Копчёная колбаса

НАДЕЖДА ФРАНК - http://proza.ru/avtor/nadezhdafrank - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В 23-М НОМЕРНОМ КОНКУРСЕ КЛУБА СЛАВА ФОНДА

  В семидесятые годы прошлого века после окончания педагогического института Тамара Ивановна, или тогда просто Тома, попала после распределения в школу маленького сибирского села.  Городской житель, она не имела представления о жизни в селе и даже никогда не была в гостях. Но Тома была комсомолкой, патриоткой и, конечно же, откликнулась на призыв партии и комсомола: « Знания – селу!».

  В Районном отделении народного образования её встретили приветливо.
- Мы направляем Вас в одну из лучших школ,- сказал заведующий.- Там директор- фронтовик, очень уважаемый человек. Он поможет во всём.  Двухкомнатная квартира уже ждёт Вас.

  Так началась для Тамары Ивановны новая жизнь. Она действительно сразу получила квартиру в новом доме, часовую нагрузку, классное руководство. Вначале её всё удивляло. Здесь  жили по своим правилам, отличным от городских. И эти правила надо было принимать.

  В селе был один единственный магазин, который располагался как раз напротив школы. Для учителей это соседство было просто наказанием.  Увидев в окно, что мать или отец идут в магазин,  ученик бежал навстречу в надежде получить что-нибудь вкусное. И хотя в школе была столовая,  магазин тянул к себе неудержимо. Бесконечные опоздания ребят раздражали преподавателей, мешая работать.

Раз в неделю в магазин завозили товар. В основном, это были необходимые продукты. Но иногда появлялся, так называемый, дефицитный товар. Учителям он доставался редко, так как уроки нельзя было отменить, чтобы стоять в очереди. Копчёная колбаса из натурального мяса в то время была настоящим дефицитом.

  Утром, по дороге в школу, ей встретилась родительница, которая работала в магазине. Она и сообщила, что завезли  копчёную колбасу.
- Вы мою Настю с урока минут на десять отпустите, пусть ко мне прибежит. И я Вам передам килограмм колбасы,- предложила женщина.

Тамара Ивановна обрадовалась, отдала продавцу деньги и поспешила на работу.  После первого урока она попросила Настю сходить к маме в магазин. Та  быстро вернулась и передала Тамаре Ивановне свёрток в серой оберточной бумаге. Даже через бумагу от свёртка шёл  такой аромат, что учительнице захотелось есть. Она вспомнила, что не успела позавтракать.
- Через урок поведу ребят в столовую, там чай попью,- успокоила она себя, укладывая свёрток в сумку,-  колбасу дома  попробую.

  Но попробовать колбасу ей не удалось. Вернувшись из столовой, учительница обнаружила, что свёрток из сумки пропал.  Она заглянула в стол, в шкаф, решив, что кто-то пошутил.
- Не проверять же их портфели,- думала она, прохаживаясь по классу во время урока.- И спросить неудобно. Сразу вся деревня узнает, что кто-то съел мою колбасу. Одни смеяться будут, а другие злорадствовать: незачем было приносить в школу.

  Тут взгляд её упал на пустое место у окна.
- А что, Люды сегодня не было?- спросила Тамара Ивановна.
- Была! Была!- зашумели ребята. – Вон и сумка её стоит.
- Я видела, как она в раздевалке пальто брала,- добавила одна девочка.

 Тамара Ивановна забеспокоилась. Она всегда помнила совет директора быть внимательной к пятиклассникам.
- В начальной школе дети постоянно с учителем,- говорил он.- Перейдя в среднюю школу, они первое время теряются, не знают, куда  идти, где и как найти кабинет. Учитель в ответе за их жизнь всегда.

Обеспокоенный учитель вспомнила, что её пятиклашки любят играть на трибуне стадиона, который расположен рядом со школой.  Она дала задание ученикам, вышла в библиотеку и попросила библиотекаря посидеть десять минут в классе. Накинув пальто, забыв о злополучной колбасе,  Тамара Ивановна почти бегом направилась на стадион.

  Был конец октября. Снег ещё не лёг, но мороз  уже сковал землю. Было довольно холодно.  Ветер гнал по земле последние сухие листья. Они, печально шурша, летели и застревали в щелях трибуны. Учительница сообразила, что с обратной стороны трибуна имеет вход. Она прошла вдоль ступеней и шагнула внутрь. Сквозь щели проникал свет, но Тамара Ивановна не сразу увидела сидящую фигурку. Она стала подходить ближе и отчётливо уловила копчёный запах. Негодование жаркой волной бросилось в голову.

- Ты почему здесь сидишь?- строго спросила она.

Люда  вздрогнула и повернула голову на голос. Учитель увидела глаза ребёнка, в которых застыл страх.  Но поразило её не только это. На согнутых ногах девочки было тоненькое трико и старые резиновые сапоги. В морозную погоду ребёнок был обут в резиновую обувь.

- Ты же совсем замёрзла, пойдём,- сказала  Тамара Ивановна, помогая девочке подняться, и ощутила, как содрогаются плечи ребёнка.
 Посиневшие от холода пальчики легли в тёплую ладонь учителя.
- Пойдём через столовую, там согреешься. Побежали! – подбадривала она Люду.

Повар удивлённо обернулась, услышав звук открываемой двери.
-Пожалуйста, согрейте её, - попросила учитель, чай горячий, ноги к теплу.
- Откуда это вы?- удивилась женщина.
- Потом! Всё – потом,- махнула Тамара Ивановна рукой.- У меня урок. Пусть девочка тут побудет. Я на перемене за ней приду.

И поспешила в класс. До конца урока оставалось время. Тамара Ивановна внимательно, иначе, посмотрела на склонённые головы ребят. Школьные коричневые платьица на девочках, в одинаковых костюмах  мальчики. Вроде бы, все равны. Но под каждым платьицем и пиджаком своя судьба и жизнь. И здесь, в далёкой глубинке, лёгкой жизни не бывает. Она посмотрела на часы.
-Большая перемена двадцать минут, магазин рядом, успею,- подумала она.

  Прозвенел звонок. Учитель направилась в столовую за Людой. Девочка отогрелась, но увидев  классного руководителя, заплакала.
- Что ты, успокойся, всё прошло,- сказала Тамара Ивановна.- Будем считать, что ты у меня взаймы взяла немного колбасы. Когда вырастешь, заработаешь  деньги и вернёшь мне долг. Я тогда уже буду старенькая, вот ты мне и поможешь. Договорились?
Девочка кивнула,  вздохнув.
- Надевай пальто, пойдём быстренько в магазин, сапоги тебе посмотрим,- добавила учительница.- В резиновых нельзя ходить, болеть будешь.


Рецензии