Уроки жизни

          Так случилось, что неожиданностью для меня стал факт того, что мой молодой кобель Полоз, будучи неопытным в  тонкостях охотничьего ремесла, бессовестно и откровенно поедал приманку  на соболя на капканах! Делал он это мастерски, со всем природным дарованием и индивидуальной хитростью. Находясь в пределах моей видимости, при движению по путику на лыжах, он вдруг просился остаться сзади меня, отставал, что бы вершить свои чёрные дела, обчищая капканы. Тем самым делая мой труд бесполезным. Понять я это смог проходя по этому путику с проверкой ловушек, в которых не было ни соболей, ни приманки! Наказывать и объяснять лайке что либо в Тайге, практически бесполезно. Нужно, что бы он понял это сам. Как, в принципе, и у людей!
        По этому случаю я соорудил возле зимовья точное повторение ловушки- сбежки,такие как на путике. Это капкан на конце длинной жерди с приманкой, на высоте около метра. По жердочке соболь бежал к приваде, а на пути его встречал капкан. Повторив это всё рядом с зимовьем, я насторожил под ловушкой пять волчьих капканов, тщательно  замаскировав  их под снегом.  Из боязни повредить  лапы кобеля капканом, я сомневался в правильности выбранного способа. Но еще худшим было бы то, что это злодеяние стало бы его  привычкой.
       Звук сработавшего ночью волчьего капкана явно  был слышен за стеной зимовья. Все пять они были связаны между собой и потому сработали и остальные. А ведь до этого  мы уже  с ним добывали соболя по следу, сохатого  и медведя. Но вот этого он пока еще не усвоил. Ловушками добывалось основное количество соболей.  А из под собаки возможность  добыть соболя исчезала в  первые же  серьёзные снегопады.  Они делали охоту с собакой бесполезной, лайка тонула в снегу!
      Ожидание лая и скулежа Полоза от боли я ждал,  не выходя из зимовья. Не последовало их и в, последствии,  и через продолжительное время. Только молчаливая возня за дверью зимовья, которая закончилась через десять минут. Видимо он всё понял и не хотел этого показать, осознав свою вину! Забеспокоившись,  я вышел наружу. Полоз лежал рядом с дверями и не поднял головы. Рядом с ним лежали все пять сработавших волчьих капканов,  которые он как то самостоятельно стащил с лап! Объяснить это мне было трудно. Скорее всего, попав в первый капкан не сильно его прихвативший, он понял мой замысел и потому   в остальные, может быть, и не попал, осторожно покинув место преступления,гремя капканами. Собрав капканы,  я повесил их на гвоздь, кобель даже не повернул головы на мои действия. Как будто его это и не касалось. Я тоже не подал виду. 

      В, последствии, по тому, как он отворачивался от приманки  на капканах,  я понял, что урок пошел на пользу. Он даже старался не хромать,хотя видно было как припухла лапа! Как говориться, как бабка отшептала!  Полоз  верой и правдой служил мне много лет, как универсальная промысловая лайка, как товарищ и настоящий охотник.  Оставив глубокий и радостный след в моей жизни и памяти, как образец неиссякаемой любви к хозяину, преданности и охотничьего мастерства, движимого бесстрашным охотничьим сердцем, для чего он и был рождён.


Рецензии