Мышление... Мысль Эссе

              Северо-восточные славяне и русичи пользовались советами «стар», которых славянофилы называли волхвами.  Волхвы — старики, с возрастом отошедшие от дел, обладающие опытом и искусством воспоминаний. С их помощью сохранялись традиции, быт и нравы, порядок жизни, поддерживался авторитет людей, обладающих деловыми качествами.   Они видели мудрость природы, искали её в жизни и делах людей. Библейские волхвы искали мудрость за пределами жизни, придумывая   мистические обстоятельства, придавая им   значимость.
                Серьёзная философская мысль в России появилась в средине XVII века в трудах М.В. Ломоносова. ХIХ век – век расцвета философской мысли. Хочу выделить из всех уважаемых мною русских философов И. А Ильина.  Иван Александрович вряд ли для кого-то стал бы кумиром, но он будоражил каждого своими мыслями и заставлял сомневаться тех, кто соприкасался с его точкой зрения. Его мысли выглядят просто, но раскрывают с восторгом движение понимания истины.  Бердяеву, Флоренскому и другим замечательным русским философам хочется верить и влюбляться в их мысли. А Ильин раскрывает понимание веры и любви.  Мысли Ильина широки в своём движении и тем самым изменяют сознание   и характер без воздействия чужой воли. В этом сила здравого смысла, начало воспитания самостоятельности.  Понимая русскую прямоту, Иван Александрович пришёл к выводу: людям не нужна цель (цель – тактическое действие), а необходимо решение насущных задач (задачи могут быть тактические и стратегические), которые делают жизнь людей устойчивее, а развитие страны стабильнее. 
               Любомудрие начинается с потребности выделения добра и зла. Добро и зло – единое целое. Чем больше добра, тем «добрее» целое. И наоборот. Добро и зло могут исходить из одного того же человека. Можно ли определить, какой он, добрый или злой?  Жизнь подтверждает: там, где много зла — нет справедливости, где много добра – там праведность. Зло всегда противостоит добру. Добро всегда открыто.  Зло скрывает тайны. Добро понятно, и ему нет смысла противостоять. В перемещении добра и зла нет закономерностей — это расчёт ума или жизненная   потребность. Закон Природы — без добра не бывает зла, а добро может существовать без зла. Понимание добра и зла есть основа всякой идеи, которой одержим человек в   обустройстве своей жизни
                На движение мысли влияет отношение к так называемой «свободе». «Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать всё, что угодно!» — переполнялся восторгом Горацио, ощутив проявления абсолютной свободы. Такое же ощущение испытывают    сторонники либерализма, когда свободно высказывают мнение, противоречащее здравому смыслу, понимая «свободу» как всеобщий дар и абсолютную величину. В таких случаях сознание и чувства отражают прямолинейность мышления и поверхностность ощущений. Свобода существует, но она всегда относительна. Единственным верным либеральным принципом является свободное движение и развитие мысли, при котором «движение» возможно к здравому смыслу, но может привести и к заблуждению.
                Либерал в переводе с латинского – «мягкий человек», другими словами, соглашающийся с любым мнением, или «раб чужого мнения».  Европейский либерализм родился в Древней Греции и проявился в диалектике (искусство спорить), где «рождалась истина». Но в споре происходит зачатие истины, а к истине приходит каждый из спорящих.  Для римлян диалектика превратилась в искусство спора, где сила – главный аргумент, тем самым изменился вид мышления, а значит, изменилось и понимание окружающего мира. Стремление французов к свободе было прекрасно и привлекательно революционной мыслью о равенстве, что создавало почву для нового вида мышления. Однако французский и европейский либерализм обожествлял абсолютную свободу и абсолютный гуманизм. Это привело к разрушению подлинных человеческих ценностей и «революционно» - протестному состоянию общества. Американский либерализм свою демократию поднял до недосягаемой вершины и сделал предметом слепого преклонения, а идею глобализации превратил в инструмент не столько влияния, сколько давления на другие страны. Либеральная неопределённость в мышлении, расплывчатость мысли по поверхности приводят к многословию, лишают личность самостоятельности.  Либералы боятся самостоятельных людей. Самостоятельные люди - враги либералов.
                Истоки мышления - в сердце, а не в голове, при этом   воспитанные чувства и знания   способствуют тому, что человек может сомневаться, сравнивать, анализировать.  Мышление — движение познания реальности, в котором участвуют ум, чувства и воображение.  Невоспитанные чувства лишают человека воображения и развития ума. Если чувства притуплены и погашены, отсутствует совесть, то перед нами «чистый разум» с разрушающими человека последствиями.  Отсутствие   воображения приводит к плоскому мышлению: реальность видится поверхностно, а невидимая - придумывается.   Человек может ошибаться, считая, что его собеседник обладает теми же чувствами, какие испытывает он. Ошибки в жизни повторяются, когда их не понимаешь или не умеешь сомневаться и сравнивать. Ошибки можно исправить, неисправленные могут привести к заблуждению. Заблуждение — выдумка, не подтверждённая глубокими знаниями.  Видеть в другом человеке себя — не значит воспринимать его как себя, это ошибочно. Чтобы понять другого, надо забыть о себе и увидеть в нём новое для себя. Самое ценное в культуре человечества — философская мысль, только она способна ускорять и развивать мышление человека.
                Русская мысль развивалась под влиянием веры и праведности. Западная мысль развивалась в направлении справедливости, которую позволяла власть. В этом случае на прямолинейный вопрос необходим прямолинейный ответ, иначе желаемое будет противоречить реальности. Мыслящие прямолинейно обо всём судят по себе, тем самым обобщая поведение людей и общественные явления, находя в обобщениях закономерности или придумывая их. Они не любят вспоминать — боятся заглянуть в прошлое. Высокомерие мешает увидеть свои ошибки, поэтому они не являются для них уроками жизни. В своей устремлённости к цели, поглощаемые движением, не проявляют самостоятельности, воплощая в жизнь чаще всего чужие мысли и желания, они не способны анализировать свои мысли и поступки. Многословное, критиканство способствуют активному «появлению врагов», которые не только мешают, но и противостоят их движению. Это уже борьба не на жизнь, а на смерть. Мыслящие прямолинейно не способны к объединению с людьми разного мировоззрения.    Прямолинейность всегда предполагает борьбу с системой, ибо «система» придумана не ими без учёта их желаний, а это не мешает совершенствованию общества.



 


Рецензии