Этнотуризм и народные ремесла

Первые шаги в развитии сотрудничества Ассоциации мастеров народных художественных промыслов и ремесел Республики Адыгея с туристическими организациями в сфере этно-туризма сделаны. Первый хороший опыт взаимодействия региональных мастеров-ремесленников с организаторами экскурсий по республиканской столице получен. Следуя по пути стратегического развития внутреннего туризма в стране и направлению к привлечению народного творчества для разработок туристических объектов в регионе, Ассоциация «Промыслы и ремесла Адыгеи» провела 14 июня 2021 года «Выходной с Мастером» в Майкопе возле знаменитой Лестницы на Мэздах («Счастливый лес»), мероприятие культурно-познавательного проекта АПААСС, разработанного для продвижения промыслов и ремесел, а также культурных традиций коренных народов, проживающих на территории республики, и ознакомления с ними туристов, посещающих Солнечную Адыгею в летний сезон. С этой целью к участию была приглашена известная на Северном Кавказе мастерица по золотому шитью адыгов (черкесов) и изготовлению национальной адыгской одежды Бэла Боджокова.
Для жителей Майкопа, которые откликнулись на анонс проекта Ассоциации с целью провести праздничный выходной в прекрасной лесопарковой зоне отдыха Мэздах с пользой для себя и своих детей, а также для дорогих гостей Солнечной Адыгеи из Москвы, приглашенных на мероприятие АПААСС РОО «Туристическая Адыгея», Мастер своего дела сперва представила всем культурные и туристические бренды республики, победившие во всероссийском конкурсе портала «Живое наследие» и вошедшие в «ТОП-1000» локальных брендов России. Затем она рассказала об одном из них – Черкеске, которая  будучи адыгским (черкесским) национальным мужским костюмом «всему Кавказу подошла». Действительно, с XIX века черкеска была распространена в обиходе многих народов Кавказа и для многих их них стала уже традиционной.
Бэла Боджокова представила на примере детской черкески, изготовленной ею самой, комплекс традиционной одежды адыгов (черкесов), который на самом деле включает в себя верхний кафтан с газырями, башлык, кожаный пояс с черкесским кинжалом. Уделив внимание старинным технологиям её производства, Мастер поделилась своими секретами её изготовления в современных условиях. В своем мастер-классе она подробно рассказала о предназначении газырей и для чего адыги их украшали серебряными или золотыми галунами.
Не обошла она вниманием и технологии золотошвейного искусства адыгов (черкесов), приобщив любознательных участников мероприятия к его 4 видам техники: шитье «гладью» - бэзэр идэ, шитье «вприкреп» или «дышъэ идэ», тканье галунов на дощечках и басонное плетение. Используя экспонаты своей небольшой переносной музейной экспозиции, включающей в себя старинную шапочку с галунами и вышивкой, а также коллекцию галунов, изготовленных современным мастером по адыгскому ткачеству на дощечках Фатимой Теучеж, Бэла Боджокова продемонстрировала наглядные примеры всех видов техник золотого шитья адыгов (черкесов). В ходе мероприятия она провела и свой мастер-класс по басонному плетению для всех желающих, а также рассказала об особой магии защищающего от дурного глаза адыгского народного амулета – Дэнлъэч, который с давних времен изготовляется в этой технике.
Рассказ Мастера подтвердила и этнограф, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж, приглашенная Ассоциацией к участию в этом мероприятии. Особо заинтересовал гостей республиканской столицы её опыт полевых экспедиций по Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в период её исследовательской работы по золотошвейному искусству адыгов (черкесов). Удивительные находки и открытия, сделанные исследователем в то время, нашли свое научное отражение в её кандидатской диссертации «Золотошвейное искусство адыгов: Историко-этнографическое исследование», признанной Институтом этнологии и антропологии Российской Академии Наук.
Кроме того, в ходе мероприятия жители и гости республиканской столицы узнали историю происхождения народных музыкальных инструментов адыгов (черкесов) от Мастера по их изготовлению, Председателя Ассоциации АПААСС Айдамира Патокова. Ссылаясь на Адыгский Нартский эпос, он рассказал о Нарте Ашамезе, который, можно сказать, изобрел камыль – адыгскую (черкесскую) флейту и пхачич – трещотки. Всех увлекла его история о том, что последние имеют особую силу и своим трещоточным звуком отгоняют злых духов. Не оставил в стороне Айдамир Патоков и так называемого «князя адыгской аутентичной музыки» - Шичепшин. Адыгская (черкесская) скрипка также вошла в ТОП-1000 локальных культурных и туристических брендов России, как и Черкеска, Золотое шитье, Адыгейский сыр, Халюжи, Дольмены Адыгеи, Адыгское златокузнечество, Адыгские (черкесские) танцы, Лаго-Наки, Западный Кавказ. Огромная заслуга в исследовании народных инструментов адыгского народа принадлежит Народному мастеру, исследователю адыгского народного творчества, Заслуженному художнику Республики Адыгея Замудину Гучеву.
В дополнение к мастер-классу Бэлы Боджоковой Ассоциацией была организована небольшая выставка-ярмарка, на которой ремесленники выставили свои изделия и сувенирную продукцию. Особый интерес туристов вызвали работы Мастера по обработке дерева Руслана Костокова: треножные столики, деревянные куклы и различная утварь для дома. Изготовленные им по старинным технологиям, они отчасти передают современным людям представления о повседневной жизни адыгов (черкесов) и их образе жизни в былые времена. А сопроводительный рассказ самого Мастера придал создавшейся в их сознании картине больше живых красок.
Это праздничное мероприятие проекта «Выходной с Мастером» отличалось также от предыдущих и тем, что впервые мастера Ассоциации предложили своим гостям принять участие в играх, разработанных ими по мотивам адыгских обрядовых игр.  Самые любопытные из них проявили к ним интерес и попробовали свои силы на месте. Охотнее всего гости мероприятия делали «Обороты к счастью и благополучию» через Золотой посох Тхагаледжа, адыгского бога изобилия и плодородия, покровительствующего, по мнению мастеров Ассоциации, всем Мастерам своего дела. Примечательно, что в былые времена подобную игру затевали адыгские пастухи, соревновавшиеся между собой на палках во время выпаса лошадей и овец. А один человек из туристов рискнул сыграть в авторскую игру «Золотое зернышко», придуманную по мотивам праздничных адыгских семейных игр с орехами и выиграла сувенир от мастера Фатимы Теучеж – мини-веер «Жьыф». Подобные игры будут обязательно использованы мастерами в постоянной программе их «Ремесленного двора», после его открытия в ближайшем будущем.


Рецензии