История Тибета

 Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры —
Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково,
            что он практически изолирован от них.

Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии
или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит
в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским,
можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов.
Тем не менее все исторические свидетельства начинаются с времён,
когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.

             \\\\  Предыстория о Тибете ////

По данным палеопротеомики, к денисовскому человеку
был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель карстовой
пещеры Байшия, находящейся в уезде Сяхэ (Ганьсу).

Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри),
датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками.

 В центральной части нагорья на высоте 4,6 тыс. метров в Нвия Деву
люди жили 30—40 тыс. лет назад. Nwya Devu имеет некоторое сходство
с памятниками раннего верхнего палеолита (EUP) Кара-Бом в Горном Алтае
и Tolbor-21 в Северной Монголии. Следующие свидетельства
о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э.

Неолит датируется VI веком до н. э. и представлен керамикой,
следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй — близ Чамду).
Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.

На плато Чангтан были найдены доисторические укрепления на холмах
железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения
их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально
тут располагалась страна Шангшунг, от которой началась религия бон.

           \\\\  Ранний исторический период ////

В конце VI — начале VII века так называемая Ярлунгская династия
тибетских царей постепенно подчинила себе соседние племена
и создала царство Тубо. Период Ярлунгской династии слабо освещён
в литературе. Династическая хронология вызывает споры.

Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены
династические браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным
обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные
                и культурные связи внутреннего
             Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.
Во второй половине IX-го века царство Тубо пришло в упадок.

В тибетской истории предшествовавший этому период называется
периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола.
В период раскола в силу вошли местные родовые правители,
враждовавшие друг с другом. В Китае это время также было смутным
(Эпоха «пяти Династий и Десяти царств» и последующая династия Сун),
когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны.

                В середине XIII века
    Тибет попал в зависимость от Монгольской империи.

   После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи,
     китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета
установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей
                и районной администрации.

           \\\\  Легендарное происхождение Тибета ////

    Согласно некоторым тибетским историческим сочинениям,
начало тибетскому народу положил бодхисаттва Авалокитешвара
  в облике обезьяны, вступивший в брак с горной демоницей,
                чтобы укротить её жестокий нрав.
          Потомками этого союза были первые тибетцы.

Первый царь Тибета Ньяти-цэнпо спустился с неба
или прибыл из Индии и почитался как божество.
Он всё время поддерживал контакт с небом с помощью верёвки
и не умер, а вернулся по верёвке на небо.
Легендарный царь Дигум-цэнпо (Dri-gum-brtsan-po) спровоцировал
своего конюха на драку, во время которой его небесный шнурок оборвался,
и он был убит. Дигум-цэнпо и все последующие цари умирали
как обычные люди, и их кремировали.

В правление Лхатотори Ньянцэна (Lha tho-tho-ti gnyan-btsan)
с небес упали священные тексты tsinta ma ni’i gzungs («Чинтамани-дхарани»)
и spang bkong phyag rgya ma. В Синей Летописи указано, что, возможно,
это было придумано для бонцев, которые почитали священное небо,
а на самом деле тексты были привезены Буддхаракшитой (Лосэмцо)
и переводчиком Литэсэ.

       \\\\  Тибетская империя -и- тибетские цари ////

     Более детально тибетская история известна c VII по XI век,
 когда империя распространялась от Бенгалии (и Индийского океана)
  на юге до Монголии на севере. В период максимального могущества
в империю входила также территория, которую занимают сейчас Бангладеш,
                Ассам, Бутан, Аракан.
    Тибетцы противостояли в большей степени Китаю, чем Индии.

              \\\\\ Первое упоминание в истории /////

Первое упоминание Тибета в истории можно встретить в «Географии»
             Клавдия Птолемея под названием ;;;;;,
            в греческой транскрипции названы как Bod.

Следующее упоминание Тибета встречается в китайских текстах,
как Фа ;. Первая запись в истории Тибета, получившая подтверждение
и из других источников о царе Намри Сонгцене (Gnam-ri-slong-rtsan),
      пославшем посла в Китай в начале седьмого столетия
          (Beckwith, C. Uni. of Indiana Diss. 1977).

            \\\\ Ярлунгская династия и Танско-тибетские войны ////

     Детально события Ярлунгской династии известны,
        начиная с правления царя Сонгцена Гампо.
          Правление Сонгцэна Гампо (617—650)


Рецензии