Подруги юности моей 4. Инна

«Поплачь со мной, порадуйся со мной»


У Инны и Алёны было среднее образование.  Не помню, почему они оказались на нашем заводе, далеко не лучшем среди многочисленных предприятий промышленного города.
Инна выросла в семье военного, родилась на станции Даурия (это на границе с Монголией).

Этот факт меня сильно поразил, так как ещё в детстве, помнится, я читала толстый роман с таким названием, а позже смотрела фильм в главной роли с молодым Виталием Соломиным.

Папа её был военным.  Когда мы с ней познакомились, он в полковничьих погонах уже вышел в отставку.  Старший брат после ВУЗа тоже работал.

Инна, что называется, была из хорошей семьи.  И я удивлялась, почему она работала, по выражению Нины, на нашей «шарашке».

Наверняка, её смогли бы устроить после школы, куда «где потеплее.»  Но и у нас она работала в ОТК в цехе по производству детских резиновых игрушек.

И опыт комсомольской работы у неё уже был. И мне было непонятно, почему меня избрали в комсорги, а не её.  Я была в этом деле «ни бум-бум», да и желания у меня, как оказалось – не оказалось.  Однако она стала моим заместителем.
Ко мне Инна относилась хорошо с первого дня знакомства.  И часто давала мне «дельные» советы.

Меня в этой работе всегда напрягала «отчётность».

- Кто придумал эти вопросы? - возмущалась я.
- Их придумали зануды, кому совсем делать нечего, - говорила мне моя заместительница.
- Где взять эти цифры? – вопрошала я.
- С потолка… Где же ещё?  Если их невозможно ни вычислить, ни посчитать, - так советовала мне моя умная и опытная заместительница.
У неё на это был свой, железный аргумент»:
- Да кто и когда это будет проверять?!
 Да это разве можно проверить?

Жизнь показала, что моя коллега была права. Права потому, что такая отчётность – это тормоз в живом деле.

Почти все 16 «малолеток», набранных в цех для работы на конвейере, не собирались «клеить сапоги»  до гробовой доски. Все мечтали о лучшие доли.  Однако перспективы у всех были пока туманные.

Только Инна, по-моему, с первого дня здесь знала, как жить и чего добиваться.  Работа на заводе была для неё лишь эпизодом в её жизни.

Здесь она заработала хорошую характеристику, вступила в партию, затем закончила исторический факультет, по «блату» устроилась в библиотеку обкома партии, где успешно работала до пенсии.

Моя подруга и в личной жизни не витала в облаках.  Она очень терпеливо любила мужчину, который в конце концов стал её мужем.

Он был художником, но ещё и сыном репрессированного. После реабилитации его отца умная невестка, которую, к сожалению, ему не довелось узнать, помогла своему мужу пройти много инстанций и судов, но вернуть сыну дом своего отца, который в годы репрессий и раскулачивания «конфисковали».

В 60-е годы они сделали ремонт и перепланировку в своём большом доме, и  муж   приезжал туда рисовать и устраивал выставки.

В замужестве Инна всю себя отдала семье, так как работа не требовала дополнительного времени.

Вырастила двух прекрасных сыновей, они получили достойное образование.
Инна в семье была, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Она могла всё достать, всё уладить, решить все финансовые проблемы в семье.  Могла одна сделать ремонт в квартире.

Мужа-художника отправляла на лето в свой дом. Мне она так говорила:
-Пусть там рисует, а здесь не путается под ногами – я всё сделаю сама.
Когда я приезжала в отпуск, то дня два-три не вылезала из закутка их шикарной библиотеки с хорошим набором книг и альбомов по искусству. Она и мне говорила:
- Читай, читай… Тебе по работе надо много читать.

А я уже всё своё прочитала.

И продолжала клеить и красить, благоустраивая квартиру.

Однако хоть раз мы выбирались с ней в театр. Билеты покупала я.  А она радостно восклицала:

- Вот наконец-то я схожу в театр.  Год жду твоего приезда!
Однажды смотрели «Жизель». Возвращаясь из театра, она неожиданно удивила своим признанием:

- Грешна, подруга…   Сижу в балете, смотрю на страдания Жизель, а сама думаю: Шпатлевать ли мне пол на кухне или не шпатлевать…

Но некоторые воспоминания о ней мне греют душу. 

Однажды моя юморная и ироничная подруга приехала ко мне в Карелию…   на день моего рождения.

День был рабочий.  В сентябре много всякой организационной суеты. Я в то время была завучем Хвойнинской средней школы.

О дне рождения некогда было вспомнить…

И вдруг Инна, моя подруга, преодолев все трудности пути от Ярославля до Хвойного, предстала передо мной с цветами и подарком.  Подарок – тяжёлый альбом «Народная вышивка».  Я, правда, сама вышивала только в детстве, но подарок приняла с радостью.  И время от времени люблю его полистать и полюбоваться красочными иллюстрациями и вкладками.

Вспоминаю и другой её подарок.  Это была посылка с книгами – ценными пособиями для учителя черчения и рисования, собранная ею не без участия её мужа – художника.   Мне тогда пришлось вести эти предметы как «довесок» к основным.  Но такие пособия я бы нигде и никогда не смогла купить.

Надо отдать должное, в нашем лесном посёлке был неплохой книжный магазин.  Можно сказать, что именно благодаря ему я стала собирать здесь свою личную библиотеку.  Была куплена почти вся русская классика, 60 томов «библиотеки всемирной литературы» (всего – 200 томов).  Покупала современных писателей: В. Распутина, В. Белова, Василя Быкова, Ю. Бондарева, В. Астафьева и многих других талантливых писателей тех лет и хорошо издаваемых в своей стране.

Я уже не бегала в поисках нужной книги к уроку, они стояли у меня в шкафу.
Кстати, Инну тогда у меня в гостях тоже заинтересовали наши магазины. И надо отдать должное – лесорубов хорошо отоваривали.  «ОРСовские» магазины продавали и дефицитные товары.  Помню, мне приходилось покупать детскую одежду и высылать моей родне в другие города.

А что уж говорить о Ярославле…  Там до сих пор ездили в Москву за колбасой.
При встречах нам с Инной было что вспомнить, о чём поговорить.

В молодые годы мы совершили поездки на Кавказ по путёвкам за 30%, купленных в профкоме завода. Путешествия по горам Кавказа я описала в серии репортажей «Кавказ….»  Мы всегда вспоминали случай на турбазе «Эльбрус», когда Инна с подругой закрыли меня в номере, чтобы воспрепятствовать моему позднему свиданию с местным кавалером.

С Инной нам довелось быть на встрече с Юрием Гагариным.  Об этой встрече я также рассказала здесь, на Проза ру.

Мы всю жизнь сожалели о том, что не воспользовались случаем быть на одной фотографии с Первым космонавтом Земли.  В то время, когда наши друзья-комсомольцы снимались на историческое фото, мы с подругой  побежали в обкомовский буфет.  А потом в райкоме, увидев фото, мы «грызли локти» от досады за свою глупость.


Последний раз  я встретилась с моей комсомольской подругой, когда в я  с дочерью приехала погостить в Ярославль.

Инна была одна в новой квартире. Муж, как всегда летом,  рисовал на природе, живя в большом доме своего покойного отца.  Сыновья тоже были где-то в отъезде.
В этой квартире я была впервые и с интересом знакомилась с интерьером.
В прихожей, во всю стену, «ветвилось» нарисованное её мужем «Древо жизни» родословной их семьи.  На самых верхних «листочках» были имена их сыновей, а чуть выше – листики пока чистые – для будущих внуков.

Впервые я увидела картины её  мужа. В основном это волжские пейзажи, природа средней  полосы России.

Нас ждал красиво накрытый стол. И пили мы незнакомый мне «молочный ликёр» (точное название я не помню).

 Моя дочь по просьбе Инны играла на старинном пианино с канделябрами наше любимое «К Элизе» Бетховена и ещё что-то, что хорошо было ею разученное.

 Наши нескончаемые воспоминания и новости последних лет доставляли нам радость общения.

Было приятно сознавать, что мы через всю жизнь пронесли нашу незапятнанную дружбу.

Май-июнь, 2021год.

Послесловие.

Серия воспоминаний «Подруги юности моей» закончена.  Далее планирую написать о подругах –молодых школьных коллегах. Но это будет уже совсем другая жизнь.
А значит – продолжение следует.


Рецензии
Анна. Ваша подруга Инна работала в библиотеке. Я, учась в школе, очень завидовала библиотекарям. Сама тоже хотела бы там работать. Часто посещала районную библиотеку, которая находилась рядом с домом. Ваша подруга Инна большая молодец. Приехала к Вам в Карелию, чтобы поздравить Вас с Днём Рождения. С уважением Нина.

PS. Анна! Ничего, что я не пишу Ваше отчество Алексеевна в рецензиях? Многие пищут.

Нина Измайлова 2   03.06.2023 11:56     Заявить о нарушении
Да, Нина, моя подруга Инна, во многом была для меня примером и вообще умницей.
Библиотечная работа и мне нравилась, только зарплата там была маленькая и соответственно такая же пенсия.
А в отношении отчества скажу так: я Вашей учительницей никогда не была, Так что не стоит и меня "величать". Помню, страницу мне делала моя дочь, естественно, и оформление было сделано полным именем. А вот ВКонтакте я просто Анна Золотовская.
С дружеским приветом - Анна.

Анна Алексеевна Золотовская   03.06.2023 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.