Глава 4 - увертюры оппозиции

       После описанных выше инцидентов в течение нескольких месяцев все шло достаточно спокойно. Я серьёзно поговорил с Джонсом, серьёзно упрекнув его за возмутительное поведение. Он смиренно капитулировал, когда ему показали телеграмму, которая была доставлена в порядке, любезно указанном Президентом. Последний, вероятно, слишком торопился со своими тяжелыми орудиями, потому что намёк на насилие скорее возбудил , чем развеял опасения Джонса. Если скрывать нечего, то почему бы его превосходительству не заняться убийством, чтобы скрыть это? Тем не менее, я объяснил Для него соображения высокой политики, диктующие нерушимую тайну и оправдывающие несколько произвольный способ обращения с доверенным лицом, а также заметная любезность, с которой Джонс был принят при встрече с Президентом в министерстве финансов по текущим делам, далеко изгладили его неприятные воспоминания. Кроме того, я связал его с моим состоянием, добившись для него повышения жалованья от директоров “ вследствие благоприятного отзыва о его поведении , полученного от мистера Мартина.”

Каким бы мирным ни казался мир, я чувствовал себя не совсем спокойно. Начать с того, что новый кредит, по-видимому, совсем не улучшил финансовое положение Aureataland. Опустошение всё ещё царило на месте портовых работ; были обычные трудности с выплатой жалованья и выполнением текущих расходов. Президент не удостоил меня доверием распоряжаться своими денежными средствами, и вскоре я встревожился, заметив в его поведении растущую холодность, которую счел одновременно неблагодарной и угрожающей, а когда наступило полугодие, он решительно отказался выплатить больше половины суммы. проценты, причитающиеся по второму займу, вынудили меня таким образом вторгнуться в мой резерв в сорок пять тысяч долларов. Он приводил мне много веских доводов в пользу такого поведения, останавливаясь главным образом на необходимой непродуктивности общественных работ на их ранних стадиях и уверенно обещая в следующий раз полностью расплатиться с недоимками. Тем не менее я начал понимать, что мне придется столкнуться с возможностью постоянного истощения ресурсов , которые, как я наивно надеялся, будут доступны для моих собственных целей по крайней мере в течение значительного времени. Таким образом и то и другое способствовало возникновению бреши между его превосходительством и мной, и, хотя я никогда не переставал чувствовать его обаяние в качестве личного компаньона, мое недоверие к нему как к правителю и, должен добавить, как к соучастнику заговора неуклонно росло.

Другие влияния были в это время, ибо мы теперь достигли начала 1883 года в работе в том же направлении. Разбогатев на своем “бонусе”, я еще свободнее, чем прежде, погрузился в веселые уиттингемские развлечения, и там, где мне прежде были рады, теперь я был вдвойне почетным гостем. Кроме того, я стал играть в несколько высоком масштабе, и именно моя репутация отважного игрока обеспечила мне честь познакомиться с синьориной, дамой, о которой говорил Председатель во время беседы со мной; и мое знакомство с синьориной оказалось весьма плодотворным.

Эта дама была, после президента, пожалуй, самой известной личностью в Ауреатале-самой известной, то есть по имени, в лицо и славе, ибо ее прошлое и обстоятельства были окутаны непроницаемой тайной. Когда я приехал в деревню , синьорина Кристина Ньюджент уже около года жила там. Первоначально она выступала в качестве члена оперной труппы, приехавшей в наш Национальный театр из Соединенных Штатов. Компания прошла своим не очень блестящим путем, но синьорина осталась позади. Это было сказано ей очень понравился Уиттингем, и, будучи независимой от своей профессии, она решила поселиться там. Во всяком случае, так оно и было: то ли ей приглянулся Уиттингем, то ли кто-то из местных. Уиттингему она понравилась, но он все еще сомневался. Она поселилась в прелестной вилле, примыкавшей к Золотому дому; она стояла напротив президентской резиденции, откуда открывался прекрасный вид на эту величественную ограду; здесь она жила под опекой леди, которую называла “тетушкой”, известной всему миру как миссис Каррингтон. Титул “Синьорина” был чисто профессиональным; насколько я знаю, имя “Нюджент” было в равной степени и избранным, но, во всяком случае, сама леди никогда не претендовала на что-либо, кроме английского, и открыто заявляла, что она сохранила свой титул просто потому , что он был более музыкальным, чем “Мисс".” Старая дама и молодая жили вместе в большой , по-видимому, дружбе и, конечно, в величайшем материальном достатке, так как они, вероятно, получали больше денег , чем кто-либо в городе, а там , откуда они брались, их всегда было гораздо больше. Откуда он взялся, мне вряд ли нужно было говорить. острое любопытство в светских кругах; и когда я утверждаю , что синьорине было теперь около двадцати трех лет и что она была удивительно привлекательной наружности, то позволю себе заметить, что мы в Уиттингеме были не хуже других людей, если питали какие -то жестокосердные подозрения. Однако синьорина отнюдь не облегчила себе задачу разоблачения. Она почти сразу же стала ведущей фигурой в обществе; ее салон был местом встреч всех партий и большинства декораций; она получила много милостивых знаков внимания от Золотого короля. Дом, но ни одного, на который клевета могла бы определенно селиться. Она также часто принимала у себя членов Оппозиции, и не чаще , чем их лидер, полковник Джордж Макгрегор, джентльмен шотландского происхождения, но без ярко выраженных национальных особенностей, который достиг высокого положения в стране своего усыновления; ибо он не только возглавлял Оппозицию в политике, но и был вторым командующим армией. Он вошел в Палату как один из кандидатов Президента (ибо последний сохранил за собой право выдвигать пять членов), но в то время, о котором я пишу, полковник Он бросил своего бывшего вождя и, уверенный в своей популярности в войсках, бросил вызов человеку , с помощью которого возвысился. Естественно, президент невзлюбил его, и я искренне разделял это чувство. Но неодобрение его превосходительства не помешало синьорине получить Мак-Грегор говорил с большой сердечностью, хотя и здесь не проявлял больше эмпатии, чем того требовало его положение.

Любопытство мое ничуть не уступает любопытству соседей, и я испытал немалое удовлетворение, когда передо мной распахнулись двери “Мон Репо”, как называла синьорина свое жилище. Мое любопытство, Должен признаться, не обошлось и без других чувств; ибо в душе я был еще молод, хотя события свалили на меня отрезвляющую ответственность, и одного вида синьорины в ее ежедневных поездках было достаточно, чтобы возбудить трепет даже в душе банковского управляющего. Она, несомненно, была очень красива-высокая, светловолосая девушка с прямыми чертами лица и смеющимися глазами. Я не буду пытаться больше описывать, потому что все такие описания звучат банально, а синьорина , даже по признанию ее врагов, была очень далека от банальности. Достаточно сказать, что, как и отец О'Флинн, она “ так себя вела”, что все мы, мужчины Ауреаталенда, старые и молодые, богатые и бедные, лежали у ее ног или были готовы прийти к ней по малейшему побуждению. Она была, по-моему, истинным гением здоровья, красоты и веселья и довершала свои прелести тем, что очень открыто и откровенно добивалась и ценила восхищение, которое получала. Потому что, в конце концов, это только исключительные люди для большинства из нас благосклонный прием наших робких ухаживаний есть самое тонкое искушение дьявола.

Можно предположить, следовательно, что я считал свои деньги очень хорошо вложенными, когда они доставили мне приглашение в “Mon Repos”, где хозяйка дома имела обыкновение позволять себе приличную сумму азартных игр среди своих друзей-мужчин. Сама она никогда не играла, а стояла и смотрела с большим интересом. Время от времени она искушала судьбу рукой избранного депутата, и ничто не могло быть красивее и артистичнее ее поведения. Она была достаточно нетерпелива для девушки, непривычной к волнениям и любящей триумф, достаточно равнодушна , чтобы показать, что ее игра была просто развлечением, и получение денег или их потеря не имеет значения. Ах, синьорина, вы были великим художником.

В “Монрепо” Вскоре я стал привычным и, как мне хотелось думать, желанным гостем. Миссис Каррингтон, питавшая глубокое недоверие к манерам и излишествам Ауреаталенда, была достаточно добра, чтобы считать меня в высшей степени респектабельной, в то время как синьорина была сама любезность. Меня даже приняли в избранный круг на званом обеде, который, как правило, предшествовал ее приему в среду вечером, и я был постоянной фигурой за маленькой доской для игры в рулетку, которая из всех видов азартных игр была любимым развлечением нашей хозяйки. Полковник был, к моему неудовольствию, столь же неизменным гостем, и сам Президент часто оказывал честь партии своим присутствием, честь, которую мы находили довольно дорогой, потому что его удача во всех играх мастерства или случая была необычайной.

“Я всегда доверял Судьбе, - говорил он, - и она, по-моему, не переменчива.”

“Кто был бы непостоянным, если бы ваш Ваше превосходительство были рады ей довериться?” - отвечала синьорина, бросая на нее взгляд, полный почти нежного восхищения.

Такого рода вещи не радовали Макгрегор. Он не скрывал, что занимает первое место среди поклонников синьорины, совершенно отказываясь уступить место даже президенту. Последний очень воспринял его хамство спокойно; и я не мог избежать вывода, что президент держал или думал, что держит козыри. Я, естественно, сильно ревновал к обоим этим великим людям, и, хотя у меня не было причин жаловаться на свое обращение, я не мог подавить некоторого негодования при мысли, что я, в конце концов, посторонний и мне не позволено быть с ними. роль в настоящей драме, которая происходила. Мое счастье было еще более омрачено тем фактом, что удача неуклонно бежала против меня, и я видел, что мой бонус очень быстро уменьшается. Полагаю, я могу быть откровенным и признаться, что моя премия, строго говоря, исчезла в течение шести месяцев после того, как я впервые ступил в “Мон Репо”, и я счел необходимым временно воспользоваться “процентным фондом” , который Президент указал как открытый для меня по условиям нашей сделки. Однако мое беспокойство по этому поводу было облегчено, когда следующий взнос процентов был пунктуально выплачен, и, с юношеским энтузиазмом, я решил, что это не так. уверенный в себе, я почти не сомневался, что удача вскоре отвернется.

Так шло время, и начало 1884 года застало всех нас за веселой и безмятежной жизнью. В общественных делах нрав был совсем иной. Нехватка денег была острой, и серьезный ропот поднялся, когда президент “растратил” свои наличные деньги на покупку процентов, оставив своих гражданских служащих и солдат неоплаченными. Об этом много говорили в прессе в то время, когда я однажды мартовским вечером поднялся к синьорине. Меня задержали в банке, и я застал пьесу в самом разгаре. Я вошел. Синьорина не принимала в этом никакого участия. она сидела одна на низкой кушетке у окна веранды . Я подошел к ней и поклонился.

- Вы уделяете нам очень мало времени, мистер Мартин, - сказала она.

“Ах, но ведь ты читаешь все мои мысли,” - ответил я, потому что она выглядела очаровательно.

“Мне нет дела до твоих мыслей, - сказала она. Затем, помолчав , она продолжила: - Здесь очень жарко, пойдемте в оранжерею.”

Все выглядело так, словно она ждала меня, и я с восторгом последовал за ней в длинный узкий стеклянный дом, идущий параллельно салону. Высокие зеленые растения скрывали нас от глаз тех, кто был внутри, и мы только отчетливо слышали голос его превосходительства, с большой добротой говорившего полковнику: “Ну, вам, должно быть, повезло в любви, полковник”, из чего я заключил, что полковник не в духе в карты.

Синьорина слегка улыбнулась , услышав это, потом сорвала белую розу, повернулась и встала передо мной, слегка покраснев, как будто от какого-то внутреннего волнения.

- Боюсь, что эти два джентльмена не любят друг друга, - сказала она.

“Вряд ли, - согласился я.

- А ты, ты любишь их или кого-то из них?”

- Я люблю только одного человека в Ауреаталенде,” Я ответил так горячо, как только осмелился.

Синьорина прикусила свою розу, поглядывая на меня с неподдельным весельем и удовольствием. Кажется, я уже упоминал, что она не возражала против искреннего восхищения.

- Возможно ли, что вы имеете в виду меня?” - спросила она, оказав мне небольшую любезность. - Я так думаю только потому, что большинство Уиттингемских дам не удовлетворили бы твой утонченный вкус.”

- Ни одна женщина в мире не может удовлетворить меня, кроме одной, - ответил я, думая , что она отнеслась к этому слишком легкомысленно.

- Ах! так ты говоришь, - сказала она. - И все же я не думаю, что вы сделаете что-нибудь для меня, мистер Мартин.”

“Это было бы для меня величайшим счастьем !

Она ничего не сказала, просто стояла и кусала розу.

“Отдай его мне, - сказал я. - это будет мой знак отличия.”

“Значит, ты будешь служить мне? - спросила она.

- За какую награду?”

- Ну да, роза!”

- Мне бы тоже понравился хозяин, - осмелился заметить я.

- Роза красивее хозяйки, - сказала она, - и, во всяком случае, одна вещь за раз, мистер Мартин! Вы платите своим слугам все их жалованье вперед?”

Моя практика была настолько противоположной , что я действительно не мог отрицать силу ее рассуждений. Она протянула ему розу. Я схватил ее и прижал к губам, сильно раздавив.

“Боже мой, - сказала синьорина, - если бы я дала вам другую вещь , вы бы обошлись с ней так грубо.”

“Сейчас покажу,” сказал я.

“Спасибо, нет, не сейчас, - сказала она, не выказывая никакой тревоги, потому что знала , что со мной она в безопасности. Затем она резко сказала::

- Вы конституционалист или либерал, мистер Уотсон? - Мартин?”

Я должен объяснить, что в обычной гонке за прежним титулом партия президента была первой на этом посту, и банде полковника (как я ее про себя называл) пришлось смириться с альтернативным назначением. Ни одно из названий не имело никакого отношения к фактам.

- Мы будем говорить о политике?” сказал - укоризненно говорю я.

- Да, немного; видите ли, мы зашли в тупик по другой теме. Скажите мне.”

- Кто вы, синьорина?” Я спросил.

Я действительно хотел знать, как и многие другие.

Она на мгновение задумалась, а потом сказала::

- Я очень уважаю Президента. Он был очень добр ко мне. Он проявил ко мне настоящую привязанность.”

- Черт бы его побрал!” - пробормотал я.

“Прошу прощения?” спросила она.

- Я только сказал: ‘Конечно ". У Президента обычный набор глаз.”

Синьорина снова улыбнулась, но продолжала, как будто я ничего не говорил.

- С другой стороны, я не могу скрыть от себя, что некоторые из его мер неразумны.”

Я сказал, что никогда не мог скрыть этого от самого себя.

“Полковник, разумеется, того же мнения, - продолжала она. - О долге, например. Я полагаю, что ваш банк заинтересован в этом?”

Это не было секретом, поэтому я сказал:

“О да, в значительной степени.”

“А ты? - тихо спросила она.

- О, я не капиталист! никакие мои деньги не пошли в долг.”

- Никаких твоих денег, нет. Но разве тебе это не интересно? - настаивала она.

Это было довольно странно. Могла ли она что-нибудь знать?

Она подошла ко мне ближе и, легонько коснувшись моей руки, сказала с упреком::

- Вы любите людей и в то же время не доверяете им, мистер Мартин?”

Таково было мое отношение к синьорине, но я не мог этого сказать. Я задавался вопросом, насколько мудро я буду доверять ей, и это во многом зависело от того, насколько его превосходительство сочтет нужным доверить ей мои секреты. Наконец я сказал::

- Не раскрывая чужих секретов, синьорина, я могу признаться, что, если что-то пойдет не так с долгом, мнение моих хозяев о моем благоразумии будет сильно поколеблено.”

- На ваше усмотрение,” рассмеялась она. - Спасибо, мистер Мартин. И вы бы хотели, чтобы этого не случилось?”

- Я бы приложил немало усилий, чтобы предотвратить это.”

- Не менее охотно, если ваш интерес и мой совпадут?”

Я уже собирался страстно ответить , когда мы услышали голос президента::

- А где наша хозяйка? Я хотел бы поблагодарить ее перед уходом.”

“Тише, - прошептала синьорина. - Мы должны вернуться. Вы будете верны мне, мистер Мартин?”

“Зовите меня Джек,” сказал я идиотски.

- Значит, ты будешь верен, о Джек?” - сказала она, подавляя смех.

- До самой смерти, - сказал я, надеясь, что в этом не будет необходимости.

Она протянула мне руку, которую я горячо поцеловал, и мы вернулись в гостиную, где все игроки встали из-за стола и стояли группами, ожидая, когда Президент закончит церемонию. Мне было любопытно узнать, не произошло ли чего между ним и синьориной, но тут на меня набросилась донна Антония, дочь министра финансов, которая , несмотря на поздний час, была гостьей синьорины на ночь. Это была красивая молодая дама, испанская брюнетка одобренного образца, но с манерами, сформированными на высоком уровне. Нью-Йоркская школа-интернат, где она прошла обучение, умерившее, но не разрушившее ее врожденную аристократичность. Она весьма благосклонно отнеслась ко мне , и я был достаточно тщеславен, чтобы предположить, что она оказала мне честь, завидуя моей склонности к синьорине.

“Надеюсь, вам понравилось в оранжерее, - ехидно заметила она.

- Мы говорили о делах, донна Антония.,” - ответил я.

- Ах! бизнес! Я слышу только о делах. Папа уехал в деревню и зарылся там заживо, чтобы осуществить какой-то грандиозный план.”

Я навострил уши.

- Ах! что это за схема?” Я спросил.

- О, я не знаю! Что-то связанное с этим ужасным долгом. Но мне было сказано ничего не говорить об этом!”

Долг становился невыносимым. Весь воздух был наполнен ею. Я поспешно расплатился Донна Антония отвесила мне несколько бессвязных комплиментов и удалилась. Когда я надевал пальто полковник Макгрегор присоединился ко мне и с большей дружелюбностью, чем обычно, проводил меня по аллее к Пьяцце. После нескольких безразличных замечаний он начал:

- Мартин, у нас с тобой разные интересы в некоторых вопросах, но я думаю, что у нас есть то же самое и в других.”

Я сразу понял, что он имел в виду, - это был тот самый долг!

Я молчал, а он продолжал::

- О долге, например. Вас интересует долг?”

“В некотором роде,” сказал я. - Банкира обычно интересует долг.”

“Я так и думал, - сказал полковник. - Возможно, придет время, когда мы сможем действовать сообща. А пока не спускай глаз с долга. Спокойной ночи!”

Мы расстались у дверей его покоев на площади, и я пошел к себе.

Ложась в постель, несколько озадаченная и очень встревоженная, я проклинала долг. Потом, вспомнив , что долг этот был, как казалось, почему -то общим интересом для синьорины и для меня, я извинился перед ним и заснул.


Рецензии