Ученик Иванов и модальный предикатив

– Иванов! Почему ты вертишься, разговариваешь и не слушаешь!  Если всё уже знаешь, вот тебе самостоятельное задание: сделай грамматический разбор   предложения…  Ну хотя бы вот этого: НА УРОКЕ РАЗГОВАРИВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО.

Ученик Иванов вздохнул  и некоторое время задумчиво смотрел на листок. О чем он думал – история умалчивает. Потом толкнул соседку в бок:
– Машка,  какое это предложение?
Красавица и отличница Маша поправила челку, потерла носик и сказала:
– Безличное. А может, инфинитивное. А может, безлично-инфинитивное. Кстати, оно и двусоставным может быть. Сам думай!

Думать ученику Иванову не хотелось. На улице такая погода, в футбол бы с ребятами погонять. Однако перспектива второй двойки тоже не вдохновляет. Ругать его дома не будут. Папа говорит: взрослый уже парень, сам разбирайся. А мама его просто жалеет. Вот по математике он первый в классе, та же Машка у него контрольные списывает. А с русским языком как-то не получается.

И тогда Иванов решил проявить характер, чтоб перед папой не было стыдно.  Какой-то грамматический разбор, что он сложнее математики! Придя домой, Иванов обложился папиными учебниками и некоторое время  изучал их. Постепенно ситуация прояснялась.

Здесь для анализа надо использовать трехмерное пространство, решил он. Грамматика, структура, значение. А в это пространство загружаем образцы предложений с уже готовыми ответами.

Итак, приступим. Начнем с грамматики. Двусоставное? По структуре подходит: разговаривать – подлежащее, не разрешено – сказуемое. Сравним с образцом: БЕГАТЬ ПОЛЕЗНО. Нет, не то. У нас же модальный предикатив, а здесь обычное наречие.

Инфинтивное? Тогда было бы так: Иванов! НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ!

Безлично-инфинитивное?  Нет, тогда бы Ирина Петровна сказала: НЕ О ЧЕМ НАМ С ТОБОЙ РАЗГОВАРИВАТЬ, ИВАНОВ.

Остается БЕЗЛИЧНОЕ – с  модальным предикативом и примыкающим к нему инфинитивом. И не выговоришь ведь!  Завтра ребята со смеху умрут, подумают, что прикалываюсь.

Да, это точно оно!  Вот и образец: ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ.
Но это тип предложения, а сказуемое-то какое? К чему относится инфинитив?

Опять пришлось Иванову рыться в книгах. Может, составное глагольное? Нет, там другое, например: Я НЕ ДОЛЖЕН РАЗГОВАРИВАТЬ НА УРОКЕ.

А у нас некто неизвестный решил: запрещено разговаривать! Поэтому это инфинитив в роли дополнения, так как запрещено одним лицом, а действие не должно совершать другое. Можно сравнить: ВЕЛЕЛ (что?) МОЛЧАТЬ.

Итак, результат следующий. Предложение односоставное безличное. Сказуемое выражено модальным причастным предикативом – запрещено. Разговаривать – дополнение. На уроке – обстоятельство.

И делов-то! – подумал ученик Иванов, ставя на место книжки. Эта Машка сама ничего не знает! Потом он сосредоточился и мысленно представил  вероятное будущее. Вот он стоит у доски, в дневнике у него стоит двойка, а Ирина Петровна, как обычно, говорит:
– Умничать надо меньше, Иванов!


Рецензии