От первого лица

Художественный руководитель детского театра «Вера», Заслуженный работник культуры Вера Александровна Горшкова.

Жаркие споры о том, нужен ли современному театру художественный руководитель, который годами скрупулезно строит свой театр, не утихают уже многие годы. Одна часть театрального сообщества убеждена, что наличие художественного руководителя лишает театр многообразия художественного стиля создаваемых спектаклей.
Основные, наиболее значимые спектакли здесь обычно ставятся самим художественным руководителем, который чаще всего сам является режиссером. Каждому мастеру присущ собственный художественный почерк, собственный стиль, а это, в конечном счете, может привести театр к тому, что спектакли станут однообразными и предсказуемыми. Эти спектакли с нетерпением ждут преданные поклонники мастера, но значительная часть публики встречает их прохладно.

Сторонники иной точки зрения убеждены в том, что отсутствие художественного руководителя превращает театр в корабль, плывущий без капитана, корабль, который подчиняется воле волн и рискует разбиться, оставив после себя лишь творческие обломки. Спектакли в таких театрах ставятся приглашенными режиссерами, которых волнует успех только их собственной работы и возможность быть приглашенным в этот театр на следующую постановку. Приглашенному режиссеру нет дела до выстраивания репертуарной политики театра, до формирования качественного состава труппы, до методов работы со зрителями.

Все эти споры могут быть легко отодвинуты на второй план, после знакомства с миссионерской деятельностью городского детского театра «Вера». Театр этот возник благодаря тому, что когда-то маленькая девочка Вера очень любила играть в куклы, она сама писала для них пьесы и ставила во дворе собственного дома спектакли. Соседские ребята наблюдали за ней и часто сами включались в эту игру. Так случилось, что детская игра «в театр» определила судьбу Заслуженного работника культуры России Веры Александровны Горшковой, художественного руководителя детского городского театра «Вера».

Плавно течет наша беседа. Вера Александровна размышляет о профессии, о детях, которым посвящена вся ее жизнь. Она убежденно говорит о проблемах их воспитания, проблемах, которые невозможно решить без участия в этом процессе театра. Само - собой сложилось так, что из всего многообразия задач, решаемых театром ежедневно, наш разговор больше всего касался работе с детьми и их родителями, взаимоотношениям театра с общеобразовательными учреждениями, воспитание и формирование собственной зрительской аудитории. И вот что заботит сегодня художественного руководителя театра «Вера»:

«Чем бы не приходилось мне заниматься долгие годы художественного руководства театром, я всегда помню о том, что каждый человек нуждается в мечте, и никто не может «проскочить» мимо сказки. Не может ребенок сразу начать читать Достоевского. С игры и сказки начинается формирование его личности. Сказки всегда учат добру, зло в них тоже присутствует, но добро побеждает. Игра в жизни человека занимает чрезвычайно важное и серьезное место. Ее ничем нельзя заменить. От игры нельзя отмахнуться. Нельзя упустить время, в течении которого человек учится любить, сопереживать, понимать мотивы поступков других людей. В раннем детстве закладывается и формируется естественное чувство эмпатии. Тогда же закладываются первые представления о том, что надо быть справедливым, честным. уметь отстаивать свои принципы.

Не растут дети без «Золушки» и «Красной шапочки». Детство – это очень непростой период в жизни человека, когда он растет нравственно и физически. Человек входит в социум. И именно сейчас особенно остро нуждается во внимании. И наш театр стремиться это внимание ему обеспечить. Главное, мы разговариваем с детьми, пришедшими в наш зрительный зал крайне доверительно, на понятном ребенку языке. Нужно встретить его в театре как родного и очень дорогого человека, показать, как долго мы его ждали. Мысли о том, каким должен быть репертуар театра не оставляют меня ни днем, ни ночью. Репертуар, прежде всего должен быть интересен детям. При его формировании мы не оглядываемся на мнение критиков, нам не важно будут ли звучать оглушительные крики «браво» по окончании спектакля.  Для нас важно дойти до детского сердца, почувствовать душу каждого ребенка, понять, что ему близко и значимо. А иначе для чего нужен театр? Для меня высшим счастьем является возможность увидеть мальчишку, который после просмотра спектакля, замирает около афиши театра и тщательно переписывает ее в свой блокнотик. Это означает, что театр его «зацепил» и он планирует прийти сюда вновь.
Игра и сказка являются главными направлениями в работе нашего коллектива. Я посвятила долгие годы жизни поиску баланса между мечтой, сказкой и входом человека в реальную жизнь. Пусть человек еще ребенок, он еще маленький, но он уже личность и с этой личностью следует считаться.
 
Дети приходят на наши спектакли в самом разном возрасте, но, когда бы они не пришли, мы всегда задаем им один и тот же не простой вопрос: «Что ты хочешь увидеть на нашей сцене?» и наиболее часто получаем ответ: «Мы хотим смотреть спектакли про нас самих». А что это должно означать: «Про нас самих»? Рассказывать об отличниках школы или их спортивных достижениях? Говорить о жизни подростка из неблагополучной семьи и трудностях, которые ребенку с детства приходиться преодолевать? А, может быть театру следует заглянуть во двор, где по вечерам собираются подростки и впервые пробуют вкус сигареты и делают первые глотки спиртного из общей бутылки. Мы часто говорим, о подростковом максимализме, но надо еще понять, почему он возникает. Наш театр, безусловно, театр актуальный. Мы не боимся говорить с детьми об окружающей их реальной жизни. Самым трудным для художественного руководителя является формирование репертуара. Это было трудно и во времена, когда мы были детской студией, трудно это и сейчас. Мы не имеем право на ошибку. Нам нужно ставить спектакли, которые будут проникать в юные души, и вызывать в них живой отклик, желание запомнить и подумать об увиденном. Своей важнейшей задачей мы считаем оказание помощи семье и школе в воспитании человека, дети должны вырасти людьми, в душах которых не будет места зависти и злости.

Тема «Театр без зависти и злости» становится сквозным направлением в работе всего нашего творческого коллектива. Время показывает, какой агрессивной средой окружены наши ребята, они видят огромное количество жестокости, крови. Убийства на экране стали привычным явлением. С экрана несется в жизнь массовая героизация бандитизма, бандитам порой хотят подражать наши мальчишки. Бандиты в их глазах овеяны флером романтики, они часто становятся их кумирами. В детском сознании виртуальная реальность часто смешивается в единое целое с жизненной реальностью. Сегодня только театр сможет помочь освободить детей из виртуального плена. Мы стали сегодня театром – экспериментом, театром – творческой лабораторией. У нас создана литературно-драматическая студия, в которой дети учатся создавать собственные литературные произведения. Они пишут неумело, порой наивно, но они пытаются проникнуть в тайны литературного творчества. В своих рассказах, пьесах, новеллах, повестях рассуждают о серьезных проблемах, которые им приходиться решать в жизни. Мы вместе размышляем о творчестве, вместе решаем, какое произведение может быть прочитано со сцены, а над каким предстоит еще поработать. Рассказ, новелла прочитанные артистом со сцены, приглашение выйти на сцену автора стало еще одним мотивом для детского творчества. Быть услышанным – чрезвычайно важно для вступающего в жизнь человека. И мы слушаем детей, стараемся понять их мысли, стремления и желания. В детском театре можно работать лишь при одном условии – безграничной любви к детям и ответственности за их будущее. Нельзя притвориться любящим, но при этом не любить.  Дети остро чувствуют фальшь, их нужно просто любить настоящей и бескомпромиссной любовью.
Проект «Театр без зависти и злости» считаю своей огромной удачей. Он особенно актуален сегодня, потому что, как нам кажется, он будет способствовать созданию мира доброты и безопасности. Трудная, но благородная цель. Дети часто приходят к нам в театр после уроков, уставшие, но участие в работе литературно-драматической студии снимает эту, накопившуюся за день усталость, дает детям «второе дыхание».

Радостно наблюдать как растут дети, познав единожды театр, они остаются в нем навсегда. Многие теперь уже приводят к нам своих детей и даже внуков. Они, благодаря и нашему участию, на всю оставшуюся жизнь остаются открытыми для прекрасного. В этом и заключается наше театральное счастье. Если мир вокруг нас становится хоть чуточку добрее, значит мы не напрасно посвятили свою жизнь театру, не зря живем на земле.

Без тесного сотрудничества с семьей и школой мы не смогли бы добиться успехов в своей деятельности. Мы должны быть нужными для них, должны стать их помощниками в деле воспитания, вести постоянный и равноправный диалог с семьей и школой. Для этого мы используем разнообразные формы и методы взаимодействия.
В частности, есть у нас еще один необычный проект, который мы называем «классным театром». Что это такое? В общих чертах, это тесное сотрудничество театра и общеобразовательной школы. «Классный театр» - это означает, что можно ходить на спектакли целым классом, «классный» это еще и оценочная категория, в переводе с молодежного сленга, означает – прекрасный. Нами накоплен большой репертуар спектаклей, поставленных по литературным произведениям, изучаемых в рамках школьной учебной программы.  Уроки литературы учителя нередко проводят непосредственно в театральном зале. Конечно, наш театр является педагогическим театром, потому что в каждый спектакль мы закладываем воспитательные задачи, которые дети воспринимают опосредованно, через художественные образы, через сопереживание героям спектакля. И, конечно, мы – театр просветительский, потому что мы не только развлекаем (что тоже важно), но каждым своим выходом на сцену стремимся дать детям новые знания.

Дело художественного руководителя определять генеральное направление развития театра. И в этом деле нет мелочей. Здесь важно все: формирование репертуара, определение эстетического лица театра, умение занять свое прочное место в социальной жизни города, создание гармоничной труппы театра, которой под силу решать любые творческие задачи.»

Мы рассмотрели, причем, довольно бегло, только одно направление работы художественного руководителя. А их не перечесть. Новые идеи приходят в голову Веры Александровны постоянно: она рождает идеи, она же, при полной поддержке родного коллектива, их реализует. В конце беседы Вера Александровна подарила мне замечательную книгу Неллы Прибутковской «История одной мечты». Прекрасная книга о замечательном человеке Вере Александровне Горшковой и становлении детского театра «Вера».

А меня не отпускает мысль о том, что этот театр может стать экспериментальным центром воспитательной работы. Опыт работы Веры Александровны должен быть изучен и отражен на страницах методического пособия, которое ждет своего автора.
 


Рецензии