Вперед и только вперед! Русская семейная сага

Часть1
  1.
Светлый осенний день. В Сокольниках не протолкнуться. Недавно построили первую линию  метро, и без того любимый народом парк полон людьми разных возрастов.
Иван с приятелями решил сегодня обязательно пострелять в тире, попробовать какое-нибудь вкусное мороженое и, если повезет, познакомиться с симпатичной девушкой. Он недавно приехал к отцу в Москву, почти нигде еще не был и все, что его окружает, приводит в восторг. Разве можно сравнить  жизнь в деревне с этой сказкой? Сегодня выходной, на завод идти не надо, погода замечательная, настроение праздничное, душа поет. Музыка в парке играет, марши сменяются вальсами, время к вечеру, а уходить не хочется. Проходя мимо танцплощадки, Ваня решил задержаться, послушать музыку, посмотреть на публику. Приятели ушли, но ему хотелось остаться здесь подольше, ведь в общежитие, где они обитали с папой, можно было только спать, для остального места не было.
Вдруг его внимание привлекла яркая, совершенно необычная для его восприятия, девушка. Легкая походка, в вальсе почти летит, партнера скорее ведет сама, а не следует за ним. Глаз не отвести, и наш герой почти сразу потерял голову. Влюбился и ничего не сделаешь, сердцу не прикажешь. Решил идти за ней, проводить до дома, а, если удастся, то и познакомиться. Умом понимал, что разные они, а ничего с собой уже сделать не мог. И подойти страшно, а вдруг посмеется, сразу оттолкнет. Ведь кто она, и кто он! Так и пошел сзади на некотором расстоянии, вдруг повезет и случай представится.
И ведь все получилось. Правда, далеко не так, как он себе представлял. Пришлось, не доходя до метро, вступиться за Валю, как она потом представилась, защитить от хулиганов местных.
 Слава Богу, силой Ивана природа не обидела, пары зубов кое-кто не досчитался. Правда и ему рубаху порвали. Пришлось Валентине повести нового своего знакомого, защитника незваного, но так вовремя подвернувшегося, домой, рубаху зашивать. Так и познакомились, так и подружились. Мама девушки Ивану понравилась, серьезная, важная, сразу видно где-то в руководстве работает. Красивая, ухоженная прическа, говорит правильно, смотрит внимательно, но доброжелательно. Самому Ивану пришлось попотеть, деревенскому парню очень хотелось понравиться маме девушки, в которую влюбился с первого взгляда. В какой-то мере удалось, как он потом понял. А пока что он летел домой счастливый и окрыленный, с надеждой, что первая встреча не станет последней.
2.
  Шли, недели, месяцы. Ваня работал и учился в школе рабочей молодежи, заканчивал десятилетку. В его деревне ее не было, да, честно говоря, и учиться некогда было. Выживать приходилось, помогать матери хоть как-то кормить младших братьев и сестер, было голодно, а отец уехал в Москву, чтобы  кормить семью и при этом не погибнуть под колесами советской колхозной системы. Не любила и не принимала эта система таких, как его отец - крепких самостоятельных хозяев. Преследовала, как могла, называла кулаками, уничтожала с помощью самых изуверских способов, от высылки в Сибирь, до физического уничтожения. Не нужны ей были конкуренты в работе с крестьянами, лучшими были для нее сильно и беспорядочно пьющие люди -  председатели колхозов, так называемые, «двадцатипятитысячники», бывшие рабочие, ничего не понимавшие в сельском хозяйстве, но жестко, а порой необыкновенно жестоко проводившие линию партии коммунистов на раскулачивание. Отец Ивана, попавший под раскулачивание, был из тех крепких хозяев, которых было всегда не очень много, но на которых и держалась экономика страны. Его дед выкупил из крепостной неволю свою семью, еще до отмены крепостного права и семья Сидоровых считалась в большом тамбовском селе одной из самых трудолюбивых и зажиточных.  Отец Ивана, вернувшись с фронта первой мировой и пережив продразверстку, антоновский мятеж, в котором потерял родного брата, с энтузиазмом воспринял НЭП. Он поверил лозунгам большевиков, что пора обогащаться и, что НЭП – «всерьез и надолго». И попал в жернова раскулачивания, просто чудом уцелел, полулегально перебрался в город, стал рабочим, и его сын последовал за ним, понимая, что другого выхода просто нет.
Прошло еще немного времени, вся семья переехала в Москву и стали они жить впятером на 7 квадратных метрах одной маленькой каморки. Так и жили, а за год до начала войны Ивана призвали в армию. Валя проводила его, не зная, что увидит своего любимого только через 6 лет. Пообещала, что будет ждать, и дождалась, хотя шансов на их встречу оказалось ничтожно мало.
В первые дни войны пограничник Иван встретил врага лицом к лицу практически сразу и пересказать все то, что выпало на его долю, очень непросто. Не любил он и сам рассказывать об этом.  Несколько ранений, контузия, гибель друзей сопровождали первые его бои с врагом, пока, находясь в полном окружении, рядовой Иван Сидоров не попал в немецкий плен, разделив участь миллионов советских воинов.
 Потом, после войны он не раз пытался понять, как именно ему удалось выжить, почти 3 года находясь на грани жизни и смерти. Как повезло, когда разорвавшаяся рядом граната погубила друга, но пощадила его, только зацепив осколками, как удалось выжить и очнуться под нарами в лагере военнопленных после недельного беспамятства от брюшного тифа. Не погиб от немецкой пули после выстрела почти в упор; рядом прошла автоматная очередь, направленная в спину. И это страшное событие было  уже после победы, на территории Польши, бандиты стреляли на поражение, видимо с целью завладения оружием. Не умер в плену от брюшного тифа, от голода и почти полного отсутствия воды, ежедневных издевательств охраны и ее помощников, предателей. Сумел бежать из лагеря и вернуться к своим, имея 40 кг живого веса. И еще почти 2 года дослуживал в армии, вернувшись только весной 46 года.
 При этом все его родные и Валя думали, что он пропал без вести почти 3 года назад, получили извещение. Ждали, надеялись и дождались.
3.
 А как же прожила эти сложные и страшные годы суженая Ивана – Валя? После окончания школы поступила в институт, но началась война, учеба прервалась, тяжело заболела ее мама и Валя пошла работать. Всю войну она делила свою жизнь между работой и уходом за тяжело больным и самым близким для нее человеком.
Сразу после окончания войны ее мама умерла, несмотря на усилия врачей, и Валя осталась одна. Впереди была целая жизнь, незаконченное высшее образование и надежда на возвращение Ивана. Работа так и не стала для нее смыслом жизни, главным было создание семьи, рождение и воспитание ребенка.
Рассказывать об их встрече и легко, и непросто. Каждый изменился и внутренне, и внешне. Война оставила на них отпечаток, как практически на всех гражданах страны. Боль потерь, душевных и физических ран заставила их сразу на годы повзрослеть, измениться. Но вернулись обоюдные чувства видеть друг друга, быть рядом, поддерживать, подставить плечо теперь самому близкому тебе человеку: мужу и жене. Они поженились, еще не зная, что этому браку суждено было продлиться целых полвека и 4 дня.
4.
Жизнь послевоенная была тяжелая в материальном и бытовом плане, но счастливая, ведь они теперь были вместе. Им никто не помогал, да и помочь было некому. Валя - сирота, братьев и сестер не было, а родители Ивана сами едва сводили концы с концами.
 Главным теперь для них было рождение ребенка и когда они поняли, что станут родителями, счастье стало безмерным. Пусть пришлось продать на Тишинском рынке почти все более или менее ценное, что досталось Вале от ее мамы, поменять комнату в центре города на комнату в Тимирязевском районе. Иван окончил строительные курсы, поступил в техникум и работал на стройке, зарабатывал немного, но Валя в это время продолжала работать на неплохой должности.
 Рождение их сына совпало с отменой продовольственных карточек, что было воспринято ими, как и всеми вокруг, как надежду на возвращение прежней жизни. Сына они назвали Виктором – «победителем» и он стал для них буквально светом в окошке. Даже разговора  о том, чтобы отдать в детский сад не было. Правда, честно говоря, и возможности тоже. Пришлось найти няньку из числа приезжих, ребенка надо было с кем-то оставлять. Жить стало совсем невесело, вчетвером в одной небольшой комнате. Да и довольно быстро стало понятно, что у сына проблема с желудком, надо подлечить, что никак с работой мамы не совмещалось. Пришлось Валентине ставить крест на ней, ведь очевидно, что родная мать лучше няни. Так и получилось, что в своей жизни она больше нигде  не работала, полностью посвятив себя сыну.
5.
  Вся жизнь Ивана и Вали теперь практически полностью замкнулась на их сыне, Викторе. Они договорились, что Иван будет обеспечивать их семью, а Валя будет воспитывать сына и быть хозяйкой дома. Так и получилось, хотя  непросто им было жить на одну зарплату. Валя почти до конца во всем себе отказывала, годами, десятилетиями ходила в одном и том же пальто, в тех платьях, которые купила себе еще до рождения сына. Муж тоже первые годы во всем себе отказывал, только после достижения первой руководящей должности стал периодически покупать себе костюмы, положение стало обязывать.
А Иван поставил перед собой цель – стать руководителем, неважно, где и кем, но начальником. Видно обида за незаслуженное преследование его семьи засело в нем навсегда, еще с тех, его детских времен. А как можно было расплатиться за все то, что пришлось пережить еще мальчишкой? Только тем, чтобы доказать всем и вся, кто есть «Я»- Иван Сидоров, сильный и энергичный человек, которого никто и ничто не сломать и уничтожить не сможет. Пусть первые годы после войны тем, кто прошел плен, хода не давали, но особенно не трогали, тем более, что он прошел войну простым солдатом, которых было миллионы.
После смерти Сталина жизнь стала меняться, и Иван получил те награды, которые, безусловно, заслужил, что повлияло и на его карьерный рост. Ему предложили вступить в партию, и он вступил, хотя  был далек от политики, а в душе, как и его отец, ненавидел тот строй, которому пришлось служить. Но он всегда и везде говорил, да и думал так же, что служил на своей работе  и защищал на войне не строй большевиков, а свою Родину, которая  была одна и остается ею на всю жизнь.
В воспитании сына он участвовал скорее косвенно, своим авторитетом, впрочем, вполне заслуженном, иногда брал его с собой на разные ветеранские мероприятия, чтобы тот понимал, какой герой у него отец.
 Главным человеком в воспитании сына, конечно, была Валя. Ее никто не учил, какой должна быть идеальная мать мальчика, более того, собственная мама, родившая ее очень молодой, принимала участие в воспитании дочери очень незначительно. Надо было делать карьеру, что в условиях революции, гражданской войны плохо сочеталось с материнскими обязанностями. И Валю воспитывала бабушка, потом домработница, а более всего она воспитала себя сама, как понимала, как чувствовала. Издержки культуры и отношений между людьми того времени по ее поведению сын иногда чувствовал и через много лет. Хотя и однозначно знал, что практически всем, что знал и умел, был обязан ей, своей матери. Через много лет Виктор понял, а может быть и догадался, что его мама воспитывала его вопреки собственному воспитанию. Этакое воспитание, наоборот.
 Если ей самой практически внимание почти не уделялось, то Валя на своего сына тратила  все свое время. Куда она его только не водила, где только с ним не была! Она жила его жизнью с раннего детства Виктора и до конца своей. Последними ее словами, обращенными к сыну, были: «Береги себя!» Она сказала их ему за несколько часов до своей смерти.
6.
 Материнская интуиция подсказывала Валентине, что кроме кормления и выгуливания ребенка, его надо развивать, причем максимально всесторонне. И она делала это скорее по наитию, чем по теориям и книгам. Много гуляла с сыном, играла в подвижные игры от серсо до футбола, вместе с Иваном пыталась даже на коньки Виктора поставить, но не удалось. Наверное, потому что оба родителя сами этого не умели. Также не удалось научить его кататься на велосипеде и плавать. Сам Виктор этому научился довольно поздно, лет в 14-16. В остальном все было очень неплохо, а в чем-то просто здорово. Валя повесила в 4 года Виктора над его кроваткой детский плакат с азбукой, показала буквы и объяснила, как из них складываются слова, а из слов предложения. Она много читала ему в раннем детстве, телевизора не было и домашний досуг надо было чем-то занимать. Пробудить желание ребенка читать, оказалось довольно несложно, надо было подкрепить появившийся интерес ребенка к книгам и появившиеся первые самостоятельные умения в этом деле, простым, но эффективным приемом. Просто надо было прерывать свое чтениерассказа, сказки на самом интересном месте, сославшись на неотложные домашние дела и оставить сына наедине с книгой.
Результат не замедлил сказаться, в 4-5 лет Виктор свободно читал, считал в пределах сотни. Даже писать пытался печатными буквами. В 6 лет родители стали выписывать сыну «Пионерскую правду», что невероятно поражало всех родственников, друзей и подруг Ивана и Вали. Виктор свободно читал эту газету, все детские книги для своего и более старшего возраста, легко запоминал стихи. Эту его память родители любили демонстрировать в гостях, что делали и, впрочем, делают все родители, у которых есть возможность  показать другим, какими  способностями  обладает их ребенок.
 В 6 лет его отдали  в музыкальную школу, и Виктор 2 года занимался тем, что ему совсем не нравилось – учился играть на скрипке. Хорошо, что тяжело заболел, занятия были прерваны и не возобновились.
Учеба в начальной школе мало, что прибавила к его знаниям, кроме разве чистописания, несколько добавившая аккуратности на письме и стали совершенствоваться навыки в общении, хотя они  развивались в большей степени в дворовых играх. Скрипя сердце, Валя стала выпускать сына для игр с детьми с 6-7 лет. Если бы она знала, как непросто складывалось общение Виктора с детьми в дворовых играх.
 Мальчик сразу получил прозвище «маменькин сынок», что было абсолютно верно. Он не понимал, что его сотоварищи по играм ему просто завидуют. Им в их семьях такого внимания не доставалось, и прозвище какое-то время кололо самолюбие Виктора. Он привык к вниманию взрослых, теперь надо было завоевывать авторитет во дворе, а здесь было мало его знаний. Как потом стало ясно, они тоже учитывались, но в играх надо было быть, в первую очередь, самым быстрым, самым ловким, показать свою силу.
 Много качеств надо было иметь в совокупности, и тот, кто их имел, становился неформальным лидером своего двора в своей возрастной группе, но было  еще лучше, если он признавался и старшими. Через 3-4 года так и произошло, Виктор стал тем человеком, к чьему мнению прислушивались и в классе, и во дворе.
7.
 Маминого участия в этом становлении уже не требовалось, и, взрослея, сын стал отдаляться от мамы. Он, по-прежнему, очень любил ее, но общение со сверстниками, подвижные игры, почти всегда победы в них льстили самолюбию вчерашнего «маменькиного сынка». Они требовали постоянной подпитки, а авторитет у мамы и так давно был завоеван.
 Валя стала ревновать сына ко двору, играм в нем, но понимала, что, по-другому нельзя. Подростковые игры часто сопровождаются травмами разной степени сложности,  и Виктор не избежал их в полной мере. Начиная с 11-12 лет Виктора, она посоветовала сыну самому разбираться со своими частыми порезами, ушибами, растяжениями и переломами. Что ж, Валя сама подтолкнула сына к тому, что он  стал вникать в  свои проблемы сам, без ее помощи. Он быстро стал взрослеть, все реже ходил куда-либо вместе с мамой. Он не отказывался от совместных поездок к кому-нибудь в гости, походов в театры. Но прогулок вместе с мамой стало все меньше, а потом они и вовсе прекратились. Постепенно  почти сошли на нет и их разговоры по душам. Почему?
 Наверное, у каждого взрослого человека, имеющего детей, наступает момент, когда его вчерашний малыш вдруг вырастает, и ты понимаешь, что надо отпускать юношу или девушку в самостоятельный полет. Если это не сделать, то твое потомство не сможет полноценно создать свое.
 Так, птицы выталкивают своих птенцов из гнезда, и те или летят, или иногда разбиваются. Естественный отбор, ничего не поделаешь. Человеческие родители, зачастую, своей чрезмерной опекой губят будущее своих детей. Но ведь во всех жизненных ситуациях, соломку не подстелить, плечо не подставить. Увы, как бы ни хотелось. Наверное, Валентина это хорошо понимала, но сердцем принять не смогла. Виктор стал отдаляться, с отцом он и раньше особо не советовался, но отход от постоянного общения с мамой стал особенно болезнен для нее. Уход в себя, более частые контакты со своими подругами, отчасти заменил Вале отход сына, но обида осталась. Впереди еще им предстояло общаться долгие годы, но мать перестала чувствовать своего сына, а он почти не советовался с ней, ни по каким вопросам.
8.
Старшие члены семьи Сидоровых, Иван и Валя, каждый по-своему добились того, к чему шли всю свою жизнь.
 Иван стал руководителем в своей области, причем довольно заметным. Его амбиции были удовлетворены, кроме того, прожив долгую жизнь, он стал заметной фигурой в ветеранской среде, приглашаем на телевидение. Его целеустремленность принесла свои плоды.
Не на что было жаловаться в своей жизни и Валентине. Она создала вместе с Иваном семью, которая держалась на ее плечах, хотя  средства на жизнь зарабатывал муж. Валя сумела создать в семье добрые взаимоотношения, помогла мужу поднять свой культурно-образовательный уровень, что было для него крайне важно. Наконец, она вырастила и воспитала сына, в которого вложила всю себя, отдала все, что могла отдать.
 А чего же смог добиться их сын, Виктор? Как он смог реализовать семейную программу «Вперед, только вперед!»?
Часть 2
1.
Виктор рос, познавал мир, активно общался с одноклассниками и ребятами во дворе. Это общение стало активно соперничать в его занятиях с чтением книг. Но, если чтение расширяло кругозор и стимулировало мозговую деятельность, то общение приносило не только радость познания. Его неплохой уровень развития, как умственного, так и физического, давал и преимущество в общении со сверстниками,  и одновременно создавал конфликтные ситуации с теми из них, кто привык быть лидером с позиции физической силы. Приходилось давать им отпор, и с 12 до 15 лет Виктор дрался с теми, кто его задирал, старался зацепить, оскорбить. Выглядело это подчас совсем некрасиво, несколько раз могло закончиться совсем плохо, но эти стычки приучили его бороться со злом всегда и идти при этом до конца. Хулиганы смелы в стае, могут ограбить, даже убить, особенно, если чувствуют, что их боятся. Но, если видят, что им противостоит человек, который пойдет против них, который понимает их силу, но не боится, не отступит, то чаще всего отступают сами.
 Это правило распространяется не только на уличные бои, но и на все жизненные конфликты. Если хочешь победить в принципиальных для тебя вопросах, то иди до победы, и удача придет к тебе. Нельзя выиграть матч в любом виде спорта, если сомневаешься в том, что победишь. Наверное, поэтому Виктор побеждал почти всегда не только в драках, но и соревнованиях по бегу, Прибегал, что называется, «на зубах», но первый, или один из первых. Играл в футбол и побеждал со своей командой  не только во дворе, но и в играх за сборную института на первенство города. Профессионалом никогда не был, потому что прекрасно знал свои физические возможности и понимал, что с ними можно добиться только среднего результата на высоком уровне соревнований. Стать чемпионом школы или института был согласен, но оказаться на 10-м или еще на более низком месте на чемпионате страны уже никогда бы не захотел. И так во всем.
  Виктор пробовал свои силы в различных видах деятельности. Там, где что-то неплохо получалось, он старался максимально попробовать свои силы и развить свои способности. Очень неплохо пел, читал стихи, участвовал в любительских спектаклях, умел поддержать разговор почти в любой компании.
Приятелей всегда было много, но друзей, с которыми  на разных жизненных этапах удалось бы пронести близкие отношения, было 2-3. От кого и от чего это зависело сказать сложно. Мир очень быстро меняется, изменяются и взгляды, привычки, отношения людей ко многим вещам.
 Дружба, как и любовь, подразумевает определенную неизменность отношений к определенным предметам, событиям. Так, например, после окончания школы или вуза чаще всего обрываются даже самые близкие человеческие привязанности. Мы взрослеем, иногда это происходит очень быстро и не всегда безоблачно. На новом пути встречаются другие люди, с иными предпочтениями и далеко не всегда они совпадают с твоими предыдущими пристрастиями.
   Старые друзья остаются ими, хотя чаще переходят в ранг бывших приятелей, с которыми можно раз в год поговорить по телефону, а раз в 5 или 10 лет встретиться на вечере встречи выпускников. Увы, пронести дружбу через десятилетия, продолжая поддерживать ее подчас вопреки различным обстоятельствам, совсем непросто. Виктору это удавалось. Он умел дружить, ему везло на друзей. В годы учебы в институте он подружился с двумя юношами: Колей и Петей, с которыми пронес дружбу через всю жизнь. Менялись места работы, профессии друзей, места жительства, даже их жены, но не менялись друзья. Судьбы развели в различные профессиональные сферы, но даже это не развело их по жизни. Причем нельзя сказать, чтобы их отношения,  всегда безоблачны. Были периоды, когда обстоятельства препятствовали их частым встречам.  Но они знали, что, если потребуется, друг придет на помощь.
2.
 Вообще, личную жизнь Виктора можно было условно разделить на четыре основных этапа. Каждый из них отличался от предыдущего тем, что жизнь его на новом этапе, менялась кардинально. Менялись адреса проживания, окружающие его люди, места работы.
Первый период жизни Виктора - его детство, юность, молодость, дошкольный период, школа, начало трудовой деятельности, совмещенной с учебой в Вузе, первый брак.
О дошкольном этапе было рассказано. К школьному периоду стоит добавить некоторые важные детали. В конце первого этапа обучения в школе перед Виктором встал вопрос о вступлении в комсомол. Фанатом коммунистической идеи, как и подавляющее большинство граждан, он никогда не был, но быть вне рядов ВЛКСМ было неприлично. Учился всегда неплохо, но с поведением были проблемы.
 Как выше уже было сказано, приходилось отстаивать свое достоинство кулаками, а почему и отчего, учителей в школе не волновало, а драки никому не нравились. Разборов после драк не было, но и предложений о вступлении в комсомол тоже. Сам Виктор не привык напрашиваться никуда по определению. Но, однажды, новый директор школы, узнав о новой стычке в школе, вызвал Виктора к себе. В процессе разговора, опытный педагог, видимо что-то поняв в характере юноши, предложила ему, восьмикласснику,  повести занятия исторического кружка в 4-м классе. И это ее решение стало для него судьбоносным. Правда, понял это он много позже.
 А тогда он начал заниматься с детьми моложе себя на 4 года один раз в неделю вечером с 19 до 20 часов. Занимался полгода до окончания учебного года. Рассказывал детям Историю России по книге, выпущенной к 300-летию  прихода к власти Дома Романовых в 1913 году. Это была реальная история, а не та, что была написана в советских учебниках. Но то, что он рассказывал четвероклассникам, никого не интересовало. Виктор водил их в Кремль, который тогда был открыт для свободного посещения, в Исторический музей. Ребятам было интересно, и 12 человек ходили на занятия до конца, а двое стали его приятелями на долгие годы.
Через 2 месяца директор школы дала Виктору рекомендацию в ряды ВЛКСМ. Но самое ценное в этих занятиях было то, что Виктор получил практический опыт проведения уроков. При этом ему никто из взрослых не помогал; никто не стоял за спиной. Никто не принуждал детей ходить к нему на занятия, ходить с ним на его экскурсии. Если бы кто-нибудь из взрослых объяснил тогда, что это была для него настоящая профессиональная проба, педагогическая практика!
 Поступать ему в педвуз теперь  сам Бог велел, но он об этом и не догадывался.
Кстати, через три года другой учитель, знавший его эти годы, как ученика на уроках истории и обществоведения (так тогда называлось теперешнее «обществознание»), поставивший в его итоговый аттестат почти единственные пятерки, посоветовал пойти в пединститут, Виктор про себя только усмехнулся.
Несерьезно, непрестижно, да и просто материально невыгодно. То, что у учителей небольшая зарплата знали и знают все.
 А Виктор всегда хотел быть не таким, как все. В новой для себя  старшей школе он сразу постарался зарекомендовать себя с лучшей стороны.
 Это довольно быстро ему удалось. Как бегуну, как чтецу, как знатоку истории и математики. Появились новые друзья, сложилась хорошая дружеская компания, с которой он проводил вместе почти все праздники и не только.
 Виктор быстро взрослел, стал все больше задумываться о профессиональном будущем. Об этом думают все выпускники, но, если у некоторых оно определено по ряду причин и обстоятельств, практически однозначно, то у него, как и у большинства все было не так ясно. Наследственный путь отпадал, так как идти было не за кем и не зачем. Профессия отца для него была неинтересна, да и для самого отца она была довольно случайна.
 Надо было выбирать, выбор был и велик, и незначителен, как это не парадоксально звучит. Или в «физики», или в «лирики». Третье отпадало, потому что не определялось. Что выпускники 60-х знали об окружающем их мире профессий?
 Почти ничего, кроме рекламных кампаний, завлекательных и романтических фильмов, книг и рассказов очевидцев, далеко не всегда правдивых. А время идет, уже почти летит, надо готовиться к поступлению в какой-то серьезный вуз, который даст тебе хороший старт в будущее.
И тут чаще всего может сыграть в жизни случай. Так и получилось. В их приятельской компании подвернулся вариант занятий с хорошим репетитором, готовящим к поступлению по математике в престижный московский вуз. В школе этим никто тогда не занимался, репетитор брал небольшую плату и сразу всем понравился, и Виктор с приятелями начал с ними вместе углублять свои математические знания.
 Так и был сделан выбор, необдуманно и случайно. Выбор, повлиявший на всю его дальнейшую профессиональную жизнь. Едва не сломавший ее, уведший в сторону  от главного направления его судьбу. Хотя, никто из нас не знает, что ждет его или ее  впереди, и идет, идет, подчас с завязанными глазами.Но наступает день и час, когда пора остановиться, оглянуться и понять туда ли ты идешь. Своим ли путем или ошибочным. Навязанным тебе теми или иными обстоятельствами, или единственно верным, твоим и только твоим.

 И вот подходит день и час, когда ты сдаешь те экзамены, к которым готовился, не один месяц и даже не один год. Тебя встречают стены института. В которых ты будешь учиться 5 лет,  или не будешь никогда. Любой экзамен отчасти лотерея, с призом или пустым номером. Всегда, при всех случаях жизни, даже, если ты с сильной и устойчивой психикой и отлично знаешь материал, который сдаешь. На любом экзамене присутствует, по теории вероятности, элемент везения или его отсутствие.
На первом же экзамене в планируемый Виктором вуз он не добирает тот балл, которого ему не хватит при зачислении на дневное отделение. И хотя его репетитор, выпускник этого института, убеждает его не забирать документы и подождать возможного зачисления в последнем потоке, он отказывается. Велик шанс поступить, но 100% гарантии нет. Идти служить в армию на 3 года желания нет ни малейшего.
 В последние годы, стремясь повысить давно потерянный в глазах горожан авторитет армии, многие СМИ говорят и пишут, что вот, мол, в 20 веке, особенно в его середине юноши мечтали служить в армии. Это отчасти верно, но не касалось выпускников школ столицы и крупных городов страны. Они не только не хотели терять впустую для себя годы, но и знакомиться с дедовщиной и тупой муштрой тоже.
Виктор снова сдает экзамены и поступает на вечернее отделение другого, но не менее, а может быть, даже более знаменитого технического вуза страны. Учиться на полгода дольше, надо одновременно работать, причем лучше всего по специальности. Кроме этого, скоро становится известно, что при переходе на 3 курс и далее для учебы на этом факультете надо иметь допуск к работе с секретными документами, информацией, оборудованием и др. Это не пугает, даже интригует. Ведь название факультета, специальности ни о чем тогда не говорило. Только через несколько лет стало понятно, куда он попал.
 На первых порах Виктор ходил гордый, ведь действительно поддерживать марку вуза было и интересно, и непросто. Первые три года учебы прошли почти без особого труда, но и без особого интереса. Было непонятно, что ждать от своей будущей профессии. Но постепенно становилось ясно, что учеба радости не приносит, а полученные знания вылетают из головы без применения почти сразу после сдачи зачета или экзамена.
 Входил в привычку первый тост при отмечании  их сдачи: «За то, чтоб быстрее забылась ….!». Далее шло название предмета. Самое удивительное, но такое отношение к учебе наблюдалось не только у вчерашних школяров, но и у настоящих вечерников-практиков, пришедших за дипломом с производства. Они, кстати, учились хуже вчерашних школьников. У них были семьи, дети, времени на учебу не хватало. Но, самое главное, они знали, что в их работе институтские знания почти не понадобятся!
3.
 Учеба в институте постепенно становится для Виктора и его друзей бессмысленной, но жизнь продолжается и надо успеть понять, испытать и прочувствовать, если не все, то, как можно больше. Тем более что за твоей спиной стоят родители, готовые помочь, поддержать. Иван, наш старший герой, отец Виктора, даже предложил ему перейти на дневной факультет того же вуза, чтобы не работать, а только учиться.
 И был очень расстроен, когда Виктор отказался.  К тому времени он уже почти окончательно понял, что от института ему нужен только диплом. Диплом о высшем образовании так называемая «корочка», открывающая двери в хорошо устроенную жизнь. Такой диплом и сегодня не лишний, но тогда в СССР людей с высшим образованием было совсем немного. А диплом его института всегда значил немало. Учиться было необходимо, но знания, полученные в вузе, оказывается,  были почти не нужны.
Поэтому, хотя свободного времени было мало, но на общение с девушками его молодому человеку всегда можно было найти. И Виктор  находил.
 Конфетно-букетный период в отношениях с ними мог длиться разное время. В зависимости от внешней привлекательности особы женского пола, ее ума, собственной активности в отношениях с Виктором, других факторов, он мог продолжаться от 1-2 встреч до 2-3 лет. Полный список претенденток на его руку и сердце был немалым, но и не очень большим. По крайней мере, юноша приобретал необходимый опыт для достойного выбора будущей супруги.
 Иван и Валя старались не ввязываться в его поиски достойной спутницы жизни, хотя мама Виктора попробовала было познакомить его с дочерью своей старой подруги. Это было заведомо проигрышный вариант, так как молодые люди немного знали друг друга в детстве, что негативно повлияло на их повторную встречу.
 Так к этой встрече отнесся Виктор. Он вообще терпеть не мог, когда ему что - либо или кого- либо навязывали. А уж тем более, если это делала мама. Почему? Мы это уже знаем. Отношения между мамой и сыном изменились давно, и сын почти не принимал от матери никаких советов. Соответственно и выбор каких-нибудь решений сына не принимался матерью по определению. С тех пор и почти до конца маминой жизни, все знакомые или жены сына были для Валентины, если не персоны нон грата, то чужие люди, как минимум. Даже дочь сына, появившаяся на свет, довольно поздно по возрасту сына, не вызвала у бабушки больших положительных эмоций. Иван был рад внучке, но глядя на жену, старался это не очень демонстрировать.
Но автор повествования немного забежал вперед в своем рассказе.
 Это произошло потому, что период окончания института, смена Виктором профессии и последовавшая за этим женитьба, почти совпали по времени.
 События развивались стремительно, но жизнь сама ставила перед молодым человеком задачи, не требующие замедлений. Перед уходом на написание диплома Виктор принял решение круто изменить профессиональный путь.
 Уйти из своего закрытого «почтового ящика», где он к тому времени работал почти 4 года  и прошел путь от лаборанта до инженера, где понял, что это не его путь и надо что-то делать. При этом в спортивно-артистическо-общественной карьере он продвинулся довольно заметно, став чемпионом этой организации  по кроссу, полузащитником  футбольной сборной, солистом ВИА, заместителем  секретаря бюро ВЛКСМ. Эта его деятельность заменяла скучную работу или достаточно длительное ее отсутствие. Но так долго продолжаться не могло. Именно для него не могло. Многие его приятели и просто коллеги по этой работе не имели и части тех общественно-развлекательных занятий, которыми сам себя развлекал Виктор. Кстати, кроме всего этого, не надо забывать, что он одновременно и институт заканчивал. На все времени хватало, но, увы, сама основная работа, ни интереса, ни радости не приносила.
  И Виктору за полгода до окончания института стал сниться его первый урок в школе. Да так системно, что все мысли были только об этом предстоящим ему Событии. Обратился за советом и с просьбой о помощи к своему бывшему учителю, советовавшему ему в свое время идти в педагогический институт. И ему помогли, сказали, что возьмут с его дипломом учителем математики. Осталось защитить диплом и дожить до 1 сентября, чтобы реализовать свою фактически первую мечту.
 Все срослось, диплом защищен и теперь можно забыть все то, чему тебя учили в вузе. Очень похоже на интермедии А. Райкина.  Но теперь надо компенсировать свою неопытность  в профессии учителя чем-то другим. Никто и никогда не должен почувствовать отсутствие диплома учителя. Виктор естественно был направлен на годичные курсы учителя математики, без отрыва от производства.
 Но это не решала главной проблемы, стоящей перед любым начинающим педагогом. Умением создать рабочую обстановку на занятии, преодолеть природную лень детей, повысить учебную мотивацию всех и каждого. Эти качества не даны нам от природы и этому почти не учат в институте, а, если и учат, то на практике проверить себя будущему учителю практически негде. Не оставляют его с детьми один на один на педпрактике, боятся этого руководители. Вдруг выйдет конфликт с детьми, а отвечать им придется. И выпускаются  из педвуза учителя, не знающие, как им войти в класс.
Виктор, имел с детства дворовые навыки общения, которые научили его привлекать к себе внимание тех, кто рядом с ним. Это качество личности называют «харизмой», она может быть любой, с любым знаком и оттенком.
 Актеру, политику без нее быть просто нельзя и это знают все. Мало, кто из учителей, знает и понимает, что без нее ему не стать успешным в своем педагогическом труде. Если есть, то все в порядке, а, если нет?
Значит надо ее формировать, развивать или уходить из школы. Слушать и слышать тебя все равно не будут, как не старайся, в итоге потеряешь здоровье, а во имя чего?
 Виктору помогли его занятия с младшеклассниками, когда он сам учился в 8-м, а они в 4-м классах. Роль учителя ему нравилась еще тогда, 10 лет назад, а теперь надо было не просто войти в класс в роли учителя математики, но и в класс, состоящий из учащихся, которые учились и вели себя хуже всех в своей учебной параллели. Интерес к учебе они потеряли давно, а многие и вовсе не имели. При этом они были должны сдавать экзамены в конце года за основную среднюю школу.
 Задача Виктора довести их без особых конфликтов и скандалов до выпуска.
 Он справился с этой задачей. Это был самый сложный класс во всей его последующей педагогической деятельности. Видимо, директор школы, поставив его на этот класс учителем и классным руководителем, решила проверить его характер, и педагогические способности. Тем более что никто больше в школе на это идти не хотел, а у него выбора не было – сам напросился. Опыт работы с трудными детьми он набрал огромный, хватило на долгие годы.
 Самое интересное, что через 20 лет судьба предложила ему еще раз войти в ту же «реку», то есть, в ту же школу.  Он стал в ней теперь директором, но об этом поговорим попозже.
 Здесь, в этой школе, он встретил свою судьбу, женщину, которую полюбил, и которая стала его женой. Изменилась профессия, образ жизни. Рядом появился любимый человек, начался новый этап его жизни.
4.
  Последующие 15 лет в жизни Виктора были, пожалуй, самыми яркими и незабываемыми в его жизни. Работа приносила удовлетворение, семейная жизнь - радость. Через несколько лет у Виктора и его жены Ольги родилась дочь Лиза, Лизанька, Лизочек. В их жизни она стала смыслом жизни, а вырастить ее умной, здоровой, самой, самой во всех отношениях лучшей, целью их жизни.
 Ее взросление совпало с продвижением Виктора по службе. Все давно забыли, что у него нет педагогического образования и стали довольно активно предлагать ему (а он не отказывался) стать завучем, инспектором РОНО, РУНО, директором УПК. В год, когда Лиза пошла в школу, стал для Виктора судьбоносным. По крайней мере, он так думал, и так складывались обстоятельства.
 Ему предложили возглавить абсолютно новую для страны организацию, которая существовала только в проекте. Эксперимент одобрили на самом «верху» и стали искать того, кто возьмет на себя окаянство сделать то, что еще никто не делал, а, если и делал, то не так, как считал и стал делать Виктор со своими новыми сотрудниками. Параллельно он поступил в заочную аспирантуру, что было логично. Дело новое, почему не закрепить свое авторство в научно-педагогическом мире.
 На несколько последующих лет жизнь Виктора резко изменилась. Проведение занятий в школе ушли в небытие, они сменились на командировки по стране и даже за границу, конференции, консультации, интервью на радио и телевидении.
 Он стал заметной личностью в городе и даже в стране, появились публикации в прессе. Приходилось выступать с лекциями в различных аудиториях, от детской до взрослой, писать научные и научно-популярные статьи в газетах и журналах. Нравилось ли ему это? Безусловно, это было значительным движением вперед к новым делам, получением того результата, которого до него никому еще не приходилось делать. Было и трудно, и интересно.
При этом все свое свободное время он уделял дочери. Он научил ее плавать, кататься на лыжах, коньках и велосипеде. Они ходили с ней по музеям и выставкам. В большинстве случаев вместе с ними была и Ольга. Особенно в дальних поездках и походах. Им было очень хорошо вместе, и Виктор считал, что он самый счастливый человек на свете.
 Но, увы, счастье не бывает бесконечным. И через несколько лет все начало рушиться. Зависть одно из самых страшных пороков человечества. И Виктор не избежал удара в спину от завистников. Донос не очень сильно повлиял на его карьеру и не разрушил веру в людей, хотя и принес самое неприятное, что может принести.
 Он постепенно сломал ту идиллию, которая была в их отношениях с женой. Дело в том, что некоторое время (около 2-х лет) Виктору пришлось восстанавливать свой авторитет в том профессиональном мире, в котором он находился. Это стоило немалых сил, но ему удалось подтвердить свой авторитет и, более того, заработать новый. Он защитил кандидатскую диссертацию и стал специалистом в научно-педагогических кругах страны.
 Но отношения с Ольгой стали стремительно ухудшаться. В тяжелый для Виктора период его травли, она не стала рядом и почти сразу не захотела поддерживать его в сложившейся конфликтной ситуации. Это было крайне обидно и непонятно для него. Но из песни слов не выкинешь, так было. Когда, казалось бы, все восстановилось на работе Виктора, Ольга вдруг стала постоянно его ревновать к несуществующим подругам-любовницам. Мир, в котором они познакомились и первые годы находились профессионально рядом, на 90% состоит из женщин. Так было, есть, и, скорее всего, и будет. Виктор чувствовал в самом начале их отношений, что его жена ревнива, но, поскольку никогда повода не давал, то и конфликты между ними на этой почве не возникали. Но прошли годы, Виктор вырос  профессионально и довольно значительно поднялся по карьерной лестнице. Ольга продолжала работать учителем, причем она всегда была на хорошем счету. Правда, наедине она часто говорила, что не любит свою работу. Но это не отражалась на результатах.
А, если так разобраться, много ли людей любят свою работу? По мнению специалистов и по разным оценкам, именно любят свою профессиональную деятельность, а не просто терпят ее, не более трети людей.
  Супружеская жизнь постепенно стала невыносимой, и, если бы не дочь, то они расстались бы довольно быстро. Но несколько лет болезненных  супружеских ссор отравляли жизнь обоим, и развод стал неизбежен. Виктор тянул с ним из-за дочери, которая не понимала, да и не хотела понять происходящее между одинаково любимыми папой и мамой.
Но то, что должно было произойти, случилось, и они расстались. И опять, как нарочно, это событие почти совпало с распадом страны, образованием на ее месте новой России.
 Виктор был свидетелем и участником тех событий, понимая всю и трагичность, но и неизбежность. Так совпала судьба страны с судьбой семьи Сидоровых. В 1991 году восстановлению старая страна уже не подлежала. И на ее руинах возрождалась новая держава с новыми победами и поражениями, с новой историей. Она, как везде и всегда была уязвима, неся на себе все пороки старой погибшей системы. Но ее начали строить по новым лекалам другие люди, которые, конечно, были воспитаны по старым учебникам, но дальше так жить не могли и не хотели.
 Как им удалось, судить не нам, их современникам, И даже не их детям и внукам. Только через века можно будет оценить произошедшее в 80-90-е годы в России и мире. Массовое крушение империй, особенно коммунистических, отразились и еще отразятся на будущем человечества.
 Но на судьбах простых людей всего мира эти события повлияли, несомненно.
Серьезную роль они сыграли и в жизни  Виктора.
 5.
  Начало нового 1992 года было ознаменовано событиями, во – многом, изменившими не только жизнь страны в целом, но повлиявшими на судьбы каждой семьи, каждого человека. Виктор сразу понял, что звания и степени не спасут и не прокормят и надо, что-то предпринимать, чтобы поддержать не только себя, но и дочь. И должность должна быть такой, чтобы ты мог принимать какие-то самостоятельные решения, и тебе в этом мешало, как можно меньше чиновников. Ему почти сразу предложили в профильном, только вновь образованном министерстве, должность, соответствующую его знаниям и опыту. Это льстило его самолюбию, и он согласился, но очень быстро понял, что в руководстве этого главного ведомства страны оказались крайне непрофессионально непригодные люди. Правда, в присваивании народных средств, в личных интересах, они хорошо соображали.
Эта работа явно не подходила ему, и Виктор решил вернуться в то учреждение, с которого начинал, в школу. Пройдя за 20 лет почти весь возможный карьерный и профессиональный путь, он вернулся в школу в роли директора. Причем судьба распорядилась так, что это была таже школа, в которой он начинал свою  педагогическую деятельность. За это время она обновилась, хотя в ней и осталось несколько педагогов, которые его помнили, и хорошо встретили.
Виктор, поработав в министерстве и познакомившись с обстановкой в управлении на местах, понял, что бывшее советское руководство либо поменялось на некомпетентное, или стало выжидать установки сверху. Впрочем, оно и раньше руководствовалось только такими командами. Очень удобная, кстати, позиция. Даже, если мне приказали сделать очевидную глупость, я сделаю, мне же приказали, как в армии. Но наверху тогда, да, увы, и потом, оказались чиновники, мало или совсем не знающие образование.
 Пока они очухаются, в чем-то разберутся, пройдут годы, а пока мешать вряд ли станут. Тем более он вернулся на «землю» с высокой должности и знал, что это на какое-то время его подстрахует от чиновничьего произвола, проверок и придирок.
И он не ошибся. Почти 10 последующих лет ему не только никто не мешал, но даже кое в чем помогли.
 Все - то новое, что тогда могло появиться в школе, он после некоторого раздумья внедрял у себя в учреждении. Связь со своими учеными коллегами он никогда не терял и проверял в обсуждении с ними те идеи, которые хотел ввести у себя. Советовался со своими учителями, которые вводили у себя новые психолого-педагогические новации. Обязательно при введении нового в жизнь школы ставил об этом в известность родителей учащихся.
В начале каждого нового учебного года специально проводил свои открытые для всех собрания, носившие характер пресс-конференций. На них Виктор рассказывал подробно о своих планах, объясняя всем и каждому, как и что он собирается делать и как это отразится на учебном процессе. Причем отдельно в младшем, среднем и старшем звене школы. Выступал и на местном кабельном телевидении с советами родителям, на какие проблемы надо обратить свое внимание на том или ином этапе взросления их детей.
 Все это было ему очень интересно, никто в работе не мешал, и он был по-своему счастлив. Правда, на этом этапе он жил уже давно один. С дочерью, конечно, встречался в отдельные выходные дни. Бывшая жена не стала препятствовать их встречам. Даже отпускала ее с отцом на летние каникулы туда, куда он предлагал поехать. Дочь была этому только рада. И он повозил ее не только по стране, но и за границу, когда ему позволили финансовые возможности. Отношения между ними были всегда теплыми, хотя Виктор чувствовал, что дочь никогда до конца не простит ему развода с ее матерью. Умом понимала все, но сердцем не хотела принять. Так прямо и говорила отцу в первые годы после развода, что он предал ее. И с этим Виктору пришлось смириться, как не больно было ему слышать такие обвинения.
 Особенно непросто было пережить свое одиночество. Теперь, оказавшись один, он со всей остротой почувствовал свою ненужность, отсутствие близкого человека, для которого он бы стал центром вселенной. И тот, другой, вернее другая, также стала бы для него самым важным, самым нужным, самым любимым существом на планете. Наверное, если бы он целенаправленно искал, то нашел бы.
 Да и, если честно сказать, то на довольно длительном промежутке времени, он встретил 2-х симпатизирующих ему женщин, которые привлекли его внимание. Правда, через некоторое время он понял, что он для них эпизод, нужный для удовлетворения определенных потребностей.  Главным для них, были их дети, внуки и другие центры внимания, но не он с его жизнью. Расставания с ними были непростыми и даже где-то болезненными, но вынужденными.
 Шли годы, в стране происходили очередные перемены, дефолт лишил многих россиян накоплений, но, главное, он превратил зарплату большинства бюджетников, к которым принадлежал Виктор в копейки, на которые даже он, директор и высококвалифицированный учитель, с трудом должен был выживать.   При этом опять его судьба совпала с трагедией страны. Всего за 2 месяца до дефолта его парализовало по дороге с работы домой и ему просто повело, что «скорая помощь» приехала быстро и больница, в которую  положили, тоже оказалась недалеко. Он довольно быстро восстановился,  инсульт прошел почти без последствий, но это был первый звонок, а следующий мог стать последним.
 Виктор всегда помнил, что его бабушка умерла в 45 лет от третьего инсульта и повторять ее судьбу не хотел. Врачи рекомендовали вообще прервать его педагогическую практику, но он на это пойти не мог, не хотел. Его работа учителем  давно стала неотъемлемой частью его жизни, но уйти с административной работы стоило.  Тем более что через несколько лет, как он когда-то и предполагал, чиновничество воспрянет духом, сначала придумает ЕГЭ, а затем и вовсе начнет уничтожать школы, сливая их, под соусом укрупнения, сокращения аппарата  и совершенствования управленческой вертикали. Вертикаль выстроили, но многие интересные педагогические коллективы исчезли, как  в небытие, ушли традиции, история  многих советских и постсоветских школ.
 Поэтому в новом веке Виктор стал совмещать свою педагогическую деятельность, работая учителем истории, литературы (он стал преподавать эти предметы, отчасти потому что всегда любил и знал их, отчасти потому что в 90-е годы не мог даже пригласить их к себе в школу, некого было) с преподаванием математики. Параллельно вернулся на некоторое время на работу в свое научно-педагогическое заведение и написал несколько работ в этой области. Пришлось снова поработать администратором. Очень попросили, и ему показалось, что много нервов это стоить не будет. А пользу делу  может оказать. На первых порах так и получилось. Однако потом он понял, что ошибся,и, несмотря на уговоры, навсегда расстался с этими иллюзиями. Дело в том, что Виктор Сидоров всегда соглашался на административные должности только для того, чтобы заниматься тем делом, которое он любил - работой с детьми и педагогами. Так как мог и хотел.
Делать свой труд интересным, творческим и, главное, полезным для тех, кому он служил.
 Важны не столько погоны, сколько тот результат, который они приносит людям.
  С этими убеждениями он прошел через всю свою жизнь, никогда не жалея, что когда-то сам несколько раз прервал путь наверх по карьерной лестнице, когда понимал, что этот путь уже пройден или он просто не для него. В этом его профессиональная дорога была куда более сложной и извилистой, чем у его отца, Ивана. Но, как верно сказано: «Каждому свое!»
6.
Шли годы, подошли к Виктору годы уходить на пенсию, он ее оформил, но уходить с работы не собирался. С созданием семьи у него так ничего не получалось, но случай сыграл свою счастливую роль.
Через несколько лет Виктор встретил в новом для себя и своих коллег коллективе женщину, в которую он влюбился сразу, с первого взгляда.
 Любви, как известно, все возрасты покорны, и, самое парадоксальное, что чувство Виктора не оказалось односторонним. Светлана поняла, почувствовала, какого мужчину она встретила. Они оба были свободны, и отдались своим эмоциям сразу и до конца.
 Счастье не приходит случайно, его надо заслужить. И в начале их отношений все оказалось совсем непросто. У каждого были свои привычки, пристрастия и их надо было соизмерить, с чем-то примериться, в чем-то уступить. Но, главное, как бы трудно, на первых порах, не было, как непросто, ни происходила притирка характеров, им было просто плохо друг без друга, если вдруг возникала ссора, назревал конфликт.
И это, главное! Виктор понял это почти сразу, Света тоже. Разница в возрасте  оказалась малозначимой. Она подтягивала Виктора, заставляла его больше следить за физической формой, которая, впрочем, у него всегда была неплохой, но молодая женщина всегда будет стимулом для более старшего партнера, и это факт, не требующий доказательств.
Он продолжил свое движение вперед по пути самопознания и саморазвития.
 Казалось бы, а куда еще двигаться? Тебе за семьдесят, давно можно прекратить переживать за своих учеников на работе, гулять, дышать свежим воздухом, смотреть телевизор и т.д. Но, нет, «покой нам только снится» и Виктор продолжил поиски  новых возможностей в педагогике. Ведь, это невероятно интересно видеть, как у тебя на глазах, и с твоей помощью, подчас, из не очень развитых детей вырастают очень интересные личности.
 Выросла и стала отличным профессиональным   психологом  дочь Виктора, Лиза.
За те годы, которые она занималась этой очень интересной деятельностью, она достигла по должности своего профессионального потолка и, закончив еще 2 вуза, получила возможность заниматься тем, чем еще очень мало кто занимается в нашей стране, стала психологом-полиграфологом. Виктор очень рад за нее, гордится ее успехами.
 Сын жены Виктора, Светланы, от первого брака, Владимир и его жена, Маша, вполне достойные молодые люди. Оба экономисты по образованию, работают в крупных московских банках. У них впереди вся жизнь и старт в ней, они взяли весьма успешно.
 Рассказ о жизни семьи Сидоровых охватывает события, происшедшие в нашей стране почти за 100 лет. От бед и страданий, которые принесла в Россию революция, гражданская война и последующие события, связанные с ней, до сегодняшнего дня.
Жизнь нескольких поколений одной семьи была неразрывно связана с теми событиями, через которые прошла наша страна. Судьбы практически всех героев этой повести объединяет одно - все они всегда шли вперед, навстречу своей цели, так как они ее понимали в своей жизни.
 Результат у каждого из них свой, но, главное, что, двигаясь вперед, они не искали обходных путей, никого не предавали, а, наоборот, везде и всегда защищали свою страну.
Также и большинство граждан нашей необъятной Родины!


Рецензии