От казаков днепровских до запорожских ч. 10

Это важнейшее свидетельство, сделанное в 1236 г., разъясняет, откуда взялись «донские татары» и почему первых казаков называли татарами. Так стали именовать всех: потомков хазар, бродников, чигов, севрюков (ославяненных половцев) и др. Монголы - вечные кочевники, захватившие Среднюю Азию, Китай, Тибет, Северную Индию, Иран и Кавказ... Их исконная вера – «чёрная вера». Они верили в «Тенгри»; «Вечное синее небо» и Землю. Вера всё же была у кочевников странная, так как позволяла - угон скота, насилие, грабёж и даже убийство. Лишь одно для монголов было чудовищным - это предательство, обман того, кто тебе доверился. За убийство своего посла монголы начинали войну. Когда воины одного взбунтовавшегося вождя выдали его Чингисхану, он приказал их казнить. Зато другой воин того же вождя, который задержал погоню, что позволило вождю уйти, был принят с почётом в монгольское войско. Его основной силой служила конница. У каждого воина имелись 2-3 лука, верёвочный аркан, топор и сабля. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем и панцирь из кожи. Лошадь для защиты покрывали шкурами. Монгольская конница на своих низкорослых лошадках проходила за сутки порядка 80 км. У монголов до сих пор мальчика - будущего воина, сажают на коня, как только он научиться ходить. Но всё же для монголов главное не война, а движение вместе со стадами лошадей, коров, коз, овец и верблюдов. Все эти животные давали монголу всё, что требовалось для жизни.

В конце XIII - начале XIV в. Галицкое и Волынское княжества подвергались нападениям татар, монгол, венгров, поляков и др. Венгрия ещё в XI в. захватила территорию Закарпатья, где издавна, кроме болгар, венгров, жили и люди из Галицкой земли. Население Карпат разделилось на три племени-народа: на западе - лемки, в центре - бойки, на востоке - гуцулы. Венгрия желала и дальше захватывать новые земли, но на её пути встало государство Литва, о его образовании речь пойдет ниже. Вернёмся к бродникам, которым в дальнейшем на службе у монголов запрещалось заниматься землепашеством, так как считалось, что это сильно отвлекает их от выполнения основных обязанностей несения службы. Рукоремесла также пришли в упадок поскольку предметы быта бродники получали в качестве жалованья, а иной раз как военный трофей. Однако жалованье было не столь велико, чтобы удовлетворить все потребности и поэтому бродники продолжали заниматься огородничеством, охотой, рыбной ловлей, скотоводством и сбором мёда в гнездах диких пчёл - бортничеством (сахара тогда не было). Служебные обязанности бродников были не очень обременительными и заключались в несении дозорной службы, взимании торговых пошлин, обслуживании почтовых трактов и переправ, а в случае военных действий, они выставляли требуемое количество воинов. Экономическое положение бродников в целом было достаточно высоким. После совместного похода в Западную Европу монголы вынуждены были признать, что бродники в военном отношении их превосходят.

Хан Батый (Бату) - внук Чингисхана, предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу в 1236-42 гг., движимый чувством наживы и жаждой власти, имея половину своих вооружённых сил из числа бродников понимал, чтобы в их среде не зрело недовольство, необходимо помимо экономических стимулов найти и другие, более действенные инструменты удержания. По всей территории владений Батыя было решено приступить к восстановлению христианских храмов и строительству новых. Таким образом, церковь вошла в структуру гос. власти Золотой Орды и стала выполнять известные функции. Батыя не смущало то, что бродники не являлись христианами - интенсивный процесс приведения их к религии был запущен. Тем более, что после уничтожения князем Владимиром всего культурного наследия восточных славян при введении в Киевской Руси христианства, древняя Ведическая традиция уже утратила свою целостность. Были уничтожены и носители Ведических знаний волхвы, ведуны и священнослужители. Внедрение христианства в землях Дикого Поля помогало ещё и то обстоятельство, что церковь стала единственным связующим звеном большей части степных народов, между угнетёнными в различной степени группами восточных славян, близких по крови, языку и культуре. Монголам и христианской церкви, неподвластными по-прежнему оставались только днепровские бродники, которые были объявлены вне закона и при всяком удобном случае истреблялись. Много легенд и таинственных историй связано с бродниками.

Они знали все потаённые степные тропы, разумели язык птиц и гадов, с помощью трав врачевали смертельные раны, разговаривали с тенями предков, могли предвидеть будущее... Бродники не только «колобородили», добывая себе пропитание разбоем, участвуя в разных войнах. Занимались они и мирными делами, обслуживая проходящие по Днепру торговые пути, охраняя и обустраивая броды, предоставляя приют бродячему люду, который в поисках воли -вольной, молодечества и добычи оказывался за днепровскими порогами. Среди них были «беглые и отступники от всех вер», военные преступники, бродяги без документов, разорившиеся ремесленники, неудачники-дворяне, погорельцы, паломники, кладоискатели, авантюристы разных мастей. «Это было пёстрое сборище самых отчаянных людей пограничных наций. Дикий горец, ограбленный россиянин, убежавший от деспотизма панов польский холоп, даже беглец исламизма татарин, может быть, положили первое начало этому странному обществу по ту сторону Днепра», - писал Н.В. Гоголь. Постепенно для защиты от нападений воинственных степняков и других соседей, промышлявших разбоем, сложилась стихийная военная организация запорожцев. Л.Н. Гумилев отмечал, что «большая часть победителей вернулась домой, и уже в 1243 г. силы Батыя были ничтожны... Будучи в абсолютном меньшинстве, золотоордынцы не имели возможности создать деспотический режим. Поэтому Орда возглавляла конфедерацию местных этносов, удерживаемых в составе государства, угрозой нападения». Приход монголов ускорил текущий процесс разделения народов, усилила его и религия.

Чингисхан завещал монголам «бояться всех богов», но долгое время их не заботило какую веру исповедуют подданные; сами же монголы являлись язычниками; их религию христиане называли - шаманизм. До 1312 г. никаких конфликтов на религиозной почве в Великой Степи не было, но с появлением выдающегося деятеля Востока хана Узбека, этнически очень пёстрому народу, было предписано принять ислам. Позднее, имя Узбек получит целый народ - узбеки. Конечно, это была попытка объединить жителей Степи в единую нацию и при этом остановить работорговлю, что стала процветать в Золотой Орде. Ислам запрещал торговлю единоверцами, но они не сразу захотели ими стать. В итоге в Великой степи начались религиозные гонения, резня, войны. Мирное существование монголов и степняков закончилось. Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что татары Золотой Орды приняли ислам, послужил толчком к укреплению Руси. Православные ордынцы, половцы, язычники и прочие, толпами повалили в верховья Дона и окрестные ему земли, где отчасти сохранялись привилегии и религиозная неприкосновенность за воинскую службу Золотой Орде. Далее, в исторической перспективе монголов постигла участь всех завоевателей: они растворились среди покорённых народов. Это первым отметил Эль-Омар, один из самых наблюдательных путешественников той эпохи. Михаил Максимович, русский и украинский учёный (имел тесные связи с Вяземским, Пушкиным, Дельвигом и рядом других громких литературных имен), историк видел в бродниках начало зарождения Запорожской Сечи и это действительно так.

С древних времен степь была «унавожена костями, утучнена кровью». В степном краю много легенд о героически погибших в чистом поле казаках, тела которых «зёрнами проросли, а летом маками зацвели». На род занятий казака и его вольный характер несомненно наложили отпечаток эта земля битв и походов, опустошений и набегов, неспокойное конфликтное приграничье, в котором право сильного часто было законом мирного сосуществования. Только тут и мог «образоваться народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною». Многие авторы называют казаков народом. Другие полагают, что это условное, метафоричное определение. Однако в нём - и удивление, и уважение, и явное признание особой роли казачества, его несомненной этнографической и социальной оригинальности.

НАРОД, НАЗЫВАЮЩИЙ СЕБЯ КАЗАКАМИ
 
В статье «Взгляд на составление Малороссии», Н.В. Гоголь попытался определить сущность этой народности: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии: европейская осторожность и азиатская беспечность, простодушие и хитрость, сильная деятельность и величайшая лень и нега, стремление к развитию и совершенствованию - и между тем желание казаться пренебрегающим всякое совершенствование». В 1367 г. от Монгольской империи отделилась Камская Болгария (Татарстан). В 1370 г. вся Орда распалась на 7 улусов. В степь пришла страшная беда - чума. Много казаков ещё находилось на службе в татарских ордах. В 1400 г. посол Бусбек писал: «Многочисленные народы русов, черкесов, алан приняли нравы монголов, их одежду и даже язык, составляли части монгольских войск крымских ханов...».

Продолжение следует в части  11                http://proza.ru/2017/08/26/1669          


Рецензии