Конёк Горбунок

   За прожитые годы мне неоднократно доводилось постигать на практике мудрость и величие неожиданных сюрпризов жизни. Сюрпризы на то они и сюрпризы, что приходят «вдруг». Ломают сложившийся уклад жизни. Выбивают из привычных представлений, заставляют пересмотреть жизненные приоритеты и вообще взглянуть на людей, технику, и себя самого с новой неожиданной стороны. Первая реакция, как правило – негативная. Выходить из насиженной ниши размеренного бытия нет желания. Но если, оставаться пассивным, то давление обстоятельств постепенно нарастает, противоречия обостряются, поступки по привычке становятся разрушительными.
Приходит время принятия ситуации такой какая она есть и осознанности в действиях. Вот тут то, как раз и открываются новые грани жизни, которые ведут к новым открытиям и расширению сознания.
 
   21 год активного авто - мото стажа вполне сформировали меня как мотоциклиста (как я думал). И долгая дружба с тяжелыми мотоциклами продолжалась бы себе спокойно…, если бы не внезапно подкравшийся (хоть виден был из далека) кризис в отдельно взятой (моей) жизни. Сначала стали отказывать системы моего организма… удивительное дело но совершенно параллельно этому стала выходить из строя и моя техника. До сих пор не могу объяснить рациональными причинами полную синхронность этих процессов. Сначала потребовало переборки сердце моего флагмана – БМВ Р-1150 РТ. А следом у меня диагностировали предынфарктное состояние. Пока тратил время, и ресурсы на восстановление, пересел на автомобиль – наступала зима. Скоро нас и с ним постигли загадочные неисправности. К моим сердечным делам добавились проблемы с остальным ливером. Врачи посылали меня от специалиста к специалисту и автомобиль (старенький, маленький, японский внедорожник) так же пытались вернуть в строй различные мастера. И у обоих не могли сформулировать четкую причину отказов. Поскольку необходимость в транспортной независимости явно присутствовала, я в середине зимы пересел на полноприводный колясочный урал. Опыт зимней езды у меня был, и мотоцикл вполне успешно справлялся со своими задачами. Урал стал повседневным транспортом и средством передвижения в радиусе 200 километров от родного города. И совсем уж мы с ним стали выбираться из всяческих кризисов, как ближе к весне практически синхронно мы с уралом слегли с сердечными недугами. У него заклинило подшипник коленвала, у меня клапана в сердце потеряли синхронность. Два месяца я ходил пешком (что стало прекрасным опытом). Однако жизнь в большом городе, без какого либо транспорта сильно снижает коэффициент полезного действия при наличии большого количества задач требующих разрешения. Собрав небольшое количество свободных средств, я приступил к поиску хорошего велосипеда. Вот тут то, совершенно «случайно» мне попалось на глаза объявление о продаже в нашем городе мопеда – ХОНДА Супер КАБ 50. Я увидел в этом добрый знак. Цена была, выше, чем за велосипед. Конечно, я знал об этой легенде мирового мотоциклизма, но личного опыта не было никакого. Что ж подумал я: в трудные времена и настоящие рыцари не брезговали пересаживаться с боевых коней на осликов, что уж мне кочевряжиться. Тем более у мотороного транспорта масса преимуществ перед велосипедом. Кроме того я надеялся выправив свои дела продать мопед. Итак, я стал обладателем легенды! Комплекция у меня довольно крупная, масса тела под центнер, рост чуть выше 180. При покупке сел за руль. Подвески скрипнули, но вес приняли адекватно, руки сами легли куда нужно, колени ни во что не уперлись! Предыдущий хозяин сказал что я выгляжу как цирковой медведь на самокате… Но мне было удобно! Проверил свечу, уровень масла, износ цепи, давление в шинах – все по норме. Остальные вторичные признаки возраста то же не противоречили словам продавца о том, что пробег 28 000 реальный. Тронулся без проблем - автоматическое сцепление сработало без напрягов, а звук мотора – внятная песня дореволюционного «ЗИНГЕРА». До города от места покупки было километров 30 по загородному шоссе с довольно крутыми горками. Первый километр привыкал к ощущениям – немного поманеврировал. Рама удивительно жесткая. В плавных поворотах мотик легко закладывается и держит траекторию. Удалось легко заложить круг по минимальному радиусу не отрывая ног от подножек. Подвески на неровностях абсолютно адекватно работают. Доехав до шоссе я уже чувствовал себя на этом «ослике» вполне уверено. Основные правила поведения мотоциклиста в городе уже давно впитались в кровь. Транспорт у меня тихоходный значит за пределами городов моё место - обочина. Занимаю крайний правый ряд и еду по нему. И еду довольно бодро! Подо мной машинка на ровной дороге свободно набрала 40 км в час (позже сверил навигатор и штатный спидометр – расхождение минимально). На спидометре тревожно замигал светодиодный блинкер. Ой, думаю – что-то случилось. Сбросил скорость красный светлячок погас. Сообразил, что это предупреждающий сигнал о выходе из оптимального режима движения. Ладно, проверим механизм на скорость. Плавно прибавляю газ запасшись терпением. Прислушиваюсь к поведению своей покупки на дороге. Можно сказать, что после 40 всякая динамика кончилась, но набор скорости не прекратился. Моторчик и не думал захлебываться, а упрямо разгонял наши с ним полтора центнера на двоих в длинную крутую горку на четвертой передаче. На середине горки все-таки обороты моторчика стали падать, и я переключился на третью. Пришлось привыкать делать это в «обратную» сторону и без сцепления (оно центробежное - автоматическое), с непривычки потерял скорость, но оказавшись на третей «Ослик» взбодрился, рыкнул мотором, взбрыкнул и снова стал набирать скорость. Можно сказать на этом адаптация к новому для меня виду двухколесной техники закончилась – основные принципы его движения стали понятны и меня накрыли ощущения. Как же прекрасен Мир, когда снова глядишь на него без ветрового стекла перед собой! Как прекрасно чувство полета, которое способен подарить только двухколесный транспорт! Ощущения, что я снова возвращаюсь к жизни, вера в собственные силы и возможность все преодолеть и развиваться вернулись. Раньше они жили внутри, но словно спали, а вот это маленькое чудо раскрыло их. К следующему подъему обгонявшие меня четырехколесные видели едущего на мопеде большого бородатого дядьку с дурацкой улыбкой на лице… А ветер слизывал с моих щек редкие капельки слез… и ветер тут был ни причём. Это были слезинки счастья. В городе мы оказались вообще в своей стихии. К стартовой черте у светофоров оказывается можно пробираться без намека на нахальство, вполне уважительно к остальным участникам движения но и с пользой для себя! Руль поворачивается почти на 90 градусов и позволяя пробираться вдоль и поперек между застывшими жестяными коробочками. Приличная динамика позволяла бодро стартовать, а простые барабанные тормоза уверено осаживали прыть, особенно если применять передний и задний в комплексе. Из десятка машин, которых объезжал перед светофором к следующему меня обгоняли две-три. И от светофора к светофору это преимущество накапливалось! После первого же рейса в городе я влюбился в своего «Ослика» еще крепче. Началась повседневная эксплуатация – каждый день 12 км от дома до работы. И 25 обратной дороги с заездом по делам или в гараж. С ним я перестал делать поправку на пробки. Я работаю на крупном предприятии, и в конце рабочего дня по узкой длинной улице в сторону города одновременно трогается целый поток личных автомобилей и служебных автобусов. На авто на дорогу домой уходил час и это считалось быстро. На мопеде 20-25 минут, при аккуратном размеренном движении в экономичном режиме.
 
   За больше чем 20 лет работы на своём предприятии многие меня знают в лицо, да и репутация заядлого всадника которому и зима на мотике нипочем, давно и прочно закрепилась за мною. Так что проявление на корпоративной автостоянке верхом на крошечной мопедке по началу вызвало много улыбок и смеха. Докатился мол «Оголтелый байкер» - на козявку пересел… Ну и подобное дружеское зубоскальство. Но спустя неделю оно сменилось на уважительное отношение, а потом многие даже стали интересоваться, что это за зверь такой матерый меня носит? За неделю стрелка указателя топлива легла на красную черту. Заправка до полного бака (бак 4 литра) – 3, 5 литра на неделю ежедневной езды! Масла не ушло ни грамма. Расходы получились меньше чем, если б передвигался в переполненных маршрутках и трамваях, и это при сохранении транспортной независимости. Я уже не просто влюбился в этот транспорт - я был от него в восторге. Гаражная братия то же поначалу пыталась поднять на смех : «да ты его раздавишь?!», «С дороги не сдувает?», «Тормозишь лаптями?». Я слушал, смеялся вместе с ними и возражать, считал излишним. Просто улыбался. Поскольку ездил много и часто те, кто подначивал меня, частенько наблюдали как мы с «Осликом» бодро прошивали стоячие пробки. Постепенно тон вопросов сменился – «Где взял?», «Сколько денег отдал?», «ГАИ не тормозит?», «Сколько едет, сколько жрет… налог? Страховка?» И после ответов уважительное чесание в затылках… И как правило выкладывали последний аргумент – «А в дождь?» Дождливая погода так же не вызывала напрягов – тело тренировано, отношение к экипу сформировано, опыт есть. Если не приходилось перед светофором опускать ноги в лужу, то приезжал в дождь с сухими ботинками – Маленькое чудо оберегало своего седока как умный и верный боевой конь.
 
   Специфика предприятия требовала оставлять запрещенные к проносу на территорию всякие электронные гаджеты и предметы экипировки, для чего на массивный штатный багажник был водружен старый – пострадавший в аварии запираемый кофр ГИВИ – на 45 литров. С ним мопед обрел полную функциональную согласованность называемую в народе совершенством.
 
   Пришло то самое расширение сознания. Большой мотоцикл под тобою или маленький, крутой полицейский БМВ, приводной колясыч или невзрачный с виду японский мопед – перестало иметь значение. Мопед стал моим верным помощником в починке большей техники, моей поддержкой в выправлении собственного здоровья и главное он дарил ВЕТЕР и ощущение полета в то время, когда это было больше всего мне необходимо. Когда –то меня упрекали в эгоизме – мол ездишь на мотоцикле от того что бы чувствовать себя альфа-самцом, выделяться из толпы, выпендриваться, ну так далее… Да наверно и от того то же, но езда на мопеде мне самому показала, что это далеко не так, я езжу на мотоциклах от того, что ЛЮБЛЮ их и больших и маленьких. Странное дело. Но ловлю себя на том, что с тех пор как пересел на мопед стал менее раздражительным, стал спокойнее, да просто стал более открыт и стал чаще улыбаться людям и самой жизни. Выходишь после трудового дня, заводишь Ослика, и свободно катишься с дурацкой и приветливой улыбкой среди плотного городского трафика. Какое бы не было настроение перед тем как сесть в седло, во время движения все дурное выдувает ветер, и дружеский голосок бодрого четырехтактника оставляя в душе светлое и доброе. Дела со здоровьем постепенно пошли на лад. Но тут в жизнь пришла неожиданная трагедия. Так получилось что пришлось переживать тяжёлую утрату почти в одиночку но маленький мопед каждое утро дружески смотрел на меня квадратной фарой, и тихим внятным голосом утешал во время движения. Такие, казалось бы, мелкие радости порой способны удержать человека на грани отчаяния. Когда знаешь, что у порога стоит верный и добрый маленький конь - легко работается в гараже, спокойнее в быту, напряженный трафик не раздражает, а дела и это так же дало результаты – постепенно сам починил и подготовил к зиме машину, на очереди и Урал и БМВ.
   Поздняя осень часто приносила снежные сюрпризы и порой приехав на работу по сухой дороге в +5 градусов уезжать, приходилось под мокрым снегом. Но и тут мопед показывал себя с лучшей стороны. Я и сам не заметил, как перестал называть его «Осликом». Нет, он другой. Небольшой - да, но сильный, выносливый, волшебно функциональный, верный и добрый… И однажды морозным зимним утром посмотрев со стороны на его ладный, укрытый рыхлым снегом благородный силуэт с большим кофром на спине возник четкий образ этого маленького чуда – «КОНЁК-ГОРБУНОК»! И никак иначе. Все мои мотоциклы и машины рано или поздно получают имена – собственные в соответствии со своим характером и манерами поведения. Среди них есть и мальчики и девочки. Иногда брутальный с виду внедорожник оказывался, по сути, капризной девочкой. А окрашенная в цветочки деу «Матиз» показывала себя матерым бойцом, вывозящим своих владельцев из разных передряг. По своему опыту уже могу сказать тут, как и у людей, внешность бывает, обманчива, смотреть нужно на поступки. Имя мотика приходит как бы само собой механизм сам подскажет. Разумеется если человек прислушивается к той технике которая ему служит. А с обретением собственного имени отношения меняются - никто никому уже не служит. С возрастом любая техника приобретает личностные черты, перестаёт быть бездушной железякой, а становится милой «железкой». Есть одна притча – говорят раньше все люди и стихиии и прочие существа общались на одном ИСТИННОМ языке, а потом многое в мире поменялось истнный язык сократили и переиначили, разбили на кучу других а потом и вовсе забыли. Друзьями человеку стали те, чьи имена на истинном языке люди узнали в своё время. А что механизмы? Они состоят из тех же кирпичиков что и наши тела, да и вся материя вселенной… Есть ли у нас право низводить их до уровня рабов? Поиск имени своего друга на истинном языке увлекательное занятие. Да это привязало меня к моей технике, но мой странный опыт говорит о том, что в самое трудное время, когда казалось бы ты брошен всеми к тебе и от «холодного железа» могут вернутся отданные ему частички душевного тепла, и принять на себя твои болячки. Люди так же нуждаются в этом. Теперь я стал лучше понимать людей и учусь принимать их без осуждения, смотреть в суть… И всё это благодаря урокам общения с моими механизмами. Ну как им не поклониться за такие открытия в жизни и в себе?
 
   Сейчас я осознаю, что привязан к этому мопеду душой и хоть дела пошли на лад, но нет желания расставаться с теми чудесами, которые подарил мне «конёк-горбунок». Сейчас в суровые морозы я загоняю его в гараж, и некоторое время слушаю бархатное стрекотание его маленького сердца. Слушаю и чувствую тепло в своей груди – тепло благодарности к этому механизму, который пронес меня по кромке отчаяния, вернул мне ВЕТР, вернул меня к жизни. Кто знает, как сложилась бы моя судьба без него? Выдержал бы я тот натиск серьёзных испытаний в жизни если бы не он…? И я с благодарностью кладу ладонь на его фару и чувствую тепло в ответ. Может мне это только кажется, ведь «Конёк – горбунок» Сказочный персонаж? А может вся наша ЖИЗНЬ и есть добрая сказка со счастливым концом?

Константин Абальян Тула – Суворов дек. 2017


Рецензии