Дорога домой

Баба Надя посмотрела в окно и вздохнула. Осень. Пора возвращаться домой. Ночи стали длиннее, холоднее. Зябко и влажно в  домике. Если бы зять исправил печь, если бы домик не был так стар... Сколько их если бы!

Она подумала о трёх месяцах свободы, когда не надо было подлаживаться под домочадцев, не надо выжидать, когда они  уйдут на работу и на учёбу, и ты  останешься одна в квартире со своими бесконечными думами, воспоминаниями.

Вот одно из самых ранних... После окончания школы поступила в институт. Простая деревенская девчонка вдруг оказалась одна в большом городе. Застенчивая, стесняющаяся до неловкости, до некрасивости, стала жить в общежитии. Молодые, весёлые, озорные, новоиспечённые студенты  не спали до  двух ночи, болтали, ходили друг к другу в гости. Ей, привыкшей к сельской тишине, было до того горько и тоскливо, что в самый разгар веселья она прятала голову под подушку и плакала.          

Наступила вот такая же осень, и на ноябрьские праздники она поехала домой .Как-то это воспоминание осталось на всю жизнь. Поездом "Гидростроитель" до Кутулика, потом километра три до перекрёстка, где можно было поймать попутку, потом, если посчастливится, доехать до соседней деревни. А там и рукой подать до дома: каких-то семь километров!

И вот эта осенняя дорога, ещё не покрытая снегом, гладкая от лёгкого ещё морозца  и укатанная колёсами машин, стоит перед глазами до старости. Сухой прохладный воздух бодрит, ощущение скорой встречи с  родными, домом заставляют прибавить шагу. Кажется,  ноги сами несут тебя по этой дороге.  Никого, только вокруг пустынные, уже убранные поля, голые деревья и тот особый, такой родной запах леса, поля, близкой деревни.      

Баба Надя снова  вернулась к  настоящему. Сколько нарастила всего: огурцов, помидор...! Не отвыкнуть садить мало, всё надо про запас . А в семье дочери  не хотят есть её заготовки. Всё  сейчас по-другому, всё есть в магазинах.   Пошли и купили. А сколько вложено труда в эти овощи! Обидно. Дожила до старости, да так и не научилась продавать излишки: стесняется. Лучше просто раздать. Но у знакомых-  та же история. Молодёжь не хочет идти их путём. А вот ей не дают покоя её деревенские корни.

И  снова вспоминается родная деревня. Уже работала, была семья, но тянуло на родину, к родителям. А автобусы не ходили, в стране стоял всеобщий разор. И добираться приходилось  где пешком, где на попутках. Но снова замирало сердце, когда спускалась с горы в ложбину, где лежало село. Разве забудешь этот запах  разогретой коры, когда идёшь лесной  дорогой, эту глинистую жёлтую тропинку, ведущую к дому, поросшую гусиной травой. И опять почти бежишь, и вот он, родной дом!

Баба Надя улыбнулась, вспомнив себя молодой. Ведь были не только слёзы под подушкой, тоска по дому. В общежитие приходил он, молодой, красивый, весёлый, кудрявый. Влюбилась она сразу и бесповоротно. Он ушёл в армию, она уехала работать в деревню и ждала, ждала его, единственного Как она его любила! Они поженились и уехали на Дальний Восток.

Да вот она-то, первая весточка, что не всё благополучно в их браке. Как- то пригласили к себе в гости молодую пару, соседа .И она с ужасом увидела, как, выпив, её молодой муж тискал гостью. Было стыдно за него, за себя. Дальше- больше .Всё чаще приходил домой пьяный, всё  чаще  были скандалы .И тогда пришло решение- домой, домой. И эту дорогу баба Надя помнит до сих пор. Когда подлетали к  родным местам, эта невзрачная, сверху кажущаяся неяркой, кирпичного цвета земля заставила сжаться до  боли сердце. Баба Надя не любит вспоминать те времена. Только иногда приснится как страшный сон эта чужая земля, по-своему  прекрасная, но чужая.

Была долгая жизнь .Выросли дети, умер муж. Баба Надя заплакала, вспомнив ещё одну дорогу, скорбную дорогу на деревенский погост.   Проложенная в  сосновом лесу, не просыхающая даже в летнее время из-за тени могучих деревьев, в распутицу она была непроезжей. И надо было договариваться с вездеходом и трактором, чтобы дотянуть машину с гробом до кладбища. Там лежат сейчас  самые близкие ей люди .Погост тих и покоен. Только болит сердце у бабы Нади.   Кто будет ухаживать за родными могилками, когда  её не станет на свете?  Она вздохнула ещё раз: надо подниматься, начать собирать вещи, складывать  урожай в сумки. Приедет зять на машине, надо помогать грузить. Встала, потуже завязала платок.               

Пора, пора в город!


Рецензии