214. Трудно быть богом

Иногда в голову приходят мысли, которые трудно уложить в общепринятые нормы и правила, например - что такое бессребренничество с точки зрения человека нормального? Ну - безумие: вот построила я дом, хороший такой, дорогой-богатый, а потом так - раз! - и отдала соседям, а сама пошла брать ипотеку на то, чтобы купить квартирку где-нибудь на краю вселенной, подальше от МКАДа, потому что соседи тут же испугались, что отберу дом обратно и стали намекать, что, мол, ты ж добровольно нам отдала? Добровольно. Документы оформлены? Оформлены... Ну, а чего ты? Наш же дом, да? Наш? Не твой? А чего не выписываешься тогда? Передумала? А - поздно, дом по всем законам наш, а ты это... На тебе рублик и иди уже, не мозоль нам глаза, ладно? Жить мешаешь. В нашем доме...

Классика жанра - кто сумасшедший в этом диалоге? Конечно, жертвователь, потому что - а зачем людей в соблазн ввела? Так жили бы они в том же доме, платили бы ренту, а тут - раз! - и на халяву дом. А бессребреннику - награда от Господа, заключающаяся как минимум в стимуле для земной жизни (ипотеку надо выплачивать, стало быть - превозмогать финансовый кризис, забазированный не на чем попало, а на природном катаклизме, а это ли не превозможение невозможного? А что еще надо человеку для счастья? лучше гор могут быть только горы).

И вот в этом месте от абстрактных построений к конкретике: бывают мысли, которые трудно уложить в общепринятые правила, например сегодня проснулась с давящим ощущением предмысли какой-то... И пока животные мои, обрадованные раним пробуждением хозяйки, делили места на моей кровати (кот никак не смирится с тем, что я завела щенка алабая. Меня кот знает уже несколько лет и смирился с необходимостью мурлыкать и тереться об мои ноги, но - собака?!)... эээ... так вот, пока, значит, животные мои предвкушали завтрак, предмысль сформулировалась в мысль: складывается четкое ощущение, что Бог Господь настоящими испытаниями-катаклизмами открывает нам еще одного Своего Архангела.

Ну, как бы Священным Писанием нам открыты имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иеремиил, Салафиил, Варахиил и Иегудиил. Михаил - Архистратиг, побеждающий темные силы. Гавриил - крепость Божия, благовестник. Рафаил - исцелитель, Уриил просветитель, Салафиил - молитвенник и так далее, про каждого из них людям открыто уже достаточно много.

А сейчас всей кожей прямо ощущается действие, подобное Архангельскому - есть в псалтири слова "ты же возненавидел еси наказание - видел прелюбодея и бежал еси с ним вспять": наказание - это благо. Это знает каждый родитель. Каждый, у кого есть ребенок, знает, что наказание - это величайшее благо, воспитывающее в ребенке правильное и жизнеспособное, то, что поможет прожить ребенку и потом, после того, как родитель изнеможет или вообще помрет. Это модус вивенди - модус операнди. Основа жизни, поэтому каждый ребенок тоже знает, что наказание - это благо, особенно, когда наказывают не тебя, а твоего обидчика.

Гораздо труднее ребенку осознать, что наказание - это благо, когда наказывают именно тебя. Обидчика наказали - ну, может, перестанет обижать, но насколько важнее самому научиться ездить по городу так, чтобы не сбивать пешеходов...

Эпоха наказаний.

Началась она, наверное, аж с сотворения мира, когда Адам с Евой выпали из Рая. Но в Богоспасаемой эпоха наказаний для нас, живущих здесь и сейчас, началась в 1917 году. Не с отмены крепостного права, не с Петра Первого - это все древность дремучая, нам уже не болючая, а именно с 1917 года, потому что нам до сих пор больно от лишения поместий, от лишения дворянской чести, от колхозов и трудодней и уж конечно - от репрессий.
Называется это все другими словами, облечено в законодательную форму и вроде как "ни о чем" - но ровно до тех пор, пока "дворянская честь" не потребует от меня восстановления "родового поместья", и я не возьму ипотеку для приобретения евро-фермы, а потом придет коллектор и выселит меня в однушку на краю галактики.

Само вот это действие-воздействие на менталитет: мы же видим по голливудским фильмам, что жить в коттедже - круто, кошерно, достойно. Мы этого хотим, как украинцы в европу, и всеми фибрами к этому стремимся, потому что в жизни НАДО чего-то хотеть. Все знают, что копить деньги - даже в Америке глупо, надо брать ипотеку. А дальше - нависание над головой того, что проще назвать "ситуацией". Ситуативностью. Зависимость будущности от множества факторов. Утрата возможности послать по матушке директора по маркетингу... Крепостное право.

То есть, угроза революции-1917, только локальная, над каждым ипотечником подвешенная. Угроза лишения "дворянской" чести, "поместья", угроза ссылки и так далее, весь набор страданий нашей эпохи. Эпохи наказаний, которая для нас началась сто лет назад, и еще пока не кончилась.

"Ты же возненавидел еси наказание" - каждый родитель знает о пользе наказаний, и, наверное, каждый современный человек знает про чертей, ацкие мучения, сковородки и геену огненную. Верит, не верит - не суть, главное, что каждый знает. Подразумевается, что адом заправляет некто весьма безжалостный, кому не только пофигу вопли грешников, жарящихся на сковородках, но и даже приятны, наверное. Вечные вопли вечно жарящихся грешников.

Родителю, даже самому поганому, типа там я не знаю, наркоману, никак не пофигу, если мучают ребенка. Наверное... Поэтому дореволюционные родители наказывали детей "в сторону закона Божиего", чтобы дети после смерти не попали в ад, к тому "некте", которому пофигу стоны вечно жарящихся грешников.
Современные родители более практичны, они заботятся о том, чтобы дети не попали в ад уже сейчас, при земной жизни, и наказывают детей сообразно ситуации.

А вот Бог Господь... Он, наверное, как заботился о людях "в принципе", чтобы и при земной жизни не страдали безмерно, и в вечной (после смерти) попали бы к Нему, Жизнодавцу, а не к некте, которому пофигу... и так далее. И вот прямо ощущается, что в эпоху наказаний немалое влияние на мир духовности имеет Лик, Который следит за тем, чтобы наказания Господни исполнялись четко, каждым, без "ты же возненавидел еси наказание", и чтобы на исходе из наказания человек усвоил главное правило эпохи наказаний: "самое лучшее наказание - это когда наказывают МЕНЯ, а не моего обидчика". Потому что это надо МНЕ - вразумиться, настроиться на Промысел Божий, научиться ездить по городу так, чтобы не сбивать пешеходов.

И вот прямо ощущается, что должен бы заведовать этим всем процессом именно Архангел. Тот самый, который обеспечивал слова Архангела Гавриила к Захарии - Гавриил сказал, что в наказание за маловерие Захария будет молчать до самого рождения сына, и стало так. Тот самый, который затворяет утробы. Тот самый, который не дает дождю проливаться по слову Пророка Илии. Архангел, обеспечивающий исполнение наказаний, наложенных Господом на людей ради соблюдения Слова Божиего.

Интересно было бы составить ему тропарь и кондак, чтобы иметь возможность обращаться "по уставной форме". С какими-то такими словами: "объизвиняя не объизвини".

Девятый Архангел.


Рецензии