Снова о тянитолкае

                Снова о "Тянитолкае"
Ранее была написана статья "Научный тянитолкай".  В ней я попытался осмыслить проблему связи научных исследований с внедряющими их результаты в промышленное производство.  Мне прелставлялось, что идеальная схема взаимной связи должна быть следующая.
Наука открывает новое  явление в технике,  промышленники, увидев в этом новшестве способ получения экономической выгоды,  интенсивно стимулирует науку к более глубокой разработке этой темы, чтобы  довести ее до практического осуществлении. Это потребует дальнейших исследований, на которые наука, получая средства от заинтересованной в прибыли промышленности, за соответствующую оплату  откликается и углубляет разработки..
Если упростить процесс мы получим — цепочку: наука заинтересовывает, или притягивает промышленность, которая затем начинает стимулировать или "толкать" науку, т.е.  промышленность, увидевшая в этих научных разработок возможность увеличения прибыли, начинает финансировать науку более щедро, чем любые государственные «гранты».
И вот в этой схеме как в СССР так  и, как представляется, в современной России эта связка или не работала, или работала слабо, поскольку  ученые не видели ранее и недостаточно видят сегодня промышленников стоящих в очереди на получение и использование их открытий. И основной причиной такой пассивности сегодня может быть воспитанная за годы советской системы безинициативность или привычка, выполнять только указания исходящие сверху.
Приведу ряд примеров из прошлого.
В 80-десятых годах активисты нашего  предприятия организовали экскурсию в НИИ Голографии.  Это  оказалось  совсем не просто. Списки должны были пройти согласование  с госбезопасностью.  Экскурсия оказалась необыкновенно интересной. В  составе нашей группы были в основном инженеры электрики, и хотя мы были сильноточниками,  многое в разъяснениях экскурсоводов нам было понятно а, следовательно, интересно.
              Однако, уже  в те годы из-за рубежа уже приходили открытки с подмигивающими красавицами и другими картинками объемно изображающими тот или иной предмет. И это было основано на достижениях голографии.  В конце 80-х удалось съездить в гости в Канаду. При первом выходе в город Виннипег, на главной улице увидели магазин с надписью "HOLJGRAPHY".  Зашли в магазин  – каких только голографических изображений там не было? И фотографии и портреты на мебели, на циферблатах часов, на календарях и пр. 
              Это значит предприниматели типографских и  фотографических  фирм капиталистической системы, только услышав о  таком открытии, как голография, бросился к ученым с просьбой  научить их использовать это открытие и продолжать работы по расширению области ее применения.  Внедрив эти новшества, фирмы получили очевидно немалую прибыль.  Конечно же внедрение  этой технологии  потребовало дополнительных научных исследований, которые оплачивали ученым заинтересованные в прибыли промышленные фирмы.
              В пятидесятых годах в Ленинграде на набережной  Кутузова, около Литейного моста, появилась надпись НИИ Полупроводников. В те времена это было новое слово в электронике, так как все электронные устройства исполнялись на электронных лампах. Руководил этой отраслью академик А. Ф.  Йоффе.  Велись передовые для мира научные разработки. Прошли годы, в советском союзе начали выпускать полупроводниковые диоды, триоды. Но очевидно промышленность не была готова подхватить первые идеи в этой области в нужном объеме и качестве. Руководители не стали строить для этой цели новые производственные предприятия, а стали приспосабливать существующие  заводы..
А в мировой информации сообщали, что в Японии для этой цели привлекали молодых девушек, работавших в цехах расположенных на морских судах, которые выходили в океан, где было  сведена к минимуму запыленность воздуха. В результате широкого развития этой отрасли промышленное производство полупроводниковых приборов за рубежом, опять обогнало отечественную электронную промышленность.
И опять дело наверное было в том, что каждое промышленное предприятие, не было заинтересовано материально в освоение новых открытий, которые бы давали повышенную прибыль, поскольку эта прибыль уходила в общегосударственный бездонный котел. В этом был заинтересован СовМин, который обязывал предприятие приступить к внедрению новой техники и выделял для этого средства.  Но само предприятие знало, что мороки с переходом на новые технологии будет много, а  выгоды  для предприятия практически никакой. Штатное расписание расширять нельзя, зарплата для каждой должности утверждена сверху и изменена  быть не может  Приобретение новых приспособлений и механизмов строго фондировано, Учитывая постоянную нехватку и текучесть рабочей силы задача  набора и обучения нового персонала, при  существующих низких зарплатах —  невыполнимая.  И опять прекрасные, передовые научные разработки гасились бюрократической косностью  системы. 
Но это все было недостатки существовавшей в СССР  экономической системы, от которой Россия в настоящее время вроде бы отходит. 
Новая экономика, после 1991 года поставившая основной целью извлечение прибыли, стимулировала развитие той части промышленности, которая дает быстрые деньги. Это добыча  сырья, и разработка недр, как например, получение нефти и руды. Сюда относятся и первичная обработка  добытых материалов. Нефть и газ сразу отправляются заказчикам, с немедленной оплатой.  В металлургии, выплавленная сталь, полученные медь и алюминий а также другие материалы находя быстрый сбыт.
Однако жизнь давно   требует  развивать промышленность для самостоятельного использование этих материалов в целях изготовления изделий соответствующих современному качеству и потребности.  Сюда относятся станкостроение, машиностроение, химические технологии, полупроводниковые изделия и т. д. А для этого требуются средства, на создание новых сложных технологических линий, которые на свое создание и освоение потребуют определенное время, т. е.  окупятся через довольно большой отрезок времени .
То есть здесь потребуются, так называемые, «длинные деньги», которые окупят затраты в удаленной перспективе.  И здесь на существующих бизнесменов рассчитывать не приходится. Они развращены в добывающих отраслях, в которых прибыль приходит гарантированно и быстро. Здесь, очевидно, необходимо, во всяком случае в период становления,  использовать возможности  государственного управления. В дальнейшем, когда появятся положительные результаты, частный бизнес, а также рядовые владельцы сбережений, увидев выгоду, начнут инвестировать средства в технические новшества.
Нужно построить обрабатывающую промышленность, которая на основе передовых научных разработок начнет  создавать нужные, конкурентноспособные  изделия.
Можно рассмотреть  некоторые отдельные отрасли.
            Деревообработка.
Давным давно за границу шел лес кругляк. По той причине, что своей деревообрабатывающей промышленности было недостаточно. И не хотели бизнесмены заниматься долгой работой по даже самой простой обработке, им нужна была быстрая прибыль.
Но по существу для полноценного использования древесины, просто иметь лесопилки явно недостаточно. Важно выпускать конкурентные изделия из древесины: продукты  химической переработки, изготовления полуфабрикатов в виде досок и фанеры, и, в конечном итоге, мебели. Известно, что отечественная мебель спросом не пользуется. Между тем как в стране много лесотехнических академий,  институтов художественного конструирования, как например Санкт Петербургское Высшее Промышленное Художественное Училище имени Мухиной. Образовав связку лесозаготовки с деревообработкой и построив Мебельные фабрики с талантливыми дизайнерами  страна могла бы обеспечить качественной мебелью свое население, работать на экспорт и тем самым получать немалые прибыли.
Графен
В современной популярной литературе, в информации преподносимой интернетом описываются кажущиеся фантастикой, но реально обоснованными доводами необыкновенные свойства и возможности использования графена. Приведем некоторые из них.
Возможность создания самого прочного и самого легкого материала.
Уникальная теплопроводность и электропроводимость.
Сверхлегкость.
Очистка воды. Океанскую воду и любую другую превращать в питьевую.
Заменит кремний в электронике.
Аккумуляторы минимальных размеров и высокой емкости.  Для электромобиля 20 минут заряда и пробег 600 км.
Желающие могут в интернете  ознакомиться с этим более подробно.
 Это то, над  чем должна сегодня работать наука и к чему должна готовиться промышленность.  И интересно то, что теория графена была разработана в России, но далее научных открытий пойти не удалось. Звание Лауреатов Нобелевской Премии за исследование графена получили выпускники МФТИ
Андрей Гейм, и МИФИ Константин Новоселов.  Но в России у них не было условий для  дальнейшей работы.  Причем, речь, думаю, не шла о личных доходах ученых, у них не было ни научной, ни промышленной перспективы. Между тем, как на западе, после ознакомления с их наработками ЕС выделила сумму 1, 3 млрд долларов на 10 лет. В Манчестере было возведено  здание Национального Института Графена с соответствующими лабораториями, мастерскими,  штатом сотрудников.
Сейчас разработки по графену в основном идут на теоретическом уровне, но на западе к этим исследованиям подключатся  солидные фирмы SUMSUNG, FORD и другие, предчувствующие  перспективную прибыль. Почему то в России для графена не видно промышленного будущего.  Была фирме РОСНАНО, но она  не  заняла в промышленности России нужного места и прославилась только критикой Чубайса.
Здесь приведено только два примера: древесина и графен. А подобные требования необходимо решать и в электронике, и в станкостроении, машиностроении, судостроение и многих других отраслях. Общее у них одно — они должны сырье перерабатывать в готовые изделия.   И представляется, что в России это главное направление находится в запущении. 
Нужно найти и подготовить специалистов, которые будут способны работать на современном промышленном оборудовании и проектировать его.  А, может быть это будет одной из сложнейших частей задачи, поскольку почти 30 лет  подготовке технических кадров  в техникумах и институтах уделялось внимания недостаточно.  Нужно будет приглашать специалистов из-за рубежа, и  организовать оплату труда, не ниже оплаты подобного труда за рубежом и, конечно же, не меньше чем у юристов, финансистов, менеджеров и других модных сегодня профессий. Самое главное — нужно создать престижность инженерного звания.
Восстанавливать разрушенное  всегда нелегко, но если правительство поймет необходимость подобной «перестройки» оно должно подготовиться к выделению больших средств и, затем напряженнейшей, длительной, упорной и систематической работе.
Сейчас часто проводятся встречи премьер — министра  и даже президента страны с научной молодежью. Смотреть на них радостно.  Хочется верить в их высокие возможности.
Но если их разработки не будут внедряться  в производство а будут оседать в архивах, то разработчики,  даже при высоком патриотизме,  обратятся  к иностранным фирмам. И осуждать их будет нельзя. 
Много лет, с 2014 года, когда начались санкции по отношению к России, руководители государства говорили, что вот «ужо» теперь то, мы развернемся и создадим собственную обрабатывающую промышленность, да еще такую, что  нам никакие санкции  будут не страшны. Мы еще спасибо скажем нашим недругам, что они нас подтолкнули.
«Вначале было слово». Посмотрим, хотя бы на словах что делается ли что нибудь  для достижения поставленных целей.  С утра до позднего вечера  на телеэкранах проходят различные ток-шоу, посвященные наиболее острым проблемам страны.  Перечислим часть из них: «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Время покажет», «60 минут», «Судьба человека», «Своя правда» и другие.  Хоть раз была передача обсуждающая инженерные проблемы в стране?  Конечно же не обсуждалась. Некем!. В их составе ни одного инженера, ни одного специалиста- промышленника, ни одного  научного работника, работающего в Хай-теке.
Журналисты,  кинорежиссеры, академические экономисты в принципе не могут  ничего  посоветовать. Но создать атмосферу уважения  к инженерной профессии, сосредоточить внимание правительства на практическое невыполнение обещания  о создании отечественного Хай-тека, они, при желании, могли  бы. Хотя это конечно же не их прямая задача. Этим должно уже давно заняться правительство.   
Как говорилось выше,  решить предстоящую сложную задачу, должны руководители страны. И они должно принять проблему развития высокотехнологической промышленности, как первоочередную. Без развития промышленности  самые большие вложения в науку на принесут стране никакой пользы.

Всем известен американский научный центр «СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА»,  Что рассказал о работе этого центра ректор «Сколковского института науки и технологий» академик РАН Александр Кулешов.
«Первые деньги вносятся государством, а затем должен начаться интенсивный приток частных денег. Государство служит катализатором. На каждый вложенный доллар  приходит прибыль  от 10 до 70 долларов, что служит большим стимулом для инвестиций».
Для сравнения приводится например выручка компании резидент центра Сколково в 2015 году, которая  превысила 53 млрд. руб.  Частные инвестиции составили 11 млрд. руб., государство вложило14 млрд. руб.  То-есть частные инвестиции составили 44%, государственные соответственно 56%.  В американских научных центрах инвестиции государственные составляют порядка 10%, остальные инвестиции обеспечиваются частными вложениями.
И вот на этой основе можно было бы развивать инновационную промышленность. Для этого необходимы как  специалисты, так и менеджеры высокого современного уровня, способные  предложить потребителю, новейшие разработки, которые будут конкурентноспособны на международном рынке.
Изучавшие организацию научных исследования за рубежом  пишут: «В Америке существенная часть населения (порядка 30%) занята проблемой открытия собственного бизнеса или управления бизнесом. А для того, чтобы открыть свой бизнес, необходимо найти СВОБОДНУЮ НИШУ для этого бизнеса. Так как все ищут свободные ниши для бизнеса, подпор и давление на поиски нового неимоверны, поэтому все новое, что только можно открыть и изобрести в любой отрасли, включая и открытия самих новых отраслей. непрерывно  открывается и изобретается.
Отсюда можно определить главные задачи страны, желающей стать передовой, не боящейся никаких санкций, умеющей произвести любое, самое сложное и тонкое изделие, необходимо  выращивать высокоинтеллектуальную  инженерную касту. Нужны будут и менеджеры, но по квалификации на несколько уровней выше  сегодняшнего базарного менялы.
Эта статья посвящена связке научных исследований с передовой промышленностью. Если хватит сил, попытаюсь изучать кадровые возможности, и изложу их в следующей статье.


Рецензии
Да, Артем, согласен.Сам в науке с 15 лет, с техникума. Но глубинной причины почти никто не рассматривает. А она - в человеке, его менталитете, который и ни хороший, и ни плохой, а принципиально ДРУГОЙ при ДРУГИХ экономических отношениях.Проблема имеет междисциплинарный характер. Почти все мои публикации ей посвящены.Здесь, на этом портале тема почти не освящается.Поэтому еще очень долго мы будем стоять на месте.
Спасибо, что заглядываете ко мне.
С искренним уважением.

Вадим Егоров   09.01.2024 22:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.