Лиза, Лиза - Лизаветка

          Плотная завеса дождя мешала движению автомобиля. Приходилось останавливаться, несмотря на полдень. Создавалось ощущение, что земля и небо поменялись местами и теперь всё опять приходит в порядок. Потому казались неуместными посёлки в предгорье с полузатопленными подворьями, через которые проходила автодорога, ведущая на Шаумянский перевал, разделяющий равнинную Кубань и черноморское побережье. Тем не менее и в одну и другую сторону, как ни в чём не бывало, двигались автомобили, окатывая друг - друга потоками воды, как дети в лужах после летнего дождя.
          Остановив машину возле людей, с затопленным подворьем, я узнал о смерче, о чём вещал громкоговоритель в посёлке. Действий служб, или ограничений на дороге не было абсолютно никаких, словно кто -  то готовил большую беду так, что бы как можно большее количество людей попало в неё.
           Подтверждение этому я увидел на перевале.  Мечущиеся и в том и другом направлении машины в итоге сконцентрировались в верхней части перевала, что говорило о невозможности движения ни в одну, ни в другую сторону. Сотовая связь не работала, и все машины остановились в молчаливом ожидании развязки по обочинам дороги. Темнота окутала перевал и людей под нескончаемый шум воды, падающей с неба. Нависшее чувство опасности щемило сердце. Тревога выгоняла людей из машин и толкала к таким же  удручённым неизвестностью незнакомым людям с вопросами, ответы на которые знал только Творец.
           Потоки воды, летящие с гор, не предполагали ничего, кроме ожидания, когда закончится этот природный сценарий, похожий на возмездие за построенные жилища в затопляемых долинах рек, дороги, построенные по принципу минимальных затрат. Но, так или иначе, природная ловушка сработала и все признали, что с природой шутки плохи.
            Совершенно незнакомые люди становились близкими в беде, уважительно обнадёживали друг друга скорым спадом воды на дороге. Дружно пытались восстановить руками размытый участок дороги, проскочить его, что бы попасть в ещё большую неизвестность.
            Появившиеся через три часа ожидания машины с посёлка под перевалом, привезли информацию о том, что в посёлке сошла вода и что в ожидании следующе волны можно проскочить, если не медлить. Решение пришло мгновенно, думаю из-за недостатка информации ,посёлок был сразу затоплен трёхметровым уровнем воды, в течении нескольких минут, сразу после того, как через него проскочило несколько машин и я в том числе. Информацию об этом я узнал только на следующий день, а ночь прошла в ожидании, когда речка с милым названием Елизаветка смирит свой нрав и машины с полными кузовами воды смогут проехать к своим домам, а водители к семьям и родным. Но и Елизаветка, после проезда нескольких машин, сменила милость на гнев, смывая с моста легковые и грузовые машины в кипящую в темноте мутную воду. Об этом узнали только те, кто проехал, только на следующий день.
         Поразительным было то обстоятельство, что на всём пути не встретилось ни одной машины МЧС или скорой медицинской помощи. В посёлке, куда я прибыл к утру, было затоплено 160 подворий, но и эта информация доходила из уст в уста. Присутствия действия властей и спец. служб не ощущалось ни в чём. На дорогах точно, да и в посёлке с  таким же названием, как и разбушевавшаяся река Пшиш, не было ни света, ни связи. Один только ужас витал над грешной Землёй. Следующий день дождь  шёл, не переставая, останавливаясь только для того, что бы убедиться, всё ли залито водой и продолжал лить далее, убивая всякую надежду увидеть чистое небо.
         Утро третьего дня позволило людям выдохнуть  из скованных страхом легких воздух и облегчённо подумать о прекращении ненастья, увидеть ущерб, нанесённый паводком, ну а мне отправиться в неизвестность к побережью, ничего не зная о состоянии дороги. Нависшая над пропастью половина дороги, огороженная знаками, предлагала проезд по оставшейся второй с непередаваемым чувством тревоги, но с ещё большим желанием покинуть эти места, опасные для жизни, с уже имеющимися жертвами, о наличии которых стали говорить несколько позже. Поселки по пути встречали грудами мусора и камней, завалами из брёвен. Немногочисленные жители посёлков, куда -  то спешили с тревожными лицами. Заработал восстановленный через реку п. Цыпка мост. Появившаяся связь с райцентром г. Туапсе, позволила решать проблемы пострадавших от катастрофы людей.
         Волонтёры, казаки, государство и правительство края, по доброму отнеслись к нуждам и проблемам пострадавших от непогоды людей. Так уж повелось на Руси, что в трудную годину мы становимся ближе и родней, внимательней друг к другу. Потому и переживаем и побеждаем любые трудности, но большой ценой. Только остаётся вопрос, почему мы не можем быть такими всегда, насколько бы сильнее и счастливее мы были все, не дожидаясь этих трудных и страшных страниц истории края и государства.

П. Пшиш, Туапсинского района 2018г. октябрь месяц.


Рецензии
Закономерный вопрос. Ответ на который никто не знает.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.06.2021 12:58     Заявить о нарушении
К сожалению да, Владимир... С уважением и благодарностью за прочтение и отзыв.

Воробьёв Леонид Михайлович   20.06.2021 13:41   Заявить о нарушении