Чары. Дива. Весна!

   «Весна» - одно из самых поэтичных и чистых изображений женщины в нашей живописи,
идеал телесной и духовной красоты! 
   Объектом восхищения оказывается не внешность героини, не её влекущие черты,
а гармония в отношениях между женщиной и ребёнком, очаровывающий заботливой простотой,
радость их существования и встречи -
поэтический образ, обладающий «божественной красотой».
   «Весна» - не передача выдающейся красоты, не создание идеального образа,
подобного расцветающей розе,
а самая обычная женщина в простой естественной позе.
Её очарование - в молодости, простоте, целомудрии, здоровье и в притягательности её красоты!
Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны!
________
«Весна» - картина русского советского художника Аркадия Пластова (в работе над полотном ему помогал сын Николай). Создана в 1954 году в деревне Прислониха Ульяновской области, замысел произведения появился у художника в 1944 году. Картина является одной из вершин творчества художника. В рамках жанровой сцены художник создал поэтический образ, обладающий «божественной красотой».
   На полотне изображена обнажённая девушка (тема, длительное время слабо представленная в советской живописи), которая одевает после бани девочку. Художника обвиняли в желании запечатлеть обнажённое женское тело и нищету крестьянского быта современной деревни. С выставками картина объехала многие страны мира. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы.
   Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной:
молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани,
топящейся «по чёрному», одевает девочку.
Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины
с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником -
с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами,
почерневшей от сажи дверью бани
и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника.
   Молодое лицо дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны.
Снежинки белыми звёздами вплетаются в золотистые волосы её, одевающей девочку,
и тают на её разгорячённом жемчужно-розовом обнажённом теле.
   Главная героиня картины - воплощение всего прекрасного, что несёт в себе молодость,
она соединяет в себе внутреннее богатство и внешнюю прелесть.
Взяв простой бытовой мотив, художник создал образ юности, полной женственности и чистоты.
    Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия».
Некоторые близко знавшие художника биографы называли персонажей картины
матерью и дочерью, а Эвелина Полищук воспринимала их как сестёр.
Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки,
земля освобождается от снежного покрова. 
мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной.
   Достоинство полотна - Пластов показал закалку русского человека:
обнажённая женщина легко переносит холод
и, не боясь простуды, не торопится, занятая закутыванием уже вымытой в бане девочки.
    Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась
как «„форма одежды“ спортсменов и трудящихся»,
но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини,
 которая аллегорически представляет раннюю весну.
   Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества,
 минимум удобств) имела второстепенное значение для автора.
    Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка,
простота и естественность сюжета ставят это произведение
на недоступный для чувственного восприятия пьедестал –
чистого восторга и целомудренной любви,
а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность!
Скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света! 
   Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар,
а холода - покрытая снегом земля.
Значимая деталь, дополняющая эффект случайности в композиции, -
выделяющаяся цветом зелёная рукавица на соломе, которая играет роль -горячего камертона в общей тональной структуре прекрасного произведения.
_______
Фото - Пластов из Прислонихи. Весна.


Рецензии