Нда

(Слово No. 2)    

        Я уже было раскрыл рот, чтобы ответить «да», когда оттуда, вопреки здравому смыслу, выпорхнуло «нет!».
        Откуда оно взялось? Точно знаю, что во рту его не было: я уже давно перекатывал там заранее приготовленное «да» (так заблаговременно пакуют чемодан перед долгой и утомительной поездкой), пытаясь хорошенько выкупать его в слюне, чтобы оно не зацепилось за зубы и не завязло между губ. Может, опередившее его «нет» возникло из нутра? Нет, я бы понял это по саднящей гортани – с таким бешенством оно вырвалось наружу. Тогда из головы? И, действительно, «нет» было ее давним квартирантом – старожилом моих мыслей. Но с каких это пор содержимое головы неподконтрольно перескакивало у меня на язык? Я не принадлежал к числу тех, у кого голова и носоглотка являются сообщающимися сосудами.
        Похоже, «нет» забралось в рот извне, как только я открыл его для выражения согласия. Это было постороннее и внеположное «нет», хотя, возможно, привлеченное скрытым ходом моих мыслей. Так или иначе, оно было озвучено моими голосовыми связками, и теперь я нес за него моральную и юридическую ответственность.
        И они, конечно, оторопели, потому что, как и я, ожидали «да» – пусть нетвердого, но все равно утвердительного.
        – Нет? – изумленно переспросил первый.
        Я снова открыл рот, чтобы исправить оплошность, но «да» откатилось куда-то назад, как оброненное пушечное ядро. И потом, не мог же я, как ни в чем не бывало, сказать «да» сразу вслед за «нет». Это было бы несерьезно. Тут требовались промежуточные логические звенья и лексические конструкции, свидетельствовавшие о взвешивании и переоценке: все эти «с другой стороны», «впрочем» и «хотя». Но их мобилизация из резерва словарного запаса требовала времени. Откровенно говоря, я специально запрятал их подальше, чтобы они не смущали и не искушали мое самоотверженное закланное «да».
        – Ну, на нет и суда нет, – подытожил второй.
        И они развернулись, чтобы уйти. Я хотел окликнуть их: объяснить, что «нет» было чистой случайностью, а вот и то самое «да», которое я столько шлифовал под их неусыпным, хотя и дистанционным, надзором и руководством. Теперь это «да» лежало на языке мертвым грузом: я не решался ни выплюнуть, ни проглотить его. Более того, очевидно, под влиянием залетного «нет», «да» превратилось в какое-то двусмысленное «нда...» Я незаметно сплюнул его в ладонь и сунул в карман, где под эгидой кукиша тихо позвякивала уже целая коллекция созвучных междометий.


        13 июня, 2021 г. Экстон.


Рецензии