Тайные закоулки памяти... глава 12

               
Снова поражаюсь и восхищаюсь неограниченными возможностями  Интернета – как только напечатал и выложил на Facebook свои воспоминания о своём первом пилоте-инструкторе, как сразу позвонил мне друг-коллега Сергей. Он подробно рассказал о последних годах жизни Алима Степановича Пошивайло. Слушал этот печальный рассказ, и в душе росла обида на себя, на непреодолимые жизненные обстоятельства. Вечно крутясь, барахтаясь в ежедневных неурядицах, постоянно вне дома, в длительных командировках, иногда за тысячи километров от дома, не имеешь возможности увидеться, поддержать морально и физически родных и людей, которые когда-то помогли тебе стать достойным человеком, специалистом своего дела. Только сейчас понимаю, как нужна была хоть какая-то помощь Алиму Степановичу в те тяжёлые минуты. В свои последние годы его жена очень болела, и он всегда был рядом с ней и опекал её, а после её похорон тоже болел – обострились боли в позвоночнике (последствия больших перегрузок при выполнении фигур высшего пилотажа, как лётчика-истребителя). Последние годы он ходил с тростью, согнувшись буквой “Г”. К сожалению, я об этом ничего не знал. Пусть земля ему будет пухом! В моей памяти он навсегда остаётся чутким, добрым человеком – лётчиком-истребителем!

Возвращаясь мысленно к насыщенным, напряжённым годам учёбы в училище вспоминается много чего такого экстравагантного, без чего жизнь курсантская обойтись не могла. Время от времени мы всё-же бегали в “самоволку” (это обычно случалось в выходные и если не в наряде, а  командование отдыхает дома, в Кременчуге). Маршрут знаком и хорошо изучен – от аэродрома через гору Пивиху на берег Днепра. Особенность этого маршрута заключалась в том, что отправляясь в такой поход уже вечером, в сумерках, после вечерней поверки нужно было идти через колхозные поле и фруктовый сад мимо свинофермы, где часто между деревьями бегали беспризорно очень симпатичные и доверчивые поросята. И мы научились очень ловко и бесшумно реквизировать одного такого живчика на нужды нашей весёлой компании весёлой трапезы у ночного костра на берегу Днепра и, конечно же, с добрым винцом или пивом.

Дело в том, что в недрах горы Пивихи находятся довольно внушительные залежи голубой глины, которая используется в гончарном деле. Я случайно узнал об этом, когда однажды купался и загорал на берегу Кременчугского моря, у подножья горы Пивихи. Большая ватага цыган приехали на трёх возах и начали выкапывать эту глину, они и рассказали, что на этом они хорошо зарабатывают, продавая эту голубую глину мастерам гончарного дела. Вот тогда и зародилась у меня мечта – использовать эту глину, чтобы запечь курицу или поросёнка на костре. В молодости такие мечты надолго не откладываются и мы начали практиковать иногда ночные вылазки – как же это было чудесно. Ночь, над головой, очень низко (казалось, можно рукой дотронуться) “чумацкий шлях”, с моря тёплый бриз, а воздух настоян дурманящим запахом цветущих яблонь, груш, вишен. Горит костёр, а на самодельном мангале, в хорошо обмазанном голубой глиной, как в глиняном горшке запекается, начинённый луком, душистыми травами и горчичной приправой, поросёнок килограммов на пять. До сих пор глотаю слюни, вспоминая ту вкуснятину, а затем ночное купание в Днепре. Вот это был отдых и зарядка для молодого организма! И ещё одно, довольно яркое запомнившееся приключение во время обучения в Градижске – не помню когда, но нам, курсанты старших курсов, рассказали о традиции празднования “тысяча первой ночи” обучения в училище. Поэтому мы заранее вычислили эту дату и начали писать и репетировать сценарий этого весёлого, неординарного спектакля. И когда настала эта достопримечательная дата мы, после вечерней поверки, тайком, перебрались на заранее подготовленное место, где и отметили эту выдающуюся дату у костра с дикими танцами и песнями под гитару, заедая всё это вкуснющими шашлыками с холодным пивом! Следовательно, традиции не нарушили!

А время неуклонно приближалось к той черте, когда нам надо будет довести своё умение летать самостоятельно. Как наша группа радовалась, получив положительные оценки от инспекторов, строго проверявших наше умение и знания в самостоятельном управлении самолётом. Теперь пришло время примерять и подгонять для каждого обмундирование пилота Аэрофлота. Наши головы были забиты мыслями о будущих местах работы – как выяснилось позже, все наши мечты, надежды были абсолютно лишними, всё решали насущные потребности страны и руководители Республиканских Управлений Гражданской авиации. И вот, наконец-то, долгожданное праздничное собрание в актовом зале, торжественное вручение свидетельств пилота Аэрофлота и направлений к месту работы (только у четырёх из нашей группы направления совпали с их желаниями). А вечером – шикарный банкет в ресторане “Днепровские зори” и на следующий день с радостным и тревожным ожиданием неизвестного будущего нёсся, как на крыльях, домой!

С какой гордостью, в форме пилота ходил улицами родной Полтавы! Ну и, конечно, сразу же пошёл на встречу с моими опекунами-милиционерами, которые по-настоящему очень рады были моему успеху. Сейчас, оглядываясь на прошлое должен признать – мы не можем знать своего будущего, эти добрые люди ещё придут мне на помощь, когда судьба решит испытать меня на прочность (я вынужден буду прервать свой лётный труд из-за болезни). Могу с уверенностью заявить – мне всегда везло на людей, которые в тяжкую минуту умели поддержать и помочь снова стать на ноги! Дома было хорошо – меня окружали родные, друзья, знакомые, я чувствовал себя героем, осуществив свою мечту, но душа рвалась в бой, в небо! Поэтому не смог отдыхать весь отпуск дома и через пять дней уже путешествовал поездом к назначенному постоянному месту труда с пятидневной остановкой в Москве, чтобы погостить у своего школьного товарища, друга детства и юности.
               


Рецензии