  не  на  глаза, а  в  саркофаг  рядом  с  телом.  Но  дело  не  только  в  том, что  обнаружены  отпечатки  монет, - продолжают  авторы  статьи. - Как  утверждают  специалисты, производившие  фотографирование, и  подтверждают  это  многочисленными  снимками, на  полотне  отпечатались  некоторые  элементы  рисунка  монет, чеканившихся  только  около  30-го  нашей  эры.  Одна  из  них  весьма  редкая  монета – лепта  Пилата, на  которой  надпись «император  Тиберий» (TIBERIOU KAICAROC) сделана  с  ошибкой: CAICAROC.  На  макрофотографии  видны  только  буквы  U CAI, однако  их  форма  полностью  совпадает  с  формой  букв лепты  Пилата. Любопытно, - подчёркивают  авторы  статьи, - что  до  публикации  этих  фотографий  нумизматы  не  знали  о  существовании  варианта  монеты  с  ошибкой, но  после  публикации  в  разных  коллекциях  обнаружилось  пять  таких  монет. Противники  подлинности  плащаницы  доказывают, что  в  начале  нашей  эры  евреи  не  клали  монеты  на  глаза  умерших. Кроме  того, в  классическом  погребальном  обряде  предусматривался  отдельно  саван  для  тела  и  отдельно  ткань, которую  обёртывали  вокруг  головы, а  так  же  повязка  для  рук  и  ног.   Сомнительно, наконец, чтобы  после  омовения  тела  на нём  могла  сохраниться  кровь, оставившая  следы  на  ткани.  Чересчур  много несоответствий  с  классическим  обрядом  погребения. Сторонники  подлинности  плащаницы  каждому  такому  несоответствию  пытаются  найти  объяснение». [Арутюнов С., Жуковская Н.  «Туринская  плащаница: отпечаток  тела  или  творение  художника?» // Наука  и  жизнь, № 12, 1984, стр. 102-111].

Для  прагматичного  ума, с  его  рациональным  складом  мышления (сомнениями, оговорками  и  требованием  доказательства), представляемые аргументы о  подлинности Туринской  плащаницы, особенно  из  «вторых  рук», вызывают  подчас  нескрываемое  чув-ство  разочарования, прежде  всего, их  удалённость  от научности  и  скудная  иллюстративность.   Сегодня  многие, как и  раньше  без  оглядки  утверждают, что, именно, доказательств  подлинности  Туринской  плащаницы  более, чем  достаточно.  С  тем  же  безоговорочным  желанием, не  то  чтобы  доказать, скорее  «убедить», - в  разного  рода  книжицах  и  средствах  массовой  информации, не  менее  настойчиво  проталкивается  иное  мнение, что изображение  на  ткани  плащаницы, это  явная  средневековая  подделка - произ-ведение, так  сказать,  рук  человеческих, например, в  сочинении  Л. Пикнетт  и  К. Принс, рассуждения  которых, подчас, не  лишены  здравого  смысла. [Пикнетт Л., Принс К.  Туринская  плащаница.  Перевод  с  английского  С.В. Головой  и  А.М. Голова.  (1994, 2000). М., «Эксмо», 2006, 384 стр.;  Материалы  изысканий  Н. Аллена  можно  найти  на  сайте  www. petech.ac.za/shroud].   

Однако, имеет  ли  дискуссия, как  с  одними, так  и  с  другими - научный  смысл? Поскольку  более,  чем  скучно  выглядит  перечисление «за» и «против», подменяющее  рациональное  доказательство - бесконечными  комбинациями  интеллектуальной  недостаточности. Что  касается  научного  подхода  в  исследованиях, как и  представления  их  результатов, сущность  решения  этих  проблем, в  отношении, разумеется, науки, как  теории  познания  в  целом,  замечательно  подметил  известный  отечественный  академик  А.Д. Александров. «Чтобы  показать  истинное  содержание, - заметил  учёный, -  полезно попытаться  выразить  его  как можно  проще.  И  тогда, если  такое  содержание  есть, оно  предстанет  значительным  и  наполненным  смысла; если  же  его  нет, то  это  будет  видно  из  тумана, прикрывающего  пустоту».  [Александров А.Д.  В  защиту  социологии // Вестник АН СССР, 1972, стр. 62].

В том - то и беда различных публикаций о Туринской плащанице, где почти всегда страдает иллюстративный материал. Так и в Интернет - это чаще всего какие - то невразумительные изображения, далёкие от экспертных фотографий, описаний и заключений. Хорошо, если вы, уважаемые читатели - сами в состоянии провести
необходимое исследование. Но и здесь вас поджидает разочарование.  А  где уверенность в том, что вам не посунули подделку, что вас не развели?  Тем не менее, оказывается и мы кое - что, всё -таки можем!  Оригинальность представляемых мною материалов - заслуживает, чтобы вы с ними познакомились.  Я долго не мог найти фотографии, изображённой в Иерусалимском музее на стенде, приведённой мною в качестве иллюстрации.  Как оказалось, монеты различимы только в показанном формате.  Вы сами всё увидите. Конечно, поищите в Интернет, может быть вам повезёт? Во всяком случае - желаю удачи!  Я  с вами тоже не прощаюсь!

Продолжение следует:©   В. Белов 16 июня 2021 года


Рецензии