глава 5 -Ситуация

     Бег времени не принес облегчения бедам Ауреаталенда. Если индивидуум, оказавшийся в трудном положении, представляет собой жалкое зрелище, то нация, оказавшаяся в трудном положении, представляет собой тревожное зрелище. Наверное, у кого-то были деньги. Но у правительства их не было; следовательно, у государственных служащих их не было, у чиновников их не было, у Президента их не было, и, наконец, у меня их не было. Конечно, в банке было немного чужого, но Я был вполне готов к “наезду” на нас в любой день и телеграфировал директорам, умоляя перевести деньги наличными, так как наши банкноты были со скидкой даже думать об этом было унизительно. Политическая борьба разгорелась вовсю. Как-то в конце мая я зашел в Палату собраний и, взглянув вниз с галереи, увидел полковника в разгар гневных речей. Он требовал от несчастного дона Антонио, чтобы ему заплатили за армию. Последний сидел, съежившись под его презрением, и готов был, Я искренне верю, что выскочил бы из Дома, если бы он не был пригвожден к своему месту холодным взглядом Президента, наблюдавшего за происходящим из своей ложи. Священнику вставшему было не на что настаивать кроме как неопределенно но ему совершенно не хватало самоуверенной наглости своего вождя, и никто не был обманут его слабыми протестами. Я вышел из дома в сильном смятении и направился к дому одной моей знакомой, некоей г-жи Де Лорен. Деваржес, вдова французского джентльмена, приехавшего в Уиттингем из Новой Каландонии. Вежливость требовала предположения, что он нашел свой путь к Но над точной датой и обстоятельствами его патриотического самопожертвования нависло обычное облако . Мадам иногда она считала необходимым утомлять себя и других обличениями различных тиранов или предполагаемых тиранов Франции, но, кроме этого благочестивого подношения на алтарь славы своего мужа, она была умной и приятной маленькой женщиной. Я застал собравшуюся вокруг ее чайного стола веселую компанию, включавшую Донна Антония, не обращающая внимания на страдания своего отца, и некий Джонни Карр, который заслуживает упоминания как единственный честный человек в Ауреаталенде. Я говорю, конечно, о том месте, каким я его нашел. Это был молодой англичанин, что называется, “кадет,” из хорошей семьи, уехал с парой тысяч фунтов, чтобы сколотить состояние. Земля у нас стоила дешево, и Джонни купил имение и поселился в нем как землевладелец. В последнее время он расцвел как убежденный конституционалист и преданный поклонник президента и занимал место в ассамблее в этом интересе. Джонни не был ни умным , ни мудрым человеком, но он был весел и, как я уже говорил, честен.

- Привет, Джонни! Почему не в Доме? - спросил я его. - Сегодня вечером вам понадобятся все голоса. Отправляйся помогать министерству и возьми с собой донну Антонию. Они съедают министра финансов.”

- Все в порядке! Я уйду , как только съем еще одну булочку, - сказал он. Джонни. - Но из - за чего ссора?”

- Ну, они хотят получить свои деньги.” - А дон Антонио их не отдаст, - ответил я . Отсюда и плохое предчувствие.”

“Вот что я вам скажу, - сказал Джонни, - у него нет ни одного зуба.”

Тут донна Антония вмешалась, как мне показалось, довольно неожиданно.

- Остановите джентльмена, который говорит о политике, мадам. Деваржес. Они испортят наше чаепитие.”

“Ваше слово-закон, - сказал я, - но я хотел бы знать, чего нет у дона Антонио.”

“А теперь успокойтесь, - возразила она, - разве мало того, что у него очаровательная дочь?”

- И самый ценный,” Я ответил с поклоном, так как видел, что донна Антония почему-то не хочет, чтобы я качал воду. Джонни Карр, и я хотел его накачать.

“Не говорите больше ни слова, мистер Карр, - сказала она со смехом. - Ты ведь знаешь, что ничего не знаешь, правда?”

“Господи, нет! - воскликнул Джонни.

А тем временем мадам Габриэль. Деваржес подал мне чашку чая. Протягивая его мне, она тихо сказала::

- Если бы я был его другом, я бы позаботился о том, чтобы Джонни ничего не знал, мистер Мартин.”

- Если бы я был его другом, я бы позаботился о том, чтобы он рассказал мне все, что знает, мадам. Деваржес,” - ответил я.

“Возможно, так думает полковник,” сказала она. - Джонни только что рассказывал нам, каким внимательным он стал. И синьорина тоже, как я слышал.”

- Ты не это имеешь в виду?” - воскликнул я. - Но, в конце концов, чистая доброта, без сомнения!”

- Вы получили много внимания из этих мест,” сказала она. - Без сомнения, вы хорошо разбираетесь в мотивах.”

“Не надо, не будь таким противным, - сказал я. - Я пришел сюда за миром.”

- Бедный молодой человек! неужели вы потеряли все свои деньги? Возможно ли, что вы, как Дон Антонио, у тебя что, нет телефона?”

- Что же теперь будет?” - спросила я, обращаясь к г-же Дж. Деварджес часто располагал информацией.

“Не знаю,” ответила она. - Но если бы я владел национальными облигациями, Я должен продать.”

- Простите, мадам, вы предлагаете продать.”

- Она рассмеялась.

- Ах! Я вижу, что мой совет приходит слишком поздно.”

Я не видел необходимости просвещать ее дальше. Поэтому я перешел к донне Антонии, которая сидела несколько угрюмо после своей вспышки. Я сел рядом с ней и сказал:

- Надеюсь, я вас не обидел?”

- Ты же знаешь, что тебе было бы все равно, если бы ты это сделал, - сказала она, бросив на него укоризненный , но не злой взгляд. - Вот если бы это была синьорина”

Я никогда не возражаю против того, чтобы поклониться в храме Риммона, поэтому я сказал:

- Повесить синьорину!”

“Если бы я знала, что вы это имеете в виду, - сказала донна Антония, - я могла бы вам помочь.”

- Мне нужна помощь?” Я спросил.

“Да, - ответила она.

- Тогда предположим, что я говорю серьезно?”

Донна Антония отказывалась быть легкомысленной. С выражением искреннего огорчения на лице она сказала:

- Вы не позволите своим настоящим друзьям спасти вас, мистер Мартин. Ты же знаешь, что тебе нужна помощь. Почему бы вам не подумать о состоянии ваших дел?”

“По крайней мере, в этом мне готовы помочь мои друзья в Уиттингеме, - ответила я с некоторой досадой.

- Если ты так к этому относишься, - грустно ответила она, - я ничего не смогу сделать.”

Я был весьма тронут. Она явно хотела быть мне полезной, и на какое-то мгновение Я подумал, что лучше было бы освободиться от своих цепей и обратиться к убежищу, открытому мне. Но я не мог этого сделать; и, думая, что было бы скорее подло воспользоваться ее интересом ко мне только для того, чтобы использовать его в своих собственных целях, я уступил совести и сказал::

“Донна Антония, я буду с вами откровенен. Вы можете помочь мне, только если я приму ваше руководство? Я не могу этого сделать. Я слишком глубоко увяз.”

“Да, ты глубоко погружен и жаждешь быть еще глубже, - сказала она. - Что ж, пусть будет так. Если это так, я не могу вам помочь.”

“Благодарю вас за вашу любезную попытку, - сказал я. - Очень может быть , что когда-нибудь я пожалею, что оттолкнул его. Я всегда буду рад вспомнить, что ты сделал это.”

Она посмотрела на меня и сказала::

- Мы погубили тебя среди нас.”

- Разум, тело и состояние?”

Она ничего не ответила, и я понял, что мое возвращение к легкомыслию ранило ее. Поэтому я встал и удалился . Джонни Карр пошел со мной.

“Все выглядит странно, а, старина? - Но президент выкарабкается, несмотря на полковника и его синьорину.”

“Джонни, - сказал я, - ты меня обидел, но все же я дам тебе совет .”

“Поехали,” сказал Джонни.

“Женись на донне Антонии, - сказал я. - Она хорошая и умная девушка и не позволит тебе напиться или ограбиться.”

“Клянусь Юпитером, это неплохая идея! - Почему бы тебе не сделать это самому?”

- Потому что я такой же осел, как и ты, Джонни, - ответил я и оставил его недоумевать, почему, если он осел, а я осел, один осел должен жениться на Донне Антонии, а не на обоих или ни на том, ни на другом.

По дороге я купил "Газетт", правительственный орган, и читал в нем:

- Как мы понимаем, на сегодняшнем заседании Кабинета под председательством его Превосходительства предметом обсуждения стали договоренности, связанные с государственным долгом . Принятые резолюции в настоящее время носят строго конфиденциальный характер, но у нас есть все основания утверждать, что меры , которые будут приняты, приведут к существенному ослаблению нынешней напряженности и принесут полное удовлетворение огромному большинству граждан Ауреаталенда. Президент вновь будет провозглашен спасителем своей страны.”

“Интересно, войдет ли в это огромное большинство и я, - сказал я. “Я думаю Я пойду к его превосходительству.”

Соответственно, на следующее утро я отправился в Золотой дом, где узнал, что Президент находится в Министерстве финансов. Прибыв туда, я послал свою визитную карточку, написав на ней смиренную просьбу о личной беседе. Меня провели в комнату дона Антонио, где я нашел самого министра , президента и Джонни Карра. Когда я вошел и слуга по знаку его превосходительства поставил для меня стул, тот довольно сухо сказал::

“Поскольку я предполагаю, что это деловой визит, мистер Мартин, я должен принять вас в присутствии одного из моих советников по конституционным вопросам. ”

Я был раздражен тем, что не смог увидеть Президента наедине, но, не желая этого показывать , просто поклонился и сказал::

- Я осмеливаюсь вторгнуться к вам. - Ваше превосходительство, в связи с письмом моих директоров. Они сообщают мне, что, по их словам, на биржах ходят "тревожные слухи" относительно займа "Ауреаталенд", и поручают мне представить вашему превосходительству целесообразность публичного уведомления относительно уплаты процентов , причитающихся в следующем месяце. Из их сообщения явствует, что в этом деле могут возникнуть некоторые затруднения. ”

- Разве это заявление, если бы оно было вообще необходимо, не было бы правильнее сначала подать в Министерство финансов?” - сказал Президент. - Эти подробности едва ли относятся к моей компетенции.”

“Я могу только следовать своим указаниям, ваше превосходительство, - ответил я.

- У вас есть какие-нибудь возражения, мистер Уотсон? Мартин, - сказал Президент, - за то, что позволил мне и моим советникам ознакомиться с этим письмом?”

- Я уполномочен представить его только вашему превосходительству.”

“О, только на мой взгляд, - сказал он с веселым выражением. - И поэтому беседа должна была быть конфиденциальной?”

“Совершенно верно, сэр, - ответил я. - Я не собираюсь проявлять неуважение к министру финансов или вашему секретарю, сэр, но я связан своими приказами.”

“Вы образцовый слуга, мистер Мартин. Но я не думаю, что мне нужно беспокоить вас об этом дальше. Это кабель?”

Он так лукаво улыбнулся, услышав мой вопрос , что я понял: он проник в мою маленькую выдумку. Однако я только сказал::

“Письмо, сэр.”

“Ну что ж, джентльмены, - обратился он к остальным, - я думаю, мы можем успокоить мистера Дж. Мартин. Скажите это вашим директорам, мистер Мартин: Правительство не видит необходимости в публичном уведомлении, и оно не будет сделано. Я думаю, мы согласны, джентльмены, что признать необходимость любого такого действия было бы крайне унизительно. Но заверьте их, что Президент лично заявил вам, мистер Мартин, с согласия своих советников, что он не предвидит никаких трудностей в том, что вы сможете перечислить им всю сумму процентов в надлежащий день.”

“Могу ли я заверить их, сэр, что проценты будут выплачены точно?”

- Конечно, я выразился в понятной вам манере, - сказал он, сделав малейшее ударение на слове “вы ”. - Ауреаталэнд выполнит свои обязательства. Вы получите все, что вам причитается, мистер Мартин. Это так, господа?”

Дон Антонио тотчас же согласился. Джонни Карр, как я заметил, ничего не ответил и беспокойно заерзал на стуле. Я знал, что имел в виду Президент. - Если мы не заплатим, заплатите из вашего резервного фонда.” Увы, резервный фонд значительно сократился; У меня оставалось достаточно денег, чтобы заплатить следующий взнос, если я не буду платить по своим долгам. Я чувствовал себя очень злым, видя, что его превосходительство получает живейшее удовольствие от сознания моих затруднений (ибо он имел тонкое представление о том, как устроена земля), но , конечно, я ничего не мог сказать. Я встал и поклонился я вышел, чувствуя, что ничего не добился, кроме очень ясного убеждения, что на следующий день я не увижу цвета президентских денег . Правда, я мог бы заплатить и сам. Но что будет в следующий раз? И если он не заплатит, а я не смогу заплатить, игра будет проиграна. Что касается первоначального кредита, то, правда, я не нес никакой ответственности; но тогда, если не выплачивались проценты, дело в том, что Я применил второй заем, мой заем, иначе, чем то, что я был уполномочен сделать, и представлялся, что сделал, неизбежно будет обнаружен. И мое принятие премия, мои дела с резервным фондом, неточная доходность вложений-все это могло бы привести к тому, что я не получу никакого вознаграждения., Я знал, что это выглядит довольно странно для людей, которые не знают обстоятельств.

Когда я вернулся в банк, прокручивая все это в голове, то обнаружил, что Джонс занят организацией корреспонденции. В его обязанности входило следить за сохранностью и подшивкой всех писем, прибывающих из Европы, и, как ни странно, он получал от этого удовольствие. В мои обязанности входило следить за тем, чтобы он выполнял свои обязанности, поэтому я сел и начал перелистывать стопку писем и посланий, которые он положил мне на стол; они датировались двумя годами; это меня удивило, и я сказал::

- Скорее отсталый, не так ли? Джонс?”

- Да, сэр, скорее. Дело в том, что я делал их и раньше, но так как вы никогда не подписывали их, я подумал, что должен обратить на них ваше внимание.”

- Совершенно верно, очень небрежно с моей стороны. Полагаю, с ними все в порядке?”

- Да, сэр, хорошо.”

- Тогда я не стану утруждать себя их осмотром.”

“Они все там, сэр, за исключением, конечно, телеграммы о втором займе, сэр.”

- Кроме чего?” Я сказал.

- Телеграмма о втором займе,” повторил он.

Я был рад, что мне напомнили об этом, потому что, конечно же, хотел убрать этот документ до того, как сверток наконец займет свое место в архиве. В самом деле, я думал, что сделал это. Но почему Джонс снял его? Неужели Джонс так скептически настроен?

- Ах, и куда же вы это положили?”

- Ну, сэр, его превосходительство взял.”

«Что?” - воскликнул я.

- Да, сэр. Не Я упомянул об этом? На следующий день после того, как вы с Президентом были здесь в тот вечер, его превосходительство спустился после обеда, когда вы вышли на площадь, и сказал, что хочет этого. Он сказал, сэр, что вы сказали, что это должно пойти в Министерство финансов. Он был очень любезен, сэр, и сказал мне, что оригинал должен быть представлен министру для его осмотра; и когда он проходил мимо (он пришел, чтобы обналичить чек на свой личный счет), он возьмет его сам. Разве он не вернул его вам, сэр? Он сказал, что будет.”

У меня едва хватило сил выдохнуть:

- Ускользнула из его памяти, без сомнения. - Хорошо, Джонс.”

“Теперь я могу идти, сэр? Джонс. “Миссис Джонс хотела, чтобы я поехал с ней”
- Да, поезжайте, - сказал я и , когда он вышел, добавил, что место назначения, несомненно, отличается от того, что предлагала добрая леди. Для Теперь я все это видел. Этот старый негодяй (простите мою горячность) украл мой фальшивый кабель и, если возникнет необходимость, намеревался предъявить его в качестве собственного оправдания. С меня хватит, хватит, идиотизм Брауна и Джонса облегчил мне задачу. У меня не было никаких доказательств , кроме моего слова, что президент знал, что сообщение было сфабриковано. До сих пор я думал, что если Я был признан виновным в том, что имею честь поддержать его Превосходительство на скамье подсудимых. Но сейчас! почему сейчас, я мог бы докажу, что я вор, но не докажу, что он вор. Я убедил Джонса, но не для моего блага, а для его. Я подделал документы, но не для себя, а для него. Правда, я сам потратил эти деньги, но...

- Черт бы все это побрал!” -Он выиграл примерно три четверти этой суммы!-воскликнул я с горечью .”

И в моей памяти всплыли слова его превосходительства: “Я использую все возможности.”


Рецензии