Бабушка Агриппина. часть 2

В детстве у меня не было телевизора, но на окне стояло круглое чёрное радио. Мой диванчик находился рядом с окошком и я очень любила слушать песни и рассказы по радио. Тогда не было рекламы, а для детей было создано много детских программ. С помощью радио я запоминала и потом пела детские песни, особенно мне нравилось это делать в большой аудитории. Ну, не для одной же бабушки исполнять.. А так как ничего лучшего я не придумала, так пела прямо в автобусе, каждое утро, пока меня везли по кольцевой из дома до детского сада.
Бабушка молча стояла рядом, народу в автобусе было набито битком, все старались на остановке влезть в автобус, потому что они ходили очень редко. Было тесно, но люди никогда не ругались. Может потому, что почти все знали друг друга. Ведь по одному маршруту ездили годами.
В автобусе у меня появились первые поклонники. Мой песенный репертуар уже запомнили и даже подпевали.. На остановке, где мы с бабушкой выходили, люди шутили: "Как же мы теперь без музыки поедем)"..

В Самойловском районе Саратовской области у моей бабули жила родня. В детстве я не спрашивала её, кто кому кем приходится. Знала только, что родня эта была по материнской линии бабушки. Имя у моей прабабки было интересное - Феодосия. Запомнила я это благодаря церковной книжке. Была такая у бабули маленькая книженция, похожая на блокнотик: с одной стороны когда откроешь, было написано: "О Здравии" и записаны все наши близкие родственники, которые здравствовали. А с другой стороны книжечки написано: "О Упокой" и там первым именем было имя Матери бабушки- Феодосия, потом отец - Александр, дальше муж, погибший в великую отечественную войну - Михаил, следом первая дочь Людмила, умершая в 7 лет по вине балашовских врачей, поставивших неправильный диагноз. И так вся родня, ушедшая в мир иной..
Сейчас в любой церкви принято писать записочки, а тогда в 60-тые годы прошлого века в нашей балашовской церкви, что находилась на Советской улице, священник читал эти книжечки, а после службы их раскладывали на столе, чтобы верующие могли их забрать.

Бабушка моя была глубоко верующим человеком. Часто ходила в церковь, как и её сестра Мария Александровна Николаева (в девичестве Уварова). Церковь Михаила Архангела была единственной в Балашове. От своих бабушек я узнала, что в нашем небольшом провинциальном городе было 7 церквей и даже Покровский монастырь. Но после революции 1917 года при новой Советской власти все наши храмы были взорваны. После войны в 50-тых годах верующие обратились с просьбой о постройке новой церкви. Тогда балашовские власти отдали под храм здание Баптистского Дома. На который в 90-тых годах водрузили купола.
В этой церкви на Советской крестили в 1939 году мою маму Людмилу Михайловну Суворову. тогда ещё просто малышку Люсю. Там же в 1962 году крестили и меня. Бабуля рассказывала, что узнав имя девочки, священник посоветовал вместо мирского имени Эльвира, назвать малышку Анной, так как я родилась в день Анны-пророчицы, который празднуется 16 февраля, на второй день после Сретения Господня. В переводе с церковнославянского «сър;тение» — «встреча».
Этот праздник считается символической границей между Ветхим и Новым Заветами. Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой.
Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм.
Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: "Сретение — зима с летом встретились". Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.

Вот так, на второй день Сретения я родилась. И очень благодарна моей бабушке, что всю свою жизнь она посвятила моему воспитанию.
Агриппина Александровна не была мягкой и сентиментальной. Я не помню, чтобы она баловала меня кучей подарков или обнимала. Скорее даже наоборот, суровость жизни научили меня радоваться всему доброму и хорошему, что происходило вокруг: Солнечному дню, чистому небу, запаху цветущей сирени за окном, любопытной птице, что заглянула в наше окошко.. Бабушка научила меня главному - любить мир, в котором ты живёшь. Замечать его красоту и беречь этот хрупкий мир вокруг. Она никогда не рассказывала мне о войне, а ведь в те трудные годы ей пришлось не сладко..
О её жизни мне поведала бабушкина родная сестра, баба Маня: На новый 1939 год умерла первая дочь Агриппины и Михаила, Люсенька. Ей было всего 7 лет. Груня тогда ждала второго ребёнка и через неделю родила дочь, которую также родители назвали Людмилой. Так велика была их скорбь по умершей доченьке, что другого имени они не представляли. Прошло полтора года после этой трагедии и на нашу Землю обрушилась огромная беда.. Война. Фашистская Германия напала на Советский Союз.
Ранним утром, 22 июня 1941 года, был воскресный день. Груня пошла на рынок, чтобы купить продукты и запастись пшеном. Прошла ряды, прицениваясь к мясу, рыбе, фруктам.. Денег было мало. Сама Агриппина не работала, а муж Михаил ещё не получил зарплату, поэтому смотрела, где подешевле.. Торговалась. Но с утра торговцы редко снижают цены. Впереди ещё целый день и покупателей будет много..
И вдруг.. кто-то закричал.. ВОЙНА! Люди, война.. Народ кинулся с рынка по домам. Бабушка попыталась купить хоть что-то.. Но все бежали и кругом слышалось.. Война.. война.. война..
Когда Груня пришла домой, Михаил сидел на завалинке дома и держал на руках маленькую Люсю. Он нежно обнимал доченьку и слёзы катились по его щекам.. Он никогда не плакал. Но видно почувствовал тогда, что больше никогда не увидит своё дитя, свою жену, свою родную Землю. Михаил Дмитриевич Меринов погиб под городом Смоленском в сентябре 1941 года, в его первом бою, где ему даже оружия не успели дать.
А Груня, как и весь наш народ, пошла работать, чтобы приблизить ту Великую Победу, ради которой погиб её любимый муж и миллионы советских людей.


Рецензии