Мой египетский сад. Фиванский мак

В марте – апреле в древних египетских долинах вспыхивал краткий, как сон, маковый пожар. Не был ли мак даром гиксосов, пересёкших на конях не одну степь, прежде чем исчезнуть из истории мира? В искусстве Египта он стал писком моды не ранее XVIII династии. Но в одном из кирпичей от руин IV династии в Мейдуме всё же нашли зёрна мака-самосейки (Papaver rhoeas). В северных номах его рвали на букеты у берегов, где черпали богатую илом глину для самана. На Юге же он в диком виде не рос, но его алые цветы украшали сады.

В Лахуне о нём знали уже с XII династии. В блистательный имперский период в Египет попадают саженцы и семена самых удивительных растений из дальних стран, но не каждый может позволить себе сад чужеземных капризных новинок. Мак же по стране рассеял ветер. И там, где это было возможно, он рос даже без участия человека. Его эфемерное цветение славило приход весны и он усыпал яркими бантами земли в преддверии сезона засухи. А вот у мака, дающего опиум (Papaver somniferum) путь до Нила был долог.

Его родина – юг черноморского побережья Анатолии. На востоке же в эпоху бронзового века центром его культуры в своё время был Кипр. А в Египте с XVIII династии он если и был известен, то лишь в виде импортного опиума. На его памятниках явно не видно цветов дурманного растения – белых, розовых, пурпурных и лилово-фиолетовых. Но, правда, в этой гамме на одной стеле от XXII – XXV династии (Лувр, Е52) был окрашен дождь из цветов, который бог Солнца дарит даме по имени Таперет.

В этих цветах кто-то видит "лотосы", а кто-то – бутоны цветов опиумного мака. Но в их трубчато-колокольчатой форме Нора Папп, к примеру, узнала датуру. Их цвет может быть не более чем аллюзией на радугу. На клумбе египтянина обычно царит триада: василёк, мандрагора с её винно-янтарными "яблоками любви", а из маков – лишь самосейка, судя по каплям "чёрной росы" на шёлке лепестков. На самом деле этот траурный узор расположен на дне карминной чашечки макового цветка, но у геральдики свои законы.

А древнеегипетская картина – это геральдический гобелен. Не знаю, был ли у египтян язык цветов, подобный Викторианскому, но их пейзажи обычно предельно скупы из-за того, что в интерьере гробницы были важны дишь эмблемы, в том числе и из мира флоры. Мак связали с таинством погребения наверняка из-за его сильного снотворного свойства (тот же опьяняющий эффект имеет и голубая нильская лилия). Его крепили к огромным, до потолка, ритуальным (в том числе и погребальным) букетам из снопов папируса с прочими цветами.

Из него делали гирлянды и венки. Вдова фараона Сети I (XIX династия), большая модница, носила золотые серёжки в виде пучков стилизованно выполненных рифлёных маковых головок. На маковые головки похожи низы многих ожерелий, но там тема спорная, потому что без характерных бороздок схожую форму имеют коробочки белой водяной лилии, бутоны василька и даже гранат, если представить его в миниатюре. А ещё – он цвёл во время жатвы, а срезание колосьев связывали с гибелью бога природы Осириса.

По мнению египтолога Х. Уилсон алый цвет мака мог символизировать кровь убитого владыки жизни. Венок из смеси маков и васильков венчал усопшую любимую дочь фараона Несихонсу – он был признан непревзойдённым образцом гербарного мастерства. Но мак быстро исчезает с полей с наступлением зноя – египтяне стали летом заменять его другими яркими цветами – алтеем и мальвой ("сед-пенну"). Из зёрен (или лепестков?) – "шепенен" растения "шепен" (мака?) делали болеутоляющее и снотворное для грудных детей при "ашаут".

Это болезнь, вызывающая острую боль (отит? колика?), от которой младенец кричит без умолку. Рецепт описан в папирусах Эберса (§ 782) и Смита, и он весьма чудной, ведь в него входит и помёт мух. Египтяне прекрасно знали о связи мух с эпидемиями, была даже особая молитва для заклятия мух, но, тем не менее, крапинки помёта этих насекомых счищали со стен и делали из него "эмульгатор". Из растёртых зёрен выдавливали сок и поили им дитя ровно четыре дня. И верили: "болезнь пройдёт без следа".

В самосейке опиума мало, но его всё же его лепестки годятся для того, чтобы сварить лёгкое снотворное. Если всё же имелся ввиду опиумный мак (что очень сомнительно), то он, конечно, куда сильнее, но и опаснее. И всё же история о том, что во рту мумии дочери фараона, ещё ребёнка, нашли опиум – миф. Но из него часто делают вывод, что в Египте детей охотно пикали дурманом – "лишь бы спали и не мешали". У кого-то так "велики глаза", что и во дворце Эхнатона он будто бы видит притон.

В амарнский мир неги, истомы и флирта в один грозный судный день якобы явилась не чёрная смерть (чума), а белая. Но "всё в мире яд, важна лишь доза". Те же семена или лепестки мака (?) растирали в равных частях с кашей из вываренной кожи бегемота, маслом либо жиром, мякотью рожкового дерева и получали болеутоляющую мазь (папирус Эберса, § 443). На их основе делали лосьон для ухода за волосами (папирус Эберса, § 440, 443 и 445), из которых один особенно изыскан и экзотичен: с пудрой из толчёных халцедона и мирры (§ 445).

В согласии с папирусом Смита (§ 41) крем на основе мака (?) – отличное средство от язв на грудях. В поздней египетской медицине мази с опиумом широко применяли для снятия воспалений на коже и синяков после ушибов. В коптском папирусе Чассинат опиум упомянут 22 раза и он входит, в основном, в глазные капли. В гробнице архитектора Ха, жившего при XVIII династии нашли алебастровый сосуд с какой-то целебной мазью. Ха умер дряхлым стариком, и он очень страдал от зубной боли.

В лаборатории Генуи из этого масла выделили морфин – алкалоид опиума. Но итог этой работы был позже "забракован": установили, что на самом деле это алкалоид морозника. К слову, если бы опиум и шёл с Кипра, то не в сосудах с тонким высоким горлышком, даже если их тулово и было схоже с круглой маковой головкой. На их дизайн, как отмечает Р. Гермер, мог оказать влияние и плод лагенарии. В них держали жидкости (жир, масло или легко тающий воск), а опиум, если это не его раствор, к примеру, в вине, – смола.

На дне кипрского сосуда из музея Мартина фон Вагнера (Вюрцбург) опиум всё же нашли, но археологическая история этого артефакта очень темна. К слову, на Кипре эпохи бронзового века опиум в первую очередь служил для нужд культа, а не медицины. В долине Нила долго никто не брался всерьёз разводить плантации "сонного" цветка, а мак-самосейка лишь тешил эстетов своей эфемерной прелестью. Но с III века до н.э. "опиум тебаикум" (опиум из Фив) уже экспортировали во все страны Средиземноморья.

Без ухода опиумный мак не может жить – он продукт долгой селекции. У него, в отличие от его предка, мака щетинконосного (Papaver setigerum) уже не может сама лопнуть головка, и семена в ней погибают. Так что в виде вольного сорняка его найти нигде нельзя. В папирусах из Оксиринха и архиве Зенона, великого агронома, тоже был упомянут "опион". И, быть может, это и есть то самое зелье, который в "Одиссее" супруга египетского царя Тониса Полидамна дала Елене чтобы она всыпала его в вино и сделала эликсир забвения.

То, что это момент истины в мифе, подтвердил Диодор Сицилийский. Он сообщил, что и в его время (I веке ) фиванцы утоляли боль, горе и гнев анестетиком из легендарного "непентеса". Гомер не врал об "аптекарских огородах" страны фараонов. А вообще, даже слово "фармаком" греки произвели от египетского выражения "пхерет хека" ("средства мага"). По словам Диоскорида (IV.64, IV.65), в его время египтяне называли свой мак "нанти" (самосейку) и "уанти" (снотворный).

До того они отличали мак-самосейку эпитетом "дешер" ("алый"), но это при условии, что "шепен" и правда мак. К. Гален ценил опиум едва ли не как панацею от боли и душевных мук, но в то же время он видел, что император Марк Аврелий стал рабом этого наркотика. В египетской Александрии он узнал легенду о том, что опиум дал людям бог мудрости и магии Тот. В поздней античной традиции Тот был известен как Гермес Трисмегист. В византийское время учёный Михаил Пселлос взялся за реконструкцию бренда "непентес".

В его версии микстура не включала мак, а состояла из мандрагоры, огородного портулака и морозника. По замечанию П. Альпини (1553 –1617 гг.), в его время опиум высшего сорта в Египте давал Саид – регион, где на руинах древних Фив и около них вырос новый мир. Но в нём была жива язва мира древнего. Сэр Дж.Г. Уилкинсон писал, что опиумный мак в Египте сеют в конце ноября, а урожай собирают в апреле, и его называют "абу-онун" ("отец сна"). Э.У. Лэйн приводит и термин для опиума – "афийун".

Но опиум с древности был не только лечебным наркозом – кто-то принимал дурман и намеренно – разным подобным порокам не одна тысяча лет. Но, впрочем, тот же Лэйн писал, что в Египте любителей опиума много меньше, чем "жрецов" Бахуса в Англии. В современную фармакопею Египта опиумный (снотворный) мак внесён как средство от колик и кашля. Во времена Клот-Бея аптекари ценили наряду с ним и самосейку. Сладкая эйфория и экстаз могли закончиться и летально, особенно если опиум смешивали с другими галлюциногенами.

В среде египетских "афийуни", гуляк из высшего света, богатых и утончённых, в моде были "убойные" смеси "маагун" из опиума, чемерицы, конопли и ароматических добавок. Мак даже курили подобно конопле. Но он шёл и в пищу как специя с ореховым вкусом. Мак был цветком любовных чар, кубком огня страсти. На его цвет смотрели двояко – то как на символ ада, то как на зарево победы жара жизни над холодом смерти. До появления роз цветок сна и смерти безусловно царствовал в саду, так же, как на прудах – водяная лилия.

Источники:

Дэвид Розали. Египетские мумии и современная наука. Под редакцией А. Розали Дэвид. Манчестерский университет © Cambridge Universtiy Press 2008/Egyptian Mummies and Modern Science. Edited by A. Rosalie David. University of Manchester© Cambridge Universtiy Press 2008

Гермер Рената. Справочник по лекарственным растениям Древнего Египта/Germer Renate. Handbuch Der Altagyptischen Heilpflanzen. Harrassowitz. 30 October 2008.

Гермер Рената. Флора Египта эпохи фараонов./Renate Germer - Flora des pharaonischen ;gypten, Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 198

Россо Ана Мария (кафедра истории, Университет Буэнос-Айреса, Буэнос-Айрес, Аргентина). Мак и опиум в древности: лекарство или наркотик?/Rosso Ana Mar;a (Department of History, University of Buenos Aires, Buenos Aires, Argentina). Poppy and Opium in Ancient Times: Remedy or Narcotic? HISTORICAL PERSPECTIVES. Biomedicine International (2010) 1: 81-87

Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. – СПб.: Алетейя, 2016 г.

Кристиан де Вартавян, Армен Аркелян и Мария Виктория Асенси Аморис. Кодекс растений Древнего Египта, составленный по находкам их остатков/Christian de Vartavan, Arminee Arakelyan & Maria Victoria Asensi Amor;s. Codex of ancient Egyptian plant remains. Second revised and extended edition. Academic Books, London, 2010

Вейга Паула. Опиум: использовался ли он в качестве наркотика для досуга в Древнем Египте?/Veiga Paula (PhD candidate, Institut f;r ;gyptologie, Ludwig-Maximilians-Universit;t M;nchen). Opium: was it used as a recreational drug in ancient Egypt? Hathor, Studies in Egyptology, Vol. 2, 2013. , forthcoming

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.

Маргарет Мюррей. Величие Древнего Египта. Центрполиграф; М.; 2009

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.

Уилсон Хилари. Маки на вечную память/Wilson H., ‘Poppies for remembrance’, AEM, 16, 2 (2015), 55

Томашевска М. Древнеегипетские священные цветочные гирлянды и ожерелья эпохи Нового царства и начала Третьего Переходного периода/Tomashevska Marija. Sacred floral garlands and collars from the New Kingdom period and early Third Intermediate period in Ancient Egypt. 1550 B.C. – 943 B.C.

Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. М.: Европейский Дом, 2003 г.

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Джарман О.А., Микиртичан Г.Л. Статья в научном журнале «Российский педиатрический журнал» – «Представление о болезнях и лечении детей в Древнем Египте» в рубрике «История медицины», 2015 г. 18 (1): 53 – 59. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России.

Манфред Луркер. Египетский символизм Книга из серии "Символы" Издательство Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век». Москва 1998.

Бутовский А. Ю.,Бутовская Ю. А. Наркомания: от мифов к реальности. Изд-во НексМедиа, 2015 г.

Bianucci, Raffaella ; Habicht, Michael E ; Buckley, Stephen ; Fletcher, Joann ; Seiler, Roger ; ;hrstr;m, Lena M ; Vassilika, Eleni ; B;ni, Thomas ; R;hli, Frank J. Shedding new light on the 18th dynasty mummies of the royal architect Kha and his spouse Merit. PLoS ONE, 10(7):e0131916. Posted at the Zurich Open Repository and Archive, University of Zurich

Статья «Мак в Древнем Египте» на сайте "At the mummies ball" от 6 января 2018 г. с обширной научной библиографией, включая труды египтологов Уилсона и Питри www.atthemummiesball.com http://www.atthemummiesball.com/poppies-ancient-egypt / Poppies in Fycient Egypt. At the Mummies Ball Egyptology blog.

Папп Нора, доктор наук, доцент кафедры фармакогнозии Печского университета (Венгрия). Лекции по этнофармакоботанике. OAF-EFA. Ethnopharmacobotany. University of P;cs/PTE. Department of Pharmacognosy. UP MS General Medicine major – Elective and Optional subjects - Course descriptions – academic year of 2014/2015. Course director: Dr. N;ra Papp., assistant professor.

Лэйн Эдвард Уильям. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. Пер. с. англ. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.


Рецензии