Перипатетики у Иоанна Дамаскина

Об исключительном положении «перипатетиков» у Иоанна Дамаскина.

В сочинении Иоанна Дамаскина известном под заголовком «Источник знания», частью которого как известно является книга «Точное изложение православной веры» есть один очень важный аспект связанный с тем, как автор книги относится к философии и что он под ней понимает. Известно что Иоанн Дамаскин, вообще, предваряет понятием философии изложение православной веры. Но для того, что бы впоследствии лучше выяснить в чем заключается данное отношение, я бы хотел прежде сказать о другой, третьей книге «Источника знания», где очень странное положение занимают «перипатетики» то есть сторонники философского метода Аристотеля.

В чем заключается эта странность в книге «о ста ересях вкратце? Прежде всего, она заключается в том, что каждая из ста ересей поименована в одно слово, каждая кроме одной. Только перипатетики в качестве ереси фигурируют вместе с пифагорейцами. Лишь пятая ересь в книге названа: «пифагорейцы и перипатетики», то есть в два слова, тогда как другие всегда в одно.

Усугубляется данная, первая странность второй. Дело в том, что «философские ереси» у Иоанна Дамаскина как бы берут свой источник в общей им ереси: в эллинстве. И говоря о последнем, как ереси Иоанн пишет: «Впоследствии же, в более поздние времена, эллинство перешло в ереси; я имею в виду ересь пифагорейцев, стоиков, платоников и эпикурейцев.»

Странность же заключается в том, что при перечислении философских ересей выходящих из "эллинства", нет никаких перипатетиков.

И, наконец, ещё большее удивление нас посещает, если мы вдруг захотим выяснить, в чем заключается заблуждение перипатетиков, то есть если мы прочитаем тот очень короткий текст, который находится под заголовком: «пифагорейцы и перипатетики», вот он:

«Пифагор учил о монаде и промысле, учил препятствовать приносить жертвы якобы богам, не принимать в пищу одушевленных существ, воздерживаться от вина. Он ввел разделение, говоря, что на луне и выше ее все бессмертно, а ниже все смертно, допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей. Вместе с тем он учил упражняться в молчании в продолжение пяти лет. Наконец, сам именовал себя Богом.»

И так прочитав, спрашиваем себя: где здесь перипатетики? В чем заключается их заблуждение? Как они связаны с пифагорейцами? Может быть Аристотель учил о переселении душ? Или, быть может он запрещал есть курятину? Или именовал себя богом? Но Аристотель был тем, кто показал абсурдность веры в реинкарнацию. Хронологически даже в самих сочинениях Стагирита, в которых он их критикует («Определения их были поверхностны…» [1]),- пифагорейцы идут перед платониками и гораздо логичнее, с точки зрения хода развития философии было бы приписать «перипатетиков» рядом с платониками. Однако и в этом случае и если мы переберем также и стоиков и эпикурейцев во всех этих случаях перипатетики также остались бы выглядеть, чем то подобным пятому колесу у телеги.

Поскольку нас здесь не касается происхождение этого прибавления к пифагорейцам перипатетиков, этого неправдоподобного и абсурдного прибавления, мы перейдем к самой философии и тому, как её понимал Дамаскин. Дело в том, что в самих "Философских главах" кроме таких выражений, что философия есть уподобление богу, что философия есть наука из наук, где это последнее также указывает на «заимство» у Аристотеля,- нас главным образом привлекает то выражение, что философия: не ошибается вообще.

"Искусство,- говорит Дамаскин,- по мнению некоторых, кое в чем погрешает; наука же не погрешает ни в чем; но только философия не погрешает [вообще]". И так мы узнаем, что для Дамаскина существует некая абсолютная философия, которая вообще не погрешает, то есть такая, которая не является и не может быть еретической.

После чего он поясняет как разделяется Философия. –И, из разделения мы узнаем, что теология также как у Аристотеля есть просто высшая часть Философии или первая Философия, и что разделение это есть парафраз разделения данного у Аристотеля:

Иоанн пишет: «Философия разделяется на теоретическую и практическую. Теоретическая — на богословие, физиологию и математику, а практическая — на этику, экономику и политику.»

Можем сравнить этот отрывок с текстом из «метафизики»: «Таким образом, имеются три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном…»

Вот таким образом, мы выясняем, что Дамаскин, так как он сам делает теологию частью «науки наук», так же как Аристотель, что Дамаскин, излагая учение веры действует как Философ, он философствует.

Мы выясняем, что для него,- «Философия [вообще] есть познание сущего как такового»; «философия есть познание божественных и человеческих вещей, т. е. видимого и невидимого.» («Философские главы»)

Но самое главное заключается в том, что признавая существование истинной, не еретической, неошибающейся Философии, стало быть, признавая необходимость поиска истинной Философии, Иоанн Дамаскин строит свою систему на философских принципах и категориях Аристотеля.

Вот почему мы и находим что перипатетики, так как они ближе всего Иоанну по методу и именно к ним нас отсылает структура и «логика» его книги; в силу того, что представление о существовании некой не еретической философии не берется из воздуха, а должно быть представлено из определенной традиции, школы и, как мы видим, следами присутствия в этой школе явно усеяны сочинения Иоанна; вот почему мы и находим, что перипатетики как бы вываливаются из того «перечня», где Иоанн говорит о ересях; что для того, кто хоть немного знаком с ходом развития философии этот союз «пифагорейцы и перипатетики», взятый в контексте указанных странностей, выглядит, крайне неправдоподобно, абсурдно или, имея ввиду предвзятость, со стороны определенного рода критиков и предвосхищение этой, быть может, критики автором, как то нарочито смехотворно.

__________________________

[1] см. Аристотель "метафизика"
 


Рецензии