Библиотека. Хранение

После КВ и ЗВ отдел хранения - небо и земля. Но не в пользу хранения. Я не любитель сидячей работы, чем подвижнее, тем лучше. В этом плане всё было просто отлично. Отдел хранения состоял из пяти этажей, каждый из которых имел ярус. По сути десять этажей выходит. За каждым подборщиком (около 28 человек) закреплялся свой кусок фонда, за который тот отвечал. Мне достался ярус прямо под диспетчерской))) Ходили все пешком, лифт использовался лишь с тележками. Да и застревал он частенько.

День начинался в 8.30, так же, как в научных залах. Но опоздание даже на одну минуту жестко каралось. Зашел в библиотеку в 8.20, в отдел хранения в 8.31? Лови выговор. Обед четко по расписанию - 12.00-12.30. Ни секундой позже или раньше. И плевать, что в то время столовой в библиотеке уже не было. Конечно, как вариант можно носить обед с собой, комната отдыха есть. Но комната маленькая, в обед там больше 20 человек, есть придется стоя, возможно, в коридоре. К микроволновке такая очередь, что занимать лучше с вечера. Так что нашла поблизости макдак и обедала там, время, хоть и впритык совсем, но позволяло. Приятно было хоть на полчаса выбраться с библиотеки. На перекуры тоже приходилось отпрашиваться у начальства.

Что касается рабочего времени. Утро (после втыков опаздунам) начиналось с расстановки сброса. То бишь книг, что были на читательской брони, но читатель их сдал. Вечерняя смена по всем этажам разносила на специальные столы в начале коридоров, утренняя брала по стопкам шифров и ставила по местам. У меня был второй этаж, под диспетчерской (диспетчерская на третьем). Затем, когда освоилась, где какие шифры, спокойно могла по всем этажам сброс расставлять. Затем все в диспетчерской получали стопки требований (это запрос читателя на книгу так называется) и шёл на подборку. Подобранные книги надо было выписать (требование пополам, верхняя половина в книгу, на второй специальные пометки). Затем всё относилось в диспетчерскую, сдавалось и по новой.

Что убивало больше всего - так это обязанность записывать каждый свой шаг. В самом прямом смысле. Все, я в том числе, ходили с маленькими блокнотами и ручкой, всё фиксировали. Каждая страница у меня начиналась с даты, потом фиксировались мои "подвиги". Выглядело примерно так:

" Сброс - 38+20+2+48+15 // 123.
Подбор - 31+18+42+26+13+3 // 133
Выписка - 31+18+41+13+1 // 130
Фонд - 7+7+7+7+7+7+7+7+7+7 // 70"

Соответственно, всё сделанное писалось и считалось в конце дня.  В конце каждого месяца начальством выдавался специальный лист, куда писались результаты каждого дня и считался общий итог. В конце тяжёлого рабочего дня можно было на полном серьёзе услышать:

- Семь плюс пять сколько будет? Вообще не соображаю уже.

Работа действительно тяжелая, это было нормально.

Теперь насчёт графы "фонд". Так я записывала то, что звалось " Проверка расстановки". Она считалась в полках. Подбор, выписка, расстановка в книгах, это понятно. А тут в полках. Стеллажи (на колесиках, кстати, раздвижные) имели по семь полок с каждой стороны, на эти полки у меня уходило несколько минут. Наловчилась быстро, проблем не было. Пока в конце месяца начальник не сделал мне втык:

- Архипова, не приписывай себе результаты, так быстро проверять невозможно!

Вот это было реально обидно! В знак протеста я плюнула и после каждых семи полок минут по 20-30 залипала в телефон. После заполнения следующего месячного отчета мне было сказано:

- Вот так лучше, врать было необязательно.

Ну что сказать... Видимо, все не спешили с работой, и моя честность на общем фоне резко выделялась и смахивала на ложь. С тех пор так и делала проверку расстановки.
Ну а что, сколько лет прошло, можно и спокойно в этом сознаться.

Смена на кафедре (выдаче книг) была максимум раз в неделю. В первый раз я была в лёгком шоке, поняв, что я на кафедре четвёртый библиотекарь. После работы в научных залах, где на выдаче по мере надобности был тот сотрудник, что ближе к кафедре на момент подхода читателя... Тут сразу четверо. Но не успела я отойти от первых впечатлений, как пошли читатели... Через три минуты я осознала, что четверо - это мало. Летали электровениками. В отличии от КВ и ЗВ библиотекарь на выдаче подбором литературы не занимался, только выдавал/забирал бронь. После первой такой смены я поняла, что в маршруте кафедра-полки брони-кафедра я прошла в общей сложности километров семь, не меньше. При условии, что полки были прямо за нашими спинами, туда-обратно идти метров 10. При этом всем нужно было каждый свой шаг по-прежнему писать. Бронь столько-то, читатель взял столько-то, сдал столько-то, а столько-то попросил сбросить... Одним словом могу описать: жесть. Мега-жесть была на кафедре в вечернюю смену. Во времена работы в научных залах, когда была в вечернюю смену, часто видела очереди читателей на кафедру хранения, что перед закрытием шли книги сдавать. Человек по 20-30 выстраивались в ровную очередь, что тянулась по коридору. Когда работала в хранении, то тут же поняла, что либо я тогда не приглядывалась, либо считала плохо, либо ещё что. Ибо перед закрытием читатели шли сотнями (!!!), мы на кафедре вчетвером носились так, что дым валил.

Насчёт вечерних смен. В научных залах утренняя смена была до пяти, вечерняя до восьми (сейчас библиотека до девяти вечера открыта). В пять утренняя смена сваливала, оставались те сотрудники, что занимались наукой, такие были. Они выходили как сотрудники по пропуску и тут же заходили как читатели, по номеру читательского билета (плюсик в статистику, ещё один читатель). Получали свою бронь и работали спокойно. Но это не так часто было. Вечерняя смена в виде одного человека оставалась, спокойно сидела за кафедрой, никуда не надо было бежать, спокойно выдаешь/принимаешь/подбираешь книги, очень редко кто из читателей просил помочь с поиском. Тут можно было и почитать спокойно, и в телефоне залипнуть... Я установила на телефон эмулятор первой Sony PlayStation и спокойно проходила разнообразные игры. Ну а что, теперь уже можно рассказывать. ближе к закрытию давали три звонка - первый в 19.30, второй в 19.45 , третий когда как. Звонки были как школьные, аж ностальгия... Давала их та сотрудница, за которой мы на перекур с тележкой свернули, порадовав читателей матерком. В кабинете востока их слышно не было вообще, так что я выходила в зал и предупреждала, что скоро закрытие, закругляйтесь. В ЗВ звонки было слышно (я их там впервые и услышала вживую), там только примерно в 19.45-19.50 просила всех закругляться. За те годы лишь  пару раз кто-то возмущался, что, мол, библиотека до восьми. Всем спокойно объяснила, что да, до восьми, но читателям пораньше надо уйти, ибо всё ещё нужно проверить, обесточить, опечатать, сдать ключи под подпись... Все всё понимали, вопросов больше не было. Вот, собственно, описала, как в научных залах всё было. Хранение же... Я его ни разу не закрывала, Бог миловал. Четырёх сотрудника кафедры отпускали как только в кармашках не оставалось ни одного требования, что в переводе на человеческий означает, что все читатели всё сдали. Оставалось обычно двое сотрудников в диспетчерской, что не сидели на кафедре. Как они зал закрывали, что делали - не знаю, не интересовалась даже. После таких смен побыстрее садилась в метро и дремала до самого дома.

Ещё пару слов насчет тележек, что громыхали. Мы их во время переезда использовали. Оказалось, одолжили их в хранении. Сперва, отвозя сброс на этажи, меня дико пугал длинный деревянный пандус в начале каждого коридора. Ещё больше пугали коллеги, что играюче приподнимали тележки на задние колёса и спускались, скользя вслед за тележкой. Пара-другая недель - и пандус я преодолевала с таким же изяществом. Не так страшен чёрт, как его малюют, не так страшен спуск с тяжеленной тележкой, как можно подумать.

Вот такая вот немногозадачность выматывала как не знаю что. В научном зале было разнообразие. Так скажем, надоело базу вести - пошёл искать "потеряшку". Нашёл - хочешь за базу садись, не хочешь - начальство быстро найдёт занятие. То есть не было такой моральной усталости, как в хранении. А тут... Одно и то же всё время, без права выбора. Физически выдерживала без проблем, но однообразие убивало. Плюс вся эта отчетность, невероятная строгость начальства... Каюсь, грешна, всё время опаздывала, от пары минут до пятнадцати. Однажды, я тогда в хранении месяцев восемь проработала, во время очередной взбучки начальник среди прочего сказал "не нравится, пиши заявление". Взяла стопку требований, быстро переоделась в рабочее, пошла на подбор... Вернулась, отдала требования коллеге, поднялась в диспетчерскую и сказала начальнику:

- /имя-отчество начальства/, диктуйте.

Под его диктовку и написала первое в жизни заявление на увольнение. Следующие две недели меня в основном ставили на проверку фонда, где я после каждых семи полок в наглую вышивала крестиком. Но, едва заслышав шаги на лестнице, мигом прятала вышивку. Чего боялась - даже себе не могла объяснить, бояться было нечего. Рефлексы, что ли, срабатывали...
По истечении этих двух недель собрала немногочисленный скарб - сменка, бутылка воды, банка кофе и документы о работе в библиотеке - и покинула сие заведение. Вышла на улицу, последний раз посидела в том закуточке, где мы курили, позвонила той коллеге, с которой ЗВ перевозили - она тоже работала в хранении, но в то время была на больничном. Для неё мой уход был шоком. Пожалуй, только ей было жалко, что я уволилась, большинству было наплевать.

Насчёт больничных. Когда я спустя энное время нашла новую работу, меня попросили справку о больничных. Я ее получила, и была в шоке! Я ни одного - вообще ни одного!!! - месяца не отработала полностью. Всё время больничные, то желудок, то простуды. Мне стыдно было эту справку нести в кадры. Но после библиотеки я практически не болела, через год ветрянка, ещё через год не увидела стеклянную дверь, итог - сотрясение. А дверь выдержала. В общем, все резко прекратилось. С тех пор болею редко, но метко. О простудах вообще забыла напрочь. Не знаю, чем это можно объяснить, даже мыслей нет.

P. S. Коллега, которой отдала требования прежде, чем заявление писать... Анечка, отпишись, если это прочитаешь.


Рецензии