Прятки с Василием - 5. Глава 31

Раз, два, три, четыре, пять... Я иду искать!

Прятки с Василием – 5.
31.

- Значит, без игры никак – после непродолжительной паузы я возобновил наш диалог. То, что я продолжал разговаривать с отсутствующим Василием меня не напрягало. Надеюсь, что для тех, кто будет читать этот странный текст, такое моё поведение и положение вещей тоже приемлемо, и не вызывает недоумения. Потому что все, кому стало скучно по ходу нашего общения, а оно затянулось (в игре в прятки такое случается), отсеялись и переключились на другие произведения других авторов. Буду признателен всем потерявшимся, и смею уверить, что искать их я не буду.
   Я был один в комнате, расслабленно сидя в кресле и играючи вызывал дух Василия из своего подсознания – тропинки уже протоптаны, петельки дверей в комнату и замок смазаны, повернул ключик в замке, открыл дверцу и пожалуйста, общайся не хочу, очень удобно. Устал, надоело – замолчал, и собеседник тактично молчит, не надоедает, не требует твоего внимания. Сидишь никому не мешая, и тебя не выпроваживают как назойливого гостя. – Мне кажется это несправедливым – продолжал я свою мысль, хотя мыслью назвать этот выверт ума можно было с натяжкой, потому что сама мысль уже улетела, оставив мне подбирать её помёт, - от этого веет безысходностью, нагоняет меланхолию и вгоняет в депрессию, если всё предопределено. Я бы даже назвал это несвободой человека. Животные-то ладно, но у человека должна быть свобода воли и право на выбор, что и отличает его от животных. Если я хочу покинуть Игру, у меня должно быть право, возможность и способность на выход, на прекращение Игры.
   Василий умел тянуть паузы нисколько этим не тяготясь. Он подхватывал брошенный тобой шарик, состоявший из смеси словесного навоза, ментальных опилок и эмоциональных соплей при помощи палочек для еды, ловко ими орудуя, плевал на него, внося свою лепту в мой внутренний диалог и снова возвращал мне. Так мы и перебрасывались этим содержанием, пока я в процессе подобного пинг-понга не допускал ошибку и не наступал на пропущенный шарик ногой. Я, не умевший пользоваться палочками на восточный манер, предпочитал использовать деревянную ложку.
+ Желание – это одно из правил игры. Конечно, ты можешь этого хотеть – прекратить игру. Другое дело, можешь ли ты это осуществить. Хоти себе на здоровье и радость, или на саморазрушение, бери себе право, ищи возможности выхода, развивай свои способности.
   Есть нюансы, и много. Это не твоя Игра и не твои правила, не тебе и решать. Внутри Игры множество игр и уровней, вот там обучайся и тренируйся, осуществляй выборы, принимай решения, хоти или не хоти, будь в роли игрока, зрителя, судьи или человека, подающего шары. Что-то узнал, чему-то научился, что-то преодолел – переходи на другой уровень, не справляешься, не стараешься, не получается выучить урок – переходи на другой уровень. Выше или ниже уровень – это по сути без разницы, потому что ты не игрок в большой Игре, а лишь фишка на картине, которой двигают, бросая кости. Есть такая детская разрисованная игра с кружочками с числами, стрелками вверх-вниз, и фишками с кубиками. Бросаешь кубик – выпадает цифра, указывающая сколько ходов сделать той или другой фишке. И ты, как фигура, можешь оказаться в любом месте, взлететь вверх, спуститься вниз, пропустить ход или вернуться к началу. Если кто-то молчит или отказывается действовать, то это означает, что он пропускает ход. И какая в том заслуга или добродетель? Чем тебе такой расклад не картина мира и устройство социума?
- Есть сходство. Но там, всё-таки, есть игроки вне доски и есть финиш. Кто первым добрался до финиша, тот и победил. Тогда игра прекращается.
+ Возможно, что нам только кажется, что она прекращается. Мы же отождествляем себя с игроками, не так ли? Но если мы и игроки, то это какая-то ограниченная игра, ситуационная и ролевая, эпизодическая, внутри процесса Игры. Каждый раз нужно улавливать, о какой игре идёт речь. Но даже если та игра, в которую мы-таки играем заканчивается, а точнее лишь партия, то почему бы ей снова не начаться? Возвращаем фишки к месту старта и продолжаем играть. Но я не договорил. Рисунок карт меняется, форма фишек меняется, сценарий может усложняться. Секрет в том, что изменения могут происходить сразу в процессе игры. А фишки ропщут: как же так, нам обещали одно, а мы получаем другое, были одни правила, а уже другие, двигались по одной карте, только изучив её и привыкнув, как нам её подменили! Что за шулерство?! А зачем кричать? Да какое шулерство? Это вы не понимаете всех тонкостей Игры. Про многомерность пространства слышали, про разные там измерения? Так вот, пока одна фишка соревнуется с другой фишкой на горизонтальной плоскости мира или на социальной лестнице, внимательный наблюдатель отмечает, что фишки отличаются не только размером, формой и цветом, они ещё и находятся в разных измерениях. То, что они находятся на одной карте – в одной картине мира – это только видимость, это договорное условие, а на самом деле в реальности и самой карты не существует. Она же нарисована! Ну да, два человека могут находиться рядом физически. Но при этом находиться в разных мирах и реальностях! Люди пытаются договариваться, но это очень сложно и удержаться в общем пространстве слов и образов тоже сложно. Потому и нужны постоянно новые конструкции – чтобы поддерживать иллюзию общего Договора о картине мира. И что? И всё равно спорят, выясняя, чья картина правильнее и по каким правилам сейчас играют. Вот тебе и конфликты, борьба. Между людьми. А поднимись над этой суетой и вознёй – и увидишь, что всё происходящее одна бесконечная Игра. Ну нет из Неё выхода. И что? Выход предусмотрен только как возможность персонажу умереть. Тогда линия жизни и личная история заканчиваются. Выйти мы не можем, но понять происходящее человеку возможно – увидеть так сказать Картину и Игру целиком. И тогда, по мере случающихся прозрений в Понимание, возникает в человеке и принятие. А там и до выхода рукой подать. При условии, что человек, находясь в несвободе и принимая все правила, вне зависимости, знает он их или нет, начнёт ощущать и вести себя безусловно и спонтанно, и будет осуществлена Милость Свыше – божественный Пендель.
   Есть выход, нет выхода – пока это всё разговоры, одни слова. Если ответ «никак», то это вовсе не означает, что нет возможностей. У Пространства – бесконечный потенциал!
   Фигня обнаруживается нами тогда, когда возникает догадка, что люди являются фигурами из разных игр и находятся на разных досках, и, соответственно, правила разные для всех. Какая уравниловка и о каком равенстве идёт речь? Представляя объём, мы представляем, что нас, шахматистов, много и все мы играем в шахматы по одним правилам, только на разных досках, и против каждого из нас играет Господь – Всевышний Шахматист. Обычно нам хочется представлять именно так, а иначе ведь невозможно сравнивать наше мастерство, наши результаты. То есть, все играют в одну игру и по одним правилам, просто способности у всех разные. С чего мы так решили? Только потому, что нам так удобно? Конечно, мы можем вместо шахмат выбрать другую игру для иллюстрации, например, все играют в теннис, в футбол, это без разницы. Но что если допустить, что все играют в разные игры? Один пусть в шахматы, но другой в это же время играет в шашки, третий в покер, четвёртый «в дурака», пятый в лото, шестой крутит кубик Рубика или играет в нарды, в го, в «крестики-нолики». И все мы играем с Богом, и против Бога, но понарошку, потому что Его никому не победить. Но это в Бытии, а в мире мы ищем себе товарищей по игре, компаньонов, соперников в выбранной нами конкретной игре с прописанными правилами, на одной доске или площадке. Да и сам мир является подобной иллюстрацией – в нём одновременно осуществляется бесчисленное множество разнообразных игр. Вот и получается, что в мире мы играем в разные игры друг с другом, а в Бытии мы все играем в одну Игру – под названием Жизнь.
- Опять перемудрил. Знаешь, что ты сделал? Ты взял, да и свалил всё в одну кучу. Мы распутываем или запутываем?
+ Мы плетём узоры, мы играем. Хорошо, если нарисованный мною пример ты счёл неудачным или слишком сложным, то я вернусь к более простому и привычному примеру.
   Что значит, безысходность и беспросветность? От чего твоя вселенская тоска – от того, что не можешь остановить колесо сансары и сойти? А ты кто? Тебя на это уполномочивали? Твоя роль и задача – крутиться в этом колесе. Вишь чего захотел! Роль Бога примерить на себя?
- Ну, говорят же, что человек подобен Богу, что некоторые люди могут если не стать Богом, то познать и осознать Бога. И ты это прекрасно знаешь.
+ Опять говорят! Так ты и познай, и осознай! Мало ли чего говорят и пишут. Может, в момент осознавания и происходит остановка колеса, а может уже и нет тогда никакого интереса к колесу и беспокойства о колесе, тогда и дела до него нет – пусть себе вращается. Ведь в осознании и ты можешь пропасть, как тот, который думает, делает, хочет или боится. Ловкость-то в чём? Подобраться к центру колеса, к оси… Осознать, что такое ось Колеса Сансары.
   Так что твои чувства безысходности, тоски, предопределённости и несвободы -  это всего лишь какие-то чувства, ощущения, идеи. Это тоже игра, только вместо надежды и веры на просветление и освобождение, это игра в безысходность, депрессию, одиночество, богооставленность, несправедливость, обусловленность, Карму. Это желания, страхи и концепции по поводу чего-либо.
   Мы никак не можем освободиться и выйти из Игры, потому что мы хотим играть. Мы играем даже в самоубийство, в саморазрушение, убийство других существ и людей. Некоторые люди склоняются к таким играм. А хотим мы потому, что должны играть.
- Кому это мы должны? Никому мы ничего не должны! Это мир внушает нам, что мы тут кому-то что-то должны, всем обязаны. Где свобода?!
+ Ну уж в мире точно нет свободы. Что касается Бытия, тут нужно поразмышлять.
- Если нет никого, только Я, то кому мы должны?
+ Ты это откуда говоришь? Из знаний или из Видения? Сейчас в тебе говорит умник, начитавшийся духовной, религиозной и эзотерической литературы, любитель сатсангов. Слова-то правильные можешь говорить, но ничем не подкреплённые в тебе.
- Адвайта учит, что нет никого, нет даже двойственности, только не-два – Одно. Нет никакой отдельной личности, персонажа, личной истории и даже «эго» не существует.
+ Так вот, когда так и будет с тобой, как ты говоришь, то и будет то, о чём ты мечтаешь и чего стремишься достигнуть – Покой, Истина, Любовь, Свобода. А вернее, когда не будет тебя как личности и «эго».
- Нет, пока ещё всё на месте. Я тоже здесь. Весь комплект при мне.
Но, всё-таки, хотя мы есть, и мы такие, какими быть, и пока мы играем свои роли, мы уже узнали, и смогли понять, что нет сценария и нет режиссёра. Есть только театр и актёры.
+ Я не знаю откуда ты такое узнал и что ты понял. Пока вижу, что понимание, как я его понимаю, отсутствует. Итак, рассмотрим на примере театра. Но смотря что считать театром. Общество, мир, Бытие?
   Если существует театр и актёры, то добавь сюда и сценаристов, режиссёров, зрителей, зови сюда всех. Что за избирательность? Исходим из Шекспировского определения: «Мир – театр, и люди в нём – актёры». Но в театре есть ещё фойе, буфет, гардероб, подсобные помещения, гримёрки, партер, ложи, галёрка. Есть слава и безвестность, успех и провал, репетиции и спектакли, талантливая игра актёров и бездарная, хорошие спектакли и плохие, зависть, восхищение, презрение, любовь, благодарность. Вся гамма чувств и эмоций, все роли и пьесы, все декорации и реквизит, вся масса людей, все помещения. И есть выход.
- Ага, выйти на балкон, вылезть на крышу и спрыгнуть, покончив с жизнью, чтобы в такой способ покончить с театром абсурда, вечного повторения одного и того же.
+ Ах ты ж дрянь! Откуда тебе знать про вечное повторение, если ты живёшь один раз? О какой вечности может рассуждать смертный? И как ты можешь определить, какая вечность – положительная или отрицательная величина, положительное или отрицательное состояние, переживание? Вечное – это хорошо или плохо? А для кого? Относительно человека? Так подобные рассуждения ведутся от личной задницы с её узкой точкой зрения, а не с точки зрения самой вечности. Нет, уж лучше бы ты молчал! Ху*ософ! Слушал бы внимательно то, о чём я говорил. Самоубийство – это не выход из игры, не выход из театра, а продолжение игры, последний акт в сюжетно-ролевой игре. Потому что тот, кто отыграл, «сыграл в ящик», даже не будучи уже субъектом, является частью, атрибутом продолжающейся игры. Даже будучи мёртвым он продолжает играть роль. А если он создал яркий образ, то и после смерти его имя и образ будут продолжением игры, и его, и других, которые будут этот образ и имя использовать.
- Если всё театр, то где не театр?
+ Нигде. В мире – нигде. Слышишь? Всё театр. Мир есть представление. Театральное в том числе.
- Спрошу иначе. А что не театр?
+ Ничто. Осознанность. Ни что не может находиться вне театра, если всё есть театр. Но ничто может.
- Это как?
+ Об этом после маленькой паузы. АААУУУМММММ…


Рецензии