Отзывы о поэзии АТ

Некоторые отзывы о  поэзии Артёма Тасалова

1
…Откуда могло вторгнуться ощущение соседства бесконечности - в жизнь нашего современника, городского жителя? Вероятно, сыграло свою роль время взросления, выпавшего на период, когда массы молодых людей активно искали ответы на вопросы, которые не могла дать позднесоветская действительность, официально - и по-бытовому - все более неприемлемая своей материальностью, физически оборудованной и устроенной обыденностью, и даже ожиданием будущего - так же излишне материального и понятного. Искали - в мудрости Востока, изысках его редких книг, искали - в глубине христианства, которое на время вдруг обернулось какой-то своей, новой, подлинной, "нереставрированной" стороной, безусловно впадая и в саму жизнь Пскова - древнего русского города, с его уходящей в века традицией, с его ощущением тягучего и медленного хода настоящего, исторического времени, его архитектурой, старыми деревьями, темными ночами и древними преданиями.

Мне этим городом дышать - не надышаться:
В моей крови давно он растворён…

Белые белые стены монастырей
Белые белые стены церквей
Я обнимаю белые стены монастырей
Я обнимаю белые стены церквей
Пустых монастырей
Пустых церквей

Херувимскую тянет-потянет хор
Священник Божий нальёт теплоты в кагор
Ароматных смол насыплет на уголь дьяк
И плывёт молитва как безвёсельный чёлн во мрак …

Прошло время. Социальные перевороты обещали открыть новый воздух, один для всех - но поманив этой надеждой - внезапно рассовали людей по их тесным маленьким жизням, заставив вовсю крутить колесо - просто ради выживания. И человек, открывающий для себя бесконечную вселенную смыслов, вдруг оказался с ней один на один.
Увидеть себя одиноко стоящим
Средь замертво павшей на землю листвы.
Так вещая вечность живёт настоящим,
В котором тебе не сносить головы…
Эта трагедия одинокого столкновения с соседствующей бездной, попытка охватить усилием сознания ее неохватные пространства, постоянное чувство соленого, бьющего в лицо плотного воздуха Той стороны - и стала главным содержанием стихов Артема Тасалова.
Эта книга - не собрание решений, не свод гармонически подобранных строк, и не рифмованная метафизика. Это свидетельство кризиса, живого мучения стоящего у края бесконечности, биение мембраны, вибрирующей под огромным давлением - то пространств жизни, которые уже кажется, никогда не смогут быть познаны - то вытягивающей огромности Той стороны, неохватимости ее посюсторонним человеческим смыслом.
Что же остается? Остается все богатство человеческих переживаний, сомнений, тоски и надежды, которыми и переполняется голос.

Владимир Антропов, поэт, редактор сетевой библиотеки Вечерний Гондольер
(из Предисловия к книге "Улица сна")


2
"Поэзия Артема Тасалова вся прощальна. Как от слова "прощайте", так и от слова "прощение". Если Бродский старение и обветшание делает предметом исследования, то старение и обветшание Артема - просто явление, сопутствующее кроткому, очень редко - болезненному созерцанию. Артем, как руинированный памятник архитектуры, древний храм, разрушается светящимся прахом на глазах, даже в пределах одного стихотворения... Его разрушают небесные дожди и ветры, он целует, приветствует разрушение и так в этом прекрасен, что даже мысль о его реставрации - кощунство невежества...

Пробочка над крепким йодом!
Как ты скоро перепрела!
Так вот и душа незримо
Жжет и разъедает тело.

(Ходасевич)

Душа. Освобождающаяся душа Артема Тасалова, неторопливая союзница благодатного времени в божественной живописи разрушения".

Фёдор Васильев, священник, поэт.
(послесловие книге «Жасмин удивляет)

3
В дали от Родины главным дефицитом является сердечное тепло. Впрочем, оно и на Родине не слишком избыточно. Для меня одним из источников этого тепла является поэзия. Сейчас очень редко можно встретить хорошего поэта, у которого форма и содержание соответствуют друг другу. Особенно тому, кто сам стихосложением грешит. Я несколько лет слежу за творчеством Артема Тасалова. По моему, очень круто. Читаю с наслаждением. И умно, и красиво, и по доброму. Очень много искренности, спонтанности. Но при этом все непридуманные, неулучшенные до некоего "товарного вида" чувства облекаются в очень изящную словарную многоуровневую образность. Такое ощущение, что техническое мастерство стихосложителя проявляется как какая-то атрибутивная функция восприятия. Как неизбежное следствие дыхания. Прекрасный поэт от Бога.

Тарас Журба, Шаман (практикующий) 2018

4
Нашу литературу ныне охватил натурализм. В голодные и смутные времена люди больше думают о низких, близких курицах, чем о дальних призрачных журавлях. И кто осудит куриные души и страсти?
Смутное Время — это когда плоть побеждает дух.
Но наш поэт летит вместе с журавлями в бездонные дали, а там поэта ждет хладная и равнодушная Вселенная.
Артём Тасалов — а я давно слежу за его творчеством — начал с космического символизма, а пришел к духовной, православной поэзии.
Быть может, его поэзии иногда не хватает земных деталей, земной пыли, но зато в его поэзии слышен плеск журавлиных, а, может быть, иногда и ангельских крыл…

Тимур Зульфикаров,
член СП России, поэт, прозаик, драматург.
Лауреат премии "Коллетс" за лучший роман Европы 1993 года.
(предисловие к «Живой Земле»)

5
…Я желаю Артёму Тасалову некоего примирения с Бытием, и что б на этом пути он не хотел познать себя до конца. Как говорил А. Камю: «Познавший себя до конца – умрёт». А как говорил другой парадоксалист О. Уайльд: «По настоящему понимают себя только очень мелкие люди». Поэтому я и хочу, что бы автор, в исполнение сказанного людьми, в когорту которых он входит, - оставался в пределах живого поэтического слова, ибо только оно может приблизить нас к тем смыслам, которые нам запредельны и прямо нам не даны, и вне поэзии такие смыслы не находимы.

Александр Андреев
Проректор ПГПУ, психолог
(из выступления на презентации книги «Живая Земля»

6
Что в поэзии Артёма Тасалова меня всегда привлекало — тихая смелость. Тасалов предпочитает говорить с поэтами и с Богом.
Это — последний из поколения. Руины прежней техники очень удачно оттеняют живое, чуткое к современности отражение автора в стихах. Тасалов смотрится в стихи, как в ведро с колодезной водой, в которой отражаются и окна современной столицы, и слова, летящие с её улиц, и прочее. Настроение и переход из интонации в интонацию у Тасалова напомнили мне стихи Юрия Стефанова…
Поэзия сопровождает его, как милая печаль — Бодлера.
…Стихи опадают как листья, а жизнь поэзии, тихая и смелая, остаётся. Остаётся не столько символ, сколько эйдос — образ.
Икона, портрет, одухотворение...

Наталья Черных
Поэт, писатель, куратор интернет-проекта «На Середине Мира»,
посвящённого современной русской поэзии.

7
"27 июня Центральная городская библиотека приглашает на творческий вечер члена Союза писателей России Артема Тасалова «И шепчутся таинственные травы…»
...
Псковский москвич" Артем Тасалов - один из легендарных поэтов псковского андеграунда 1970-х —начала 1980-х годов. Он – отчаянный мученик века и стоик, прикованный к факту человеческой смертности. Но ощущение драгоценности жизни, какая бы историческая погода ни стояла на дворе, не покидает его и дает силы для той доли приемлющего терпения, которая необходима акту творчества. Его поэзия исполнена высокого и прямого назначения. Его тексты, отжатые до конца, демонстрируют чеканность фразы, мужество, жесткость, гармонию. Нам предлагается торжественная интонация на основе совершенно простой, обыденной разговорной речи, исподволь уводящей нас из привычного мира в другие измерения".

анонс на сайте  ЦГБ г.Псков

8
Тарас Журба (шаман)

Мне в твоих стихах видится как раз совсем другое. Разочарование в преходящем, во всем, с чем можно отождествиться, и глубокая, неуемная, неподлежащая утолению жажда, эйфорическая радость-печаль по поводу невыразимого словами, вечно ускользающего реального бытия. Это за пределами нарциссического любования произнесенным красиво словом, за пределами тяги к мирскому совершенству, которое порабощает, и рассыпается как карточный домик от любого сквозняка. Это совсем о другом. Это о парадоксе любви капли и океана, о самой воде. Спасибо тебе за твои стихи.

АТ
 ты все правильно сказал, благодарю. Но ведь это и есть наслаждение бытием как таковым: "эйфорическая радость-печаль по поводу невыразимого словами, вечно ускользающего реального бытия". Там где есть субъект сколь угодно тонкого и возвышенного переживания - там и есть наслаждение бытием, даже если это чувство горечи утраты его. А там, где есть Один без Другого - там уже нет ничего, о чем можно что то сказать. Бытие как объект поглощается Субъектом переживания, они сливаются и аннигилируют в нечто невыразимое. Это То, о чем ни помыслить, ни сказать уже невозможно, да и некому.

Тарас Журба
После стихов о невыразимом Субъекте может следовать только Безмолвие. Бог невыразим словами, он переживается в фаворском свете, который просыпается из продолжительной священной тишины. Стихи, любые слова, могут толкать в безмолвие, или отвращать от него. Они не могут его выразить или подменить собой. Твои стихи толкают именно туда. Таких стихов мало.
*
(из коментов фб


"Из мне известных современных российских поэтов я искренне восхищаюсь творчеством псковского поэта Артема Тасалова. Я могу говорить о его стихах исключительно комплементарно, называя его cветлым гением современности, и живым непревзойденным классиком русской литературы. Я искренне восхищаюсь глубинной его чувств, и меня изумляет его способность так красиво выражать Пустоту Сердца в словах. Полагаю, при этом ему глубоко плевать на мои похвалы, ведь cтоящему на посту не так важны одобрения и порицания как непосредственное мгновение, в котором ему удалось ощутить вкус вечности, или по крайней мере неудержимого влечения к ней. Именно этим он и ценен. Полагаю, что чтение его стихов - прекрасное начало для Великого Поста и укрепление стоящих на Посту как рубеже мира во время войны.

Тарас Журба, шаман.
______


Рецензии