Глава 2 - финансовая целесообразность

Когда наш филиал был создан в Между нами и правительством было заключено соглашение, по условиям которого мы должны были заниматься правительственными делами и фактически занимать большую часть того квазиофициального положения, которым пользовался Банк Англии у себя дома. В качестве компенсации банк должен был ссудить Республике пятьсот тысяч долларов под шесть процентов. Президент в то время давал заем в один миллион долларов на проведение работ в гавани Уиттингема. Этот проницательный правитель, казалось,, в качестве исправления народного недовольства он выдвинул план проведения общественных работ в больших масштабах, рассчитывая тем самым не только развить торговлю, но и дать работу многим лицам, которые, будучи незанятыми, становились центрами агитации. Таково, по крайней мере, было официальное изложение его политики, независимо от того, было ли оно истинным Позже я увидел причину для сомнений. Что касается этого займа, то мой кабинет был чисто министерским. Все было сделано как положено, даны соответствующие гарантии, и в июне 1880 года я имел удовольствие вручить Президенту пятьсот тысяч долларов. Я узнал от него по этому случаю, что, к его великому удовольствию, остаток займа был взят.

“Мы немедленно начнем, сэр, - сказал Президент в своей обычной уверенной , но спокойной манере. - Через два года Уиттингем -харбор обойдет весь мир. Не бойтесь своего интереса. Ваши директора никогда не делали лучших инвестиций.”

Я поблагодарил его превосходительство, взял сигару и удалился со спокойной душой. Я не нес никакой ответственности в этом деле, и мне было все равно , получат ли директора свой интерес или нет. Мне, однако, было любопытно узнать , кто взял остальную часть займа, любопытство, которому не суждено было удовлетвориться в течение некоторого времени.

Работы были начаты, проценты уплачены, но я не могу сказать, что гавань развивалась быстро; на самом деле я сомневаюсь, что более ста тысяч долларов когда-либо попадало в карманы подрядчиков или рабочих. Президент приказал выкопать несколько ям и построить несколько стен; достигнув этой точки, примерно через два года после описанного выше интервью, он внезапно уволил нескольких рабочих, все еще занятых, и дело зашло в тупик.

Вскоре после этого случая я был удостоен приглашения отобедать в Золотом доме. Это было в июле 1882 года. Нет нужды говорить, что я принял приглашение не только потому, что это было по характеру приказания, но и потому, что президент давал необычайно хорошие обеды и, хотя холостяк (во всяком случае, в Ауреаталенде), так же хорошо распорядился домашним хозяйством, как я когда-либо знал. Мое удовлетворение значительно возросло, когда по прибытии я оказался единственным гостем и понял , что Президент рассматривает мое общество само по себе. достаточно для вечернего развлечения. Мне пришло в голову, что это может означать бизнес, и Я не думал, что от этого будет хуже.

Мы обедали на знаменитой веранде, где проходило столько блестящих приемов в Уиттингеме. Обед был безупречен, вина-совершенны. Президент оказался очаровательным собеседником. Хотя он и не был, как я уже говорил, человеком образованным, у него был богатый жизненный опыт, и он усвоил манеры одновременно спокойные и сердечные, что совершенно успокоило меня. Более того, он сделал мне комплимент, всегда столь любезный молодости, обратившись со мной как со светским человеком. Со снисходительной уверенностью он поведал мне множество историй о своих прежних днях; а так как он был везде и все делал где а чего мужчине не следовало бы делать и делать, его разговор , естественно, был самым интересным.

- Я не выставляю себя в качестве примера, - сказал он после одного из своих самых необычных анекдотов. “Я могу только надеяться, что моим общественным службам будет позволено взвесить на весах мои личные слабости.”

Он сказал это с некоторым волнением.

“Даже ваше превосходительство, - сказал я, - может быть, удовлетворится в этом отношении той же снисходительностью, что Цезарь и Генрих Четвертый.”

“Совершенно верно,” сказал Президент. - Полагаю, они не совсем таковы, а?”

- Думаю, что нет, - ответил я, восхищаясь готовностью Президента, ибо он, конечно , имел весьма смутное представление о том, кто они такие.

Ужин закончился, и стол был убран , прежде чем Президент, казалось, был склонен к серьезному разговору. Потом он попросил сигары и, пододвинув их ко мне, сказал::

- Возьми одну и наполни свой бокал. Не верьте людям, которые говорят вам не пить и не курить одновременно. Вино лучше без дыма, и дым лучше без вина, но сочетание лучше, чем то и другое по отдельности.”

Я повиновался его приказам, и некоторое время мы молча курили и потягивали. Затем Президент неожиданно сказал:

- Мистер Мартин, наша страна находится в опасном положении.”

- Боже милостивый, ваше превосходительство!” - Вы имеете в виду землетрясение? - спросил я.” (За несколько дней до этого он испытал легкое потрясение.)

“Нет, сэр, - ответил он, - к финансам. Портовые работы оказались гораздо дороже, чем я предполагал. Я держу в руке свидетельство инженера о том, что на них действительно израсходовано девятьсот три тысячи долларов , и они не закончены , ни в коем случае не закончены.”

Конечно, это было не так; они едва начинались.

“Боже мой, - осмелился я сказать, - это, кажется, немалые деньги, учитывая , что за них можно получить.”

“Вы не можете сомневаться в свидетельстве, мистер Мартин, - сказал Президент.

Я сомневался в свидетельстве и хотел бы спросить, какой гонорар получил инженер. Но я поспешно сказал, что это, конечно, вне подозрений.

“Да,” твердо сказал он, “совершенно вне подозрений. Видите ли, мистер Мартин, в моем положении я вынужден быть либеральным. Правительство не может подавать другим работодателям пример изнурения мужчин низкой заработной платой. Однако причины отдельно, есть факт. Мы не можем продолжать без дополнительных денег; и я могу сказать вам по секрету, что политическая ситуация заставляет нас продолжать. Не только моя личная честь, но и Оппозиция, мистер Мартин, во главе с полковником, делает себя несносной, да, я могу сказать , очень несносной.”

“Полковник, сэр, - сказал он. Я, со свободой, порожденной обедом, - это зверь.”

“Ну, - сказал Президент со снисходительной улыбкой, - полковник, к несчастью для страны, не настоящий патриот. Но он могуществен, он богат, он командует армией только под моим началом. И, кроме того, я думаю , что он хорошо относится к синьорине. Положение, в сущности, отчаянное. У меня должны быть деньги, мистер Уотсон. Мартин. Ваши директора дадут мне новый кредит?”

Я очень хорошо знал, какая участь постигнет любое подобное заявление. Директора и без того были явно обеспокоены своим первым кредитом; акционеры задавали неудобные вопросы, а председатель с немалым трудом доказывал, что инвестиции , скорее всего, окажутся либо безопасными, либо прибыльными. И снова, всего две недели назад, правительство направило мне официальное заявление по этому же вопросу. Я телеграфировал директорам и получил быстрый ответ в единственном слове “Тутсум”, что в нашем кодексе означало: “Должен полностью и окончательно отказаться принимать любые заявки.” Я сообщил сеньору содержание телеграммы Дон Антонио де ла Касабьянка, министр финансов, который, разумеется, в свою очередь сообщил их Президенту.

Я осмелился напомнить его Превосходительству об этих фактах. Он выслушал меня с молчаливым вниманием.

- Боюсь поэтому, - заключил я, - что я не могу быть чем-либо полезен вашему превосходительству.”

Он кивнул и слегка вздохнул. Затем, словно закрывая тему, он сказал:

- Я полагаю, что у директоров уже нет здравого смысла. Налей себе бренди с содовой.”

“Позвольте мне смешать одну для вас, сэр, - ответил я.

Пока я готовил наши напитки он молчал. Когда я снова сел , он сказал::

- Вы занимаете здесь очень ответственное положение для столь молодого человека, мистер Мартин , и, я уверен, не выше ваших достоинств.”

Я поклонился.

- Они дают тебе полную свободу действий, не так ли?”

Я ответил, что в том, что касается рутинных дел , я делаю то, что кажется мне хорошим в моих собственных глазах.

- Обычные дела? включая инвестиции, например?” он спросил.

“Да, - сказал я, - инвестиции в обычное дело-дисконтирование векселей и выдача денег в кредит и ипотеку . Я кладу деньги и просто уведомляю людей дома о том, что я сделал.”

“Самое подходящее для вас доверие,” сказал Президент. - Уверенность-это жизнь бизнеса; ты должна доверять мужчине. Было бы абсурдно заставлять вас посылать домой счета, и документы, и свидетельство, и все остальное. Конечно, они этого не сделают .”

Хотя это было утверждение, почему -то оно звучало как вопрос, поэтому я ответил::

- Как правило, они делают мне комплимент , веря на слово. Дело в том, что они, как говорит ваше превосходительство, обязаны кому-то доверять.”

- Именно так я и думал. И вам иногда приходится размещать большие суммы?”

В этот момент, несмотря на мое уважение к Президенту, я почувствовал запах крысы.

“О нет, сэр, - ответил я, - обычно очень маленькие. Наш бизнес не так обширен, как хотелось бы.”

- Как бы то ни было, - сказал Президент, глядя мне прямо в лицо, - как бы то ни было, в данный момент у вас в сейфе банка лежит крупная сумма, очень солидная сумма , ожидающая вложения.”

- Откуда, черт возьми, ты это знаешь?” - воскликнул я.

“Мистер Мартин! Это, без сомнения , моя вина; я слишком склонен пренебрегать этикетом, но вы забываетесь.”

Я поспешил извиниться, хотя Я был почти уверен, что Президент задумал какую-то странную сделку, если не ограбление квартиры.

- Десять тысяч извинений, ваше величество. Ваше превосходительство, прошу прощения за мой самый неподобающий тон, но могу ли я спросить, как вы овладели этой информацией?”

“Джонс сказал мне, - просто ответил он.

Поскольку было бы невежливо выражать свое удивление по поводу простоты выбора Джонсом такого доверенного лица, я промолчал.

- Да, - продолжал Президент, - в связи с недавней продажей вашей недвижимости в этой стране (продажей, боюсь, из-за недоверия к моей администрации) у вас в настоящее время в банковском сейфе хранится сумма в триста тысяч долларов. Теперь (не перебивайте меня, пожалуйста) опыт напряженной жизни учит меня, что коммерческая репутация и честность зависят от результатов, а не от методов. Ваши режиссеры имеют предубеждение против меня и моих Правительство. Это предубеждение, которое вы, с вашими превосходными возможностями для суждения, не можете разделить. Вы будете служить своим работодателям лучше всего, делая для них то, что у них нет ни ума, ни мужества, чтобы сделать это для себя. Я предлагаю вам взять на себя ответственность одолжить мне эти деньги. Сделка будет отражена в прибыли банка. К тому же, - медленно добавил он, - это принесет вам выгоду.”

Я начал видеть свой путь. Но были и трудности.

- Что мне сказать директорам?” Я спросил.

“Вы сделаете обычный возврат инвестиций и непогашенных долгов, ипотечных кредитов, кредитов под утвержденное обеспечение, но вы знаете лучше , чем я.”

“Ложные показания, ваше превосходительство?”

“Они, несомненно, будут формально неточными”, - признал Президент.

- А если они потребуют доказательств? - спросил я.

“На сегодня достаточно,” сказал Президент.

“Вы несколько удивили меня, сэр, - сказал я, - но я очень хочу услужить вам и помочь благополучию Ауреаталенда. Есть, однако, два момента, которые приходят мне в голову. Во-первых, как я могу быть застрахован от того, что не получу свой процент? Это я должен был сделать.”

“Совершенно верно,” перебил он. - И второй момент я могу предвидеть. Какой знак моей благодарности за вашу своевременную помощь я могу убедить вас принять?”

- Ваше превосходительство удивительно хорошо разбираются в человеческой природе.”

- Будьте добры уделить мне ваше внимание, мистер Мартин, и я постараюсь удовлетворить ваши вполне разумные требования. У вас есть 300 000 долларов, которые вы передадите мне, получив взамен шесть процентов от правительства. облигации на эту сумму я затем верну вам 65 000 долларов; 45 000 вы оставите себе в качестве обеспечения ваших процентов. В случае невыполнения со стороны Aureataland своих обязательств с честью, вы будете платить проценты в целом 300 000 из этой суммы. Это обеспечивает вас более чем на два года от полного отказа в процентах, чего на самом деле вам не нужно бояться. Пока деньги не понадобятся, вы будете ими пользоваться. Остальные 20 000 я попрошу вас принять как ваше поручение или, скорее, как знак моего уважения. Двести тысяч, абсолютно 45 000, пока Ауреаталенд платит проценты! Вы должны признать, что я обращаюсь с вами , как один джентльмен с другим, мистер Мартин. В результате ваши директора получают свои проценты, я- кредит, вы-премию. Мы все получили выгоду; никто не пострадал! Все это достигается ценой безобидной хитрости.”

Я был полон восхищения. План был очень хитроумным, и, по мнению Президента и меня, он просто указал на его преимущества. Что касается директоров, то они, вероятно, получат свои проценты; во всяком случае, они получат их в течение двух лет. Риск , конечно, был; требование доказательств моих предполагаемых инвестиций или внезапный приказ реализовать крупную сумму в короткие сроки-все это поставило бы дом на уши. Но я не предвидел таких неприятностей, и в худшем случае у меня были мои двадцать тысяч долларов , и я мог с ними расстаться. Эти расчеты на данный момент были вполне правильными, но Позже я расстроил их, потратив доллары и заключив контракт, который сделал бегство из Ауреаталенда неприятной альтернативой.

“Итак, мистер Мартин,” сказал Президент, - вы согласны?”

Я все еще колебался. Было ли это моральным угрызением совести? Вероятно, нет, если, конечно, благоразумие и мораль не одно и то же.

Президент встал и положил руку мне на плечо.

- Лучше скажи “да". Вы знаете, я могу взять его и заставить вас исчезнуть, поверьте мне, с большой неохотой, мистер Мартин. Это правда, что мне бы не понравился такой курс. Возможно , это сделало бы мое положение здесь невыносимым. Но отсутствие денег, безусловно, сделало бы его несостоятельным.”

Убедившись в силе этого довода, я залпом допил бренди с содовой и сказал::

- Я ни в чем не могу отказать вашему превосходительству.”

“Тогда бери шляпу и пойдем в банк, - сказал он.

Это была острая работа.

- Ваше превосходительство, уж не собираетесь ли вы сегодня вечером взять деньги?” - воскликнул я.

- Не брать, мистер Мартин, чтобы получить его от вас. Мы заключили сделку. В чем возражение против его оперативного выполнения?”

- Но мне нужны облигации. Они должны быть готовы, сэр.”

- Они здесь, - сказал он, доставая сверток из ящика письменного стола. “Триста тысяч долларов, шесть процентов. акции, подписанные мною и подписанные Доном Антонио. Бери шляпу и пойдем.”

Я сделал, как было велено.


Рецензии