Тайна Святой Троицы

     «По преданию, когда блаженный Августин,
размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря,
он увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и переливал в нее воду,
зачерпывая раковиной из моря. Удивленный епископ спросил,
зачем он это делает.
      Мальчик ответил: «Я хочу вычерпать все море в эту ямку».
      Августин улыбнулся и стал объяснять ребенку, что это невозможно,
но, к своему удивлению услышал от него вопрос:
«А как же ты, своим умом, пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?»
И тут же мальчик исчез, оставив смущенного Августина на берегу моря».
     (Жемчужины мысли)

      История достаточно красноречиво передает трепетное отношение Православной Церкви к учению о Пресвятой Троице.
Это глубокая тема и несведущему человеку, действительно трудно постичь всю глубину Божественной сущности, но мы не будем вдаваться в догматические истины, а только приоткроем страницы истории праздника Троицы и тем самым коснемся благодати Святого Духа.

      Троица или Пятидесятница – один из величайших христианских праздников, который Православная Церковь торжественно отмечает в 50-тый день по Пасхе, в память сошествия Святого Духа на апостолов. Двунадесятый праздник, посвященный прославлению Святой Троицы – переходящий и в этом году приходится на – 20 июня.

      Из истории праздника Пятидесятницы известно, что на 10-й день по Вознесении Христа, апостолы стали свидетелями сошествия с небес – огненных разделяющихся языков. Событие совпало с празднованием иудейской Пятидесятницы, установленной в освящение урожая жатвы и собирания первых плодов, приносимых в храм, в качестве жертвы. Начало жатвы приходилось сразу после Пасхи и завершалось к иудейской Пятидесятнице. Совпадение дня сошествия Духа Святого с днем иудейской Пятидесятницы – символично. К этому времени апостолы были уже духовно готовы, принять полную силу всей Благодати Святого Духа, что и послужило началом их апостольского служения – проповеди.

       В толковании события сошествия Святого Духа (Деяния святых Апостолов 2:1-13) архиепископ Аверкий (Таушев), опираясь на учение святителя Григория Богослова, пишет следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» – языки были только подобны огненным, но без огня, как и шум был подобен ветру, но без ветра. Шум был, таким образом, знаком сошествия Святого Духа для слуха, языки – для зрения. Слышанный сильный шум был образом могучей силы, какую сообщал Апостолам и всем верующим Дух Святой, огненные языки – образ того, что все бывшие тут получили дар речи пламенной, опаляющей, как огонь, все нечистое, все неправое и противящееся истине».

      Просвещенные и освященные благодатью, апостолы стали обновленными людьми, духовно руководимые Святым Духом. Именно преображенные апостолы и крещеные в тот день люди стали первыми плодами – искупительной жертвы Спасителя. Поэтому, как христианская Пасха пришла на смену иудейской, так и христианская Пятидесятница заменила собой в День сошествия Святого Духа, Пятидесятницу ветхозаветную.

      В богословии существует учение о домостроительстве спасения. Богословие – это учение о Боге и Его вечном бытии. Светское понятие «домостроительство» означает обустройство и заботу. Таким образом, домостроительство – «есть явление Бога-Троицы  творению» или говоря простым языком, домостроительство спасения человечества – это  невидимое Божественное снисхождение в наш земной мир и забота о нашем спасении.

      День достославного исторического явления сошествия Святого Духа на апостолов, называют Днем рождения Церкви Христовой. Тем самым, это событие – есть завершение «домостроительства Божия»  –  спасения всего человечества.

      Исповедуемое христианами Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы исторически подтверждено событием, происшедшем на Первом Никейском Соборе, созванном в 325 году.

      На этом соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил наглядное доказательство Единства во Святой Троице:
«Сотворив крестное знамение, он взял в правую руку плинфу (обыкновенный глиняный кирпич), и стиснул его:
«Во имя Отца!» – произнес он, и в это мгновение из плинфы вырвался вверх огонь.
 Святитель продолжал: «И Сына!», – вниз потекла вода, – «и Святого Духа!»
      И, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой был изготовлен кирпич.

     «Вот три стихии, а плинфа одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Таким образом, епископ Спиридон объяснил, что в простой материи соединяются три естества – огонь, вода и земля, так и в Боге соединились Три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.

      Установление дня Пятидесятницы произошло после II Вселенского Собора в Константинополе (381 год). Главным определением собора было – осуждение ереси Македония (лживое учение о Святом Духе) и повсеместное принятие нового Символа веры, который действителен в Православной Церкви и поныне. Для дня Пятидесятницы был установлен отдельный праздник, и тем самым была особо отмечена значимость Святого Духа, как одной из Божественных ипостасей Святой Троицы.

      День Святой Троицы связан с Новозаветной Пасхой. Именно на 50-й день после Своего Воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к Своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал ученикам-апостолам Утешителя – Духа Святого.
 
      Сионская горница – это первый христианский храм, в котором свершилось историческое событие сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков.
 
      День сошествия Святого Духа – это день основания Новозаветной Церкви. Благодать Духа Святого, которой явно удостоились святые апостолы в виде огненных языков, в настоящее время подается невидимо в таинствах Православной Церкви, «через преемников-апостолов – пастырей Церкви – епископов и священников».

      В книге Бытие есть выразительный эпизод, называемый «гостеприимство Авраама». Он описывает явление Господа ветхозаветному Аврааму при дубраве Мамре, в облике трех мужей. Авраам принимает Троих путников, но обращается к Ним единым именем «Господь». Это явление и стало прообразом Святой Троицы.

      В иконографии, каноническое изображение Пресвятой Троицы передано в образе трех Ангелов и соответствует иконе преподобного Андрея Рублева – «Троица».

      В праздник Троицы храмы украшают зелеными лиственными ветвями, луговыми травами и цветами,
в напоминание о явлении Господа в дубраве Мамре.
 
      По окончании праздничной Божественной литургии совершается чин великой вечерни с чтением трех молитв с коленопреклонением. Составлены эти молитвы святителем Василием Великим. 
      В 1-й молитве христиане исповедуют пред Богом свои грехи и просят Его о помиловании  ради великой жертвы Сына Его, Иисуса Христа.
      Во 2-й молитве – просьба ко Господу о даровании нам Божественного Духа.
      В 3-й молитве – просьба ко Господу, сошедшего во ад и одолевшего силы зла, упокоить души усопших – наших родных и близких, в светлых обителях.

      Накануне, перед Днем Пятидесятницы совершается заупокойная служба Троицкой родительской субботы, которая приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7-й седмицы по Пасхе. В этот день совершается память – поминовение всех усопших православных христиан, так как в событии сошествия Святого Духа заключается домостроительство спасения человека, как при жизни, так и после его смерти.
      С пятницы вечера, под субботу, в церкви служится заупокойная служба особым чином. Христиане заблаговременно
(с вечера или до литургии), в этом году – на 19 июня, подают записки «О упокоении» с перечнем имен усопших
(крещеных умерших своей смертью). Заказная молитва на литургии или панихида, свеча и помин – в помощь усопшим родным и долг каждого православного верующего.

      В воскресенье – 20 июня, Церковь прославляет Пресвятую Троицу. В понедельник – второй день Троицы совершается празднование в честь Святого Духа. Праздник Святого Духа был установлен Церковью ради Его величия и прославления, как одной из Божественных ипостасей Святой Троицы.

      Троицкая сплошная седмица в этом году – с 20 по 26 июня. В течение всей недели, включая среду и пятницу, поста нет (пояснение: для православных верующих, пост – в среду и пятницу – отменяется и разрешается все дни недели, вкушать пищу животного происхождения).
      Воскресенье – 27 июня – заговение на Петров пост (заговение – это последний день вкушения скоромной пищи  перед постом). Понедельник – 28 июня – начало 2-х недельного Петрова поста.    
   
      15.06.2021

      Светлана Павлова

      Иллюстрация из интернета.
      Автору фото, спасибо.


Рецензии