Научи любить или Эксперимент

    В драматургии, в театре, всё меньше слов, а всё больше игры светом, видео на экранах, пантомимы, танцев и барабанного боя с ритмом.

     Всё перечисленное может передавать значения и смыслы, но в драматическом театре традиционной является передача, зрителям и слушателям, значений и смыслов именно словом.

     Слово не только удивляет, но и раздражает, из-за того, что слов бывает непонятным. Чтобы слова не раздражали, в драматургии слов,  особенно непонятных, должно быть как можно меньше.

     Но совсем без слов обойтись нельзя, потому что в театр до сих пор ходят люди,которые думают, что основным инструментом передачи смыслов остаётся в драматургии слово.

     Н. Коляду как-то спросили о том, как его ученики пишут хорошие пьесы? О он ответил, что ничего сложного, - слева пишешь, КТО говорит, справа, - ЧТО говорит. И в наше цифровое время, его, время, нужно экономить, заменяя имена тех, КТО говорит, цифрами.

     Так быстрее можно писать пьесы, и места для того,  ЧТО говорят, - больше остаётся! Шутка, конечно, но в каждой шутке только доля шутки, а всё остальное, - желание актёров и актрис играть Гамлета, Дездемону, дядю Ваню и других дядюшек и тётушек Чехова и Островского, Мещанина во Дворянстве Мольера и других известных и уже изъезженных актёрами персонажей мирового театра, с их уникальными характерами.

     А у нас в пьесе, например, у Первого есть, конечно, свой характер, но имени нет, а есть только номер. Данная пьеса есть драматургический текст для театра абсурда или парадокса, который, может быть, уже устарел, а, может быть, - нет?

     А насчёт таких раздражающих цифр можно вспомнить, что и в пьесах классической драматургии были первый, второй, двадцать пятый стражники и седьмой, например, могильщик.

                СЦЕНА 1
     В сцене действуют 1.Он и 2. Она. Он - мужчина, которому далеко за сорок. Она - женщина, о возрасте которой не принято говорить. У Первого в руках, - букет цветов.

     1. Почему ты не вышла ТОГДА за меня замуж?

     2. Потому что ты не умеешь любить. А я хотела, чтобы меня любили.

     1.Почему ты ТОГДА не научила меня любить, хотя бы только одну себя?

     2.Я и сама тогда не знала, как это, - любить. Как же я могла тебя научить?

     1. А теперь знаешь, как это, - любить?

     2. Не знаю точно и теперь. С уверенностью могу сказать, что у меня трое мужей. От второго мужа детей не было. А от первого  и третьего, от каждого,- по ребёнку, - мальчик и девочка.

     1. Ты их любишь, - своих мальчика и девочку?

     2. Люблю, конечно.

     1. Научи меня, как любить детей.

     2. А у тебя самого есть дети.

     1. Наверное, есть, где-то, но не рядом со мной.

     2.А я умею любить своих детей, которые со мной рядом. И научить тебя любить твоих детей, которые не рядом с тобой, я не могу. 

     1. Что же мне делать?

     2. Обратись к тому, кто знает, что такое любовь и может научить любить. А цветы кому? Мне?

     1. Тебе.

     2 (Вторая) вырывает у 1 букет цветов из руки. 2 уходит со сцены. Первый остаётся на ней, не то, чтобы расстроенный, но в недоумении.


                СЦЕНА 2

     Действуют 1 и З-ий. На сцену выходит третий,

     3. Вы меня вызывали?

     1. Нет, не вызывал, а вы кто?

     3. Тот, кто вам нужен.

     1. А кто мне нужен?

     3. Тот, кто может Вас научить любить!

     1. Как я могу знать, что именно Вы можете научить меня любить?

     3. Никак! Пока я не начну ваше обучение.

     1. Хотите уже начать? Какой вы горячий!

     3. Температура в любви - это важно, но она не то, что есть самое важное, что есть в любви.

     1.А что самое важное в любви?

     3.Сама любовь. Если её нет, то долго изображать способность любить невозможно.

     1. А что же такое любовь?

     3.Сложный вопрос! Трудно объяснить.

     1. Какой же вы знаток, если не можете объяснить, что такое любовь?

     3. Я не могу объяснить? Это заблуждение! Я именно тот человек, который не знает, но может объяснить, что такое любовь.

     1. Это как? Не знать, что такое любовь, но быть способным объяснить, что она такое?

     3. А так! Тот, кто знает, что такое любовь, тот сам её испытал. Кого-то любил или любили его.

     1. Тут я с Вами согласен!

     3. Но, как правило, кто испытал любовь на себе, кто знает, что такое любовь, не хочет объяснять, что она такое. Многие испытавшие любовь, - эгоисты. Не хотят о своей любви ничего говорить. Чтобы не сглазить! И делают вид, реально ощущая любовь, что не знают, что она такое!

     1. А вы, значит, можете объяснить, что такое любовь, потому что в вашей жизни любви не было? Получается, что вы любви не испытали?

     3. Получается!Но тот, кто не испытал любви, всегда думает о ней, как о чём-то ему недостающем в жизни.

     1.Вам, что, - не хватает в жизни любви?

     3. (Вздохнув). Не хватает! И именно поэтому я знаю, что это такое, - любовь.

     1. И мне в жизни не хватает любви.

     1 и 3-ий пожимают друг другу руки.

     1. Но я хочу научиться любить, и вы мне поможете, да?!

     3. (Страстно). Да, конечно, я помогу Вам научиться любить! Итак, любовь - это острая потребность в ком-то!

     1. А как же Родина, её, говорят, тоже любят, а она - не кто-то, она н человек.

     3. Кто Вам это сказал? Родина, - тоже человек! Родина-мать! Но, если вы так не считаете, то любовь к Родине - это не любовь, а светлая привязанность к чему-то, - к берёзкам, к пейзажам, к травушке-муравушке, к калинке-малинке, к родным напиткам и отечественным закускам! К тому, чтобы поболтать по душам. В чужой стране по душам не поболтаешь!

     1. Давайте вернёмся к любви к человеку. Вы сказали, что это острая потребность в ком-то. У меня вот острая потребность в том, чтобы любить. Но любовь же, - это не человек!

     3. Но любовь и не что-то, а кто-то! Если у Вас острая потребность в любви, то вы уже учитесь любить. Ваша теперешняя любовь - это любовь к любви!

     1. (С умилением) Вы хорошо сказали! Обнадёжили! Запомню, что острая потребность в ком-то, - это уже любовь. У меня острая потребность в умении любить, то есть у меня уже есть любовь к любви.

     3. И это хорошо! А ещё любовь - это сильное желание кому-то помочь. Если вы захотите, кому-то помочь, то значит вы его или её начинаете любить!

     1. Лучше её! Значит, ту, которой я захочу помочь, я уже начинаю любить?

     3. Первая степень или ступень любви, - влюблённость!

     1. Получается, что влюблённость - это уже любовь?

     3. Самая её низкая степень, ниже желания помочь. Только острая потребность, быстро растворимая, как не очень хороший кофе. Вторая ступень любви, когда хочешь помочь её объекту. Это выше, чем только острая потребность в ком-то!

     1. Понял, две первые степени любви, - это когда есть острая потребность в ком-то и хочешь ей помочь! Я помню! А есть третья степень или ступень любви?

     3. (Задумчиво). Есть третий уровень любви, вполне возможно, что самый высокий, поскольку именно такой любви противоположна ненависть.

     1. А я знаю, что такое ненависть!

     3. И что же она?

     1. А то, что противоположно любви  к Родине, то есть противоположно любви к водке и общению по душам с земляками.
     3.  Я про водку ничего не говорил! И что же такое ненависть?

     1. Вы говорили про местные, родные напитки, а ненависть - это тёмная привязанность к кому-то или чему-то. Окружающим алкоголика хотелось бы, чтобы он к водке испытывал именно тёмную привязанность, то есть ненависть, а он продолжает водку любить, то есть его привязанность к ней остаётся, для него, светлой привязанностью, то есть любовью к ней!

     3. Значит, по-вашему, ненависть - это тёмная, не желающая добра ни кому-то, ни чему-то, привязанность?

     1. Совершенно верно!

     3. Какая у вас глубокая получилась мысль! Тогда месть - это следствие тёмной привязанности, ненависти, которая заканчивается с гибелью её объекта?

    1. Или когда мстителю перестают быть интересными мучения объекта ненависти! А чего это вы мне вопросы задаёте? Кто из нас, кого учит? Но вы правы о конце ненависти и мести. Только знайте, что месть ЧЕМУ-ТО  не заканчивается никогда, потому что ненавидеть ЧТО-ТО можно вечно!

     3. Да, ведь ЧТО-ТО не умирает никогда, потому что ОНО не человек! ЧТО-ТО можно ненавидеть вечно! Тем более, что это ЧТО-ТО не испытывает мучений! Сам сладко мучается тот, кто мстит ЧЕМУ-ТО, что не испытывает мучений, не истязается. Ненавидя ЧТО-ТО, человек этому ЧТО-ТО мстит, но мучает самого себя! Это мазохизм!   

     1. (Свистнув). Куда вас понесло! Но вы не сказали, что это такое, - третья, высшая степень любви?

     3. Это когда чувствуешь, что готов ЧЕМ-ТО жертвовать ради КОГО-То! С вас (подходит ближе к 1-му, и шепчет ему на ухо сумму), за первое занятие по навыкам любви.

     1. (В зрительный зал). Однако! Дорого берёте!

     Первый достаёт из кармана пиджака бумажник, из - бумажника, - пятитысячную, свёрнутую купюру..

     3. (Разворачивая данную ему купюру, которая оказывается, своими размерами, чуть-ли не полотнищем). До новых встреч.


                СЦЕНА 3
     1-ий знакомится с 4 (Четвёртой), которая оказывается его дочерью.

                СЦЕНА 4
     Появляется 5-й, и в него влюбляется 4-я. И снова появляется 3-й.

     3. (Подбегая к Пятому). Молодой человек, это вы догадались, что ради любви к КОМУ-То можно приносить в жертву сомнения?

     5. Я.

     1. (Возмущенно). Это ещё ничего не значит! Кроме того, что этот пацан, - занудный философ! (Третьему). А вы,откуда здесь?

     3. Проходил мимо. И вдруг слышу ТАКИЕ рассуждения!

     1. КАКИЕ рассуждения? И чего в них ТАКОГО удивительного, чтобы назвать их ТАКИМИ?

     3.А ТАКОЕ в них то, что молодой человек подошёл к своему определению ВЕРЫ!

     1. (Сердито). Только не надо здесь кощунствовать!

     3. Я постараюсь этого не допустить!

     5. И какое же определение ВЕРЫ, к которому я подошёл?

     3. Вам, правда, интересно, молодой человек?
    
     5.Очень.
 
     4. (Сердито). Интересно ему!

     3. Тогда слушайте, молодой человек! И Вы (Первому и Четвёртой) тоже можете послушать! ВЕРА - это способность любящего человека ЖЕРТВОВАТЬ своими СОМНЕНИЯМИ в том, что ТОТ, КОГО любят, СУЩЕСТВУЕТ, что он СИЛЬНЫЙ или могучий, что он ДОБРЫЙ. Никаких сомнений не может быть в ТОМ, КОГО ЛЮБИШЬ. И отсутствие всяких сомнений и есть ВЕРА.

     4. (Ворчливо).Достали философы! Сомнениями может жертвовать любой дурак! (Пятому). Лучше скажи, если бы мне был нужен какой-то орган, для пересадки, а у тебя было бы их два, ты бы пожертвовал одним из них, ради меня?

     5. (Недоумённо). Почкой, что ли?

     4. Так пожертвовал бы, или нет?

     На сцену выбегает 2-я, с букетом в руке.

                СЦЕНА 5

     Вторая подбегает к Первому и бьёт его букетом по голове или по лицу.

     1. За что?

     2. За моего сына Мишу!

     1. (Защищаясь руками от ударов букетом). Какого Мишу?! Я не знаю никакого Миши! Я не знаком с твоим сыном!

     5. Мама! Как ты здесь?

     2. Материнское сердце беду почувствовало! Не могла не вмешаться!

     5. Во что?

     2. В агрессивную, вероломную попытку, - нарушить телесную целостность моего сына!

     1. (Удивлённо глядя на молодого человека). Так этот молодой человек, - твой сын?

     2. Мой! И моего первого мужа.

     3. Невероятное совпадение!

     2. (Третьему). А это, случайно, не вы обучали этого (кивает на Первого), как любить?

     3. Скажу так: и я тоже!

     2. Тогда получите за мракобесие!

     Вторая ударяет третьего букетом по голове.

     4. (Второй). Мы с вашим сыном любим друг друга! (Пятому). Мы ведь любим друг друга?

     5. Любим!

     4. И, может быть, поженимся!

     2. (В сердцах). Этого не может быть!

     5. Нет, быть, - может!

     2. Это ужасно!

     1. Почему?

     2. Потому что мне нехорошо!
    
     3. А должно быть хорошо!

     2. Вы так думаете?

     3. Уверен!

     2. Ладно, вполне возможно, что  моё состояние начнёт улучшаться!

     4. Ну вы, старички, улучшайте своё состояние. Мозгуйте, как нам всем любить и дальше жить. А мы с Мишей пойдём!

     5. Да, да! Я пойду с Ксюшей!

     4. (Подходит к третьему и протягивает ему пятитысячную купюру). Это вам!

     3. За что?

     4. За очередной урок моему папочке, в том, как ему любить!

     Четвёртая и Пятый уходят со сцены.

     2. (Первому). Не ожидала, что обучение тебя любви может так закончиться!

     1. А что? Хорошее сочетание: Ксюша и Миша!

     2. Нет! Не так! А вот так: Миша и Ксюша!

     1. Ну, это как получится!

     3. (Глядя на пятитысячную купюру, которую ему дала Четвёртая). В финале можно сказать, что люди делятся на тех, кто умеет любить и любит, и на тех, кто на этой любви зарабатывает!

     Звучит хорошая, но светлая и лёгкая музыка. На сцену выбегают Четвёртая и Пятый. Все актёры кланяются зрителям.

     P.S. Первоначально, эта небольшая пьеса была написана для ЛТК (литературного театра-кабаре) "Свирель". СВИРЕЛЬ - это аббревиатура: Скетчи, Водевили,Интермедии, Ёмкая Литература. "Р" - есть в слове интеРмедия, а ещё это и рассказ, и рецитал, концерт  одного исполнителя, и речитатив. В некоторых сценах и между сценами могут звучать песни.    


          
               


Рецензии