Старый прапор про экономику

   - Баха, экономика в стране рушится, разваливается, ее фактически нет! Только в нашем городе несколько заводов прекратили свое существование. А по всей стране сколько? О каком развитии, каком росте экономики может идти речь? Да даже об их любимой стабильности, когда предприятия закрываются, а, взамен, ничего не появляется? У нас сейчас юристов и экономистов больше, чем нас, дворников. Серьезно говорю. У нас даже глава Главнобанка, Загибулина *хорошо у нас не так и главнобанка ни какого нет* лет пять назад, в интервью сказала: «Подъем экономики России начнется к концу следующего года, однако в целом темпы ее роста останутся отрицательным». Отрицательные темпы роста экономики – это как? Падающий подъем? – дядя Слава говорил горячо, явно отвечая на давнишний вопрос. – Вот какое самое выдающееся достижение последних двадцати лет?
   - Да их много! – не менее горячо ответил Баха. – Да, вот, хоть мост крымский построили.
   - Молодцы. Почему он при этом получился одним из самых дорогих за километр, не знаю. Врать не буду. Сочинять не стану. Но это не самое важное из достижений. Самым выдающимся достижением современной Рассеи, если верить всем нашим средствам массовой информации, является победа в Великой Отечественной Войне 75 лет назад. Это событие без сомнений надо помнить! Им надо гордиться, гордиться нашими предками. Все так. Все так. Я вам сейчас стихотворение прочитаю, можно? Николай Зиновьев, поэт такой есть:
   
   Не обмануть души поэта:
   Златой Телец царит в стране.
   Не верю, что мой дед за это
   Погиб когда-то на войне.
   Приходит он ко мне ночами,
   Когда в окошко дождь стучит,
   С глазами полными печали
   Стоит у двери и молчит.
   Не обвиняет, не кричит,
   Стоит у двери и молчит.
   
   ***Стихотворение Николая Зиновьева перепечатал из Российской Газеты. Ссылка на статью Дмитрия Шеварова, посвященную поэту. Замечательная рубрика, настоятельно рекомендую. Надеюсь, я не нарушаю авторских прав. Крайне не хотелось бы убирать это замечательное стихотворение, оно так правильно передаёт душевное состояние моего героя***
    Дядя Слава замолчал. Все замолчали. Кто о чем думал? Не знаю. Минута памяти, наверное, минута молчания.
   - Все так, - уже спокойно продолжил дядя Слава. – Все так. Да только это не наш подвиг, не нашего поколения. Тем более не вашего. Да и давно это было. Вот у меня отец воевал, а у вас?
   - У меня дед, - ответил Лука. – Папа часто о нем рассказывает.
   - А у меня, получается, прадед. Дед совсем пацаном был.
   - Баха, а для твоих детей это будет подвиг прапрадеда. У человека четыре прадедушки и четыре прабабушки. А прапрадедушек и прапрабабушек уже шестнадцать человек. Геометрическая прогрессия. Многие ли люди знают историю своего рода так далеко? Серьезно. Кем будут гордиться твои дети? А дети твоих детей? Мы с вами хотя бы общались и общаемся с людьми, так или иначе участвовавшими в тех событиях, для нас это живая память, живая история. А для тех, кто придет в этот мир после вас? Вот ты, Баха, сказал, что у тебя прадед воевал, а остальные семеро твоих предков, чем занимались? 
   - Я, если честно, толком не знаю, - растерянный Баха, не часто можно такое увидеть.
   - Лука, твой отец тебе много рассказывал про своего отца. А мамины родители, чем занимались?
   - Они еще маленькие были.
   - То есть в войне участвовали твои прадедушки и прабабушки и, что ты про них знаешь?
   - Практически ни чего. Они умерли, мама еще школьницей была, а жили друг от друга далеко, общались не часто.
   - Видите. Уже на вас родовая память рвется. А для ваших детей это будет просто история. На третьем, в лучшем случае четвертом поколении, предки уходят в историю. Из моих предков наверняка кто-нибудь был участником Куликовской битвы, и, я так думаю, не один. И ни факт, что все они были на одной стороне в той битве.
   - У меня, так по любому. Мы ж татары! – Баха опять повеселел.
   - И возникает вопрос, а мы то, что такого сделали, что бы наши потомки могли нами гордиться? Мы вообще достойны, считаться продолжателями, последователями этих героев. Вот памятник у нас в городе поставили «Победителям, первостроителям» - очень хорошо. У меня тысяч десять накоплений было, хотел еще попутешествовать, да только, что-то копить теперь не получается, я их все на памятник перевел. Это же памятник и моим родителям тоже. Это они и в Войне победили, и город этот построили. А мы что сделали? Развалили все, что смогли? А сколько еще сможем, у! Мы, скорее, позор для памяти тех героев. Лука, налей чайку, пожалуйста. Очень горячо говорю, горло пересохло. Ага. Спасибо, - дядя Слава сделал несколько больших глотков уже не горячего чая. – Хорошо. Вот смотрите, ребята: лето 41-го. Советские логисты явно обос…, пардон, ошиблись. Собирались воевать на чужой территории и, чтобы снаряды не далеко возить, оборонных заводов настроили поближе к границам.
   - А почему заводы «оборонные»? – спросил Лука. – Они должны называться – «наступательные».
   - Не важно. Просто оборонные звучит миролюбиво. Лучшая защита – нападение, а оборона – наступление. Когда выяснилось, что воевать придется на своей земле, заводы пришлось срочно эвакуировать. Вывозить подальше от границ и войны. И вот, в чистом поле, ставят оборудование, и заводы начинают выдавать продукцию для фронта, для победы. Под открытым небом, без стен. Цеха вокруг работающих станков возводили. Вы представляете себе уровень мастерства этих рабочих? А сейчас, где таких взять? Не дай Бог война, у нас работать не кому и не на чем! Развалили все.
   - Но оборонка развивается.
   - Баха, где? Где армады «Громад» - этих супер – пупер танков? Сделали партию для парадов и все. К двадцатому году обещали что-то в районе двух тысяч в Армию поставить. Где? В телевизоре «Танковый биатлон» показывают, а наши танкисты выступают на машинах, разработанных до рождения членов экипажа. Если эта «Громада» такая замечательная, сделайте, хоть одну реально действующую, для спортсменов. Пусть всех победят, заодно новый танк прорекламируют. Нет. Это нормально? Эти танки, на которых наши ребята выступают, передовыми были, когда я служить начинал. Так меня уже списали. Старый стал. Техника, в наше время, устаревает быстрей, чем люди. Новости в телевизоре уже глядеть не охота, одно по одному и все брехня сплошная. Если и проскакивает правда, то ее в общем потоке отследить почти невозможно. Врут уже откровенно. Уже сами понимают, что заврались совсем. И понимают, что мы понимаем, что они заврались совсем, а остановиться не могут.
   - На пример?
   - Баха, давай в интернет глянем.
   - Дядя Слава не верю я интернету. Вот где брехня, так брехня. Половина из пальца высосано.
   - Поэтому надо проверять. Лично я уже никому не верю. Лента ру, вроде серьезное издательство, у тебя сомнения вызывает?
   - Нет, на нее и по телевизору ссылаются, официальный канал.
   - Хорошо, берем их информацию. «Согласно статистике Главнобанка, на 1 октября 2019 года в россейских банках хранились 29,4 триллиона рублей сбережений населения. В 2015 году этот показатель составлял меньше 20 триллионов рублей, а в 2011 году – менее 10 триллионов». Эта информация вызывает сомнения?
   - Нет, ну это же официальная информация, Главнобанка. И, видишь, растет благосостояние граждан.
   - Да, в рублях, почти в три раза. Будем считать в три, то есть на двести процентов, а в долларах? Рубль подешевел изрядно за эти годы и цены на все ощутимо выросли. Смотрим курс на 2011 год, примерно 30 рублей, то есть сбережения в долларах примерно 339 млрд. Правильно?
   - Ну, да. Примерно так.
   - Так мы точно и не считаем. Так, примерно. В 15 году курс сильно скакал *прямо, как у нас*, ну, на конец года, примерно 54,5 рубля за доллар, получается 367 млрд. Роста почти нет, а экономика в этот период активно развивалась. В 2019 – м году курс около 70 руб., примерно 414 млрд. долларов.
   - Ну вот! – Баха подпрыгнул. – Рост!
   - Точно, - дядя Слава быстро считал на калькуляторе. – 22 процента, примерно.
   - Ну, вот!
   - Что, вот, Баха? Рост на 22 процента за десять лет, это не рост. 2 процента в год, ни о чем. Но это еще не все. Доллар тоже дешевеет. Какая у нас инфляция в США за десять лет? Смотрим. «Ну, вот», - как ты говоришь, экономика наука не точная, от 18 до 19,5 процентов, средняя – 18.75 процента. И мы получаем реальный рост благосостояния граждан по официальной статистике 3.25 процента за десять лет. Позорище! Развитие меньше пол процента в год! И это официально, как достижение подают. И ведь, если не думать, а просто смотреть и слушать, начинаешь верить. Они не врут, нет! Они перевирают, передергивают факты, подавая их так, как им в данный момент выгоднее. Отрицательный рост, не упал, а лег, не нас…, что-то я выпадаю из зоны русского литературного, спокойней надо быть, спокойней. Не навалил, а удобрил, ну, извините, что вам на стол! Инсталляция такая – этакая получилась. Официальная средняя зарплата в нашем городе сорок с чем-то тысяч. Открываем сайт вакансий. Что мы имеем? Почти все вакансии в торговых сетях.  Зарплата? 20 – 25 тысяч. Запомни, Баха, самый точный показатель реальной средней зарплаты в регионе, это зарплата в ритейле. Ритейлеры никогда не будут платить больше той суммы, за которую люди согласны ходить на работу и даже работать. За меньшие деньги работник начинает чуть-чуть вредить. А так, как жить на реальную среднюю зарплату тяжко, а требуют с работника много, то и текучка в ритейле огромная. Работать за такие деньги не очень охота. Я как из зоны русского литературного выпал, канал вспомнил «Имперский город». Там у них могучий аналитик есть, Юлий Ранько, уже несколько лет его передачи смотрю. Политика канала интересная: все, что в стране хорошего случается, это президент молодец, а все плохое, это к министрам. Они на канале министров ругают, ругают, а президент хлоп и министров орденами наградил! Кто теперь плохой? Каждый раз выкручиваются, объясняют, почему президент так сделал. Смешно. У нас в Рассее всегда так: царь хороший, бояре плохие. А я так думаю, что, если государь себя такими особями окружил, значит только в этой отаре, он может себя комфортно чувствовать настоящим вожаком, лидером нации. Но, аналитик Ранько очень сильный, посмотри, рекомендую. Думать начнешь, а не просто глядеть и верить.
   - Баха, - подал голос Лука. – А где тот телевизор, который ты смотришь? У меня же нет такой штуки.
   - Надо купить, а новости я по интернету гляжу. В смартфоне.
   - Ты же ему не доверяешь?
   - Так я смотрю только официальные каналы. «Вести» там, и все такое. 
   - Понятно, тоже из пальца высосано, но с другой руки, или, даже, с ноги.
   - Лука, ты быстро втягиваешься, - похвалил дядя Слава. – Вот, триллионы мы с вами посчитали, господа триллионеры, по статистике средний вклад двести тысяч. И совсем эти деньги нашему правительству покоя не дают. Лежат без дела, нет, что б в оффшоры уйти. И начинают деньги у народа активно изымать. Они любят все усреднять, и изымают тоже по среднему, со всех, примерно, поровну. Каждый год для всех граждан новые платежи выдумывают. Скоро за дождь, воздух и грозу с громом брать начнут, как в «Чиполлино». А у меня на счетах вообще ни чего нет. Счета есть: на один с ЖЭКа зарплата капает, на другой пенсия, а накоплений на них нет. А у тебя, Баха?
   - Ну, нет.
   - А у тебя, Лука?
   - Есть.
   - Много?
   - Не знаю, было десять миллионов.
   - Долларов?
   - Нет, рублей. Но я квартиру купил. Ремонт вот. Мебель. О, кстати, кровать же надо ехать покупать.
   - Успеете. Слушай, тратишь ты хорошо, а когда деньги кончатся, что делать будешь?
   - Еще попрошу.
   - У кого? – Баха даже привстал. – Я бы тоже попросил.
   - У отца, или короля, или главы Великого Совета.
   - Дадут? – усомнился Баха.
   - Дадут, у нас ваши деньги не нужны, а у нас их много скопилось.
   - А сам работать не хочешь начать? – дядя Слава в упор уставился на Луку.
   - Так я работаю. Изучаю быт землян, то есть рассеян.
   - Шпионишь, значит?
   - Ох, шпионю.
   - Так у нас тут военных тайн нет.
   - Так и мне они без надобности. Я быт хочу понять. Это земля моих предков. Проникнуться хочу.
   - Получается?
   - Вроде да.
   - Лука, ты всегда брешешь?
   - Нет. Я очень честный.
   - Тебе бы в наш телевизор. И кто у тебя такой щедрый отец?
   - Адмирал, командующий флота, герцог или князь, по-вашему, не знаю, как перевести. Короче, много всего.
   - А ты, тогда кто?
   - Навигатор корабля. Капитан первой звезды. В данный момент нахожусь в бессрочном творческом отпуске.
   - Лука, тебя нельзя в телевизор. Такой брехни, даже он не вынесет. О чем я говорил? – дядя Слава почесал макушку. – А, о триллионах. Я сейчас.
   Отставной прапорщик шустро ухромал к себе домой.
   - Куда это он? – удивился Баха.
   - К себе, - констатировал очевидное Лука. – Зачем, не знаю. Не спрашивай. Лучше я тебя спрошу. О чем вы спорите?
   - Я считаю, что Мутин великий президент и нам всем с ним очень повезло!
   - Это я в курсе, ты мне уже рассказывал.
   - А дядя Слава думает с точностью до наоборот. Ты, по-моему, тоже?
   - Я о нем вообще ничего не думаю. Я про то, что он такой есть, узнал меньше года назад.
   - Как так?
   - Он, как ваши деньги, интересен только вам, - Лука прикусил язык. Плохой шпиЁн, очень плохой. Поспешил переключить внимание собеседника. – И кто из вас прав?
   - А я почем знаю? Когда мы с дядей Славой только начали общаться, ты тогда еще не приехал, я был уверен, что я прав. А вот теперь он во мне поселил сомнения. Ты еще, своими вопросами добавил. Даже не он сам во мне сомнения посеял. Я из-за него стал более вдумчиво, без детского восторга, информацию получать. А, как только стал относиться к тому, что нам говорят более критично, так стал замечать, как нам врут. Но знаешь, так разуверяться не охота. Это, как вот, в душу тебе плюют. Я, даже, вот так на вскидку, не знаю, как мое нынешнее отношение ко всему происходящему объяснить.
   Представляешь, мне двадцать восемь лет, из них двадцать Мутин наш лидер. Лично я до 2014 года политикой вообще не интересовался. В тот год Крым «вернулся в родную гавань». Знаешь, такой подъем душевный был! Прошло шесть лет, а я в том Крыму ни разу не был. У меня просто нет времени и денег туда съездить. Я, вообще, западней Красноярска ни разу в жизни не был. Помнишь, дядя Слава про Золотое Кольцо рассказывал? Я тоже хочу. Мне это интересно. Я не алкаш, не наркоман, не тунеядец – почему для меня путешествие по собственной стране не по карману? В Таиланд съездить дешевле. То, что Крым вернулся, это, наверное, хорошо. Но, как-то он криво вернулся. На Рассею тут же обрушились санкции. Мы, все кого знаю, готовы были терпеть. Мутин, опять же слова очень правильные говорил, про импортозамещение и так далее. А что за шесть лет заместили? Вот, мое, строительное оборудование – все импортное. И, даже то, что вроде, наше, многое произведено в Китае, по заказу какого-нибудь нашего ООО.
   Медицину, говорят, подняли. Я несколько лет в поликлинику не заходил. А тут прихватило – спасу нет, ни вздохнуть, ни пукнуть! Пошел. Поликлиника, при первой встрече, меня приятно поразила. Стало все гораздо лучше и красивее, на входе. К дежурному врачу попал без проблем. В течение часа. Нормально. Правда, не врач – фельдшер. Но мне какая разница? Осмотрела. У нее рецепты уже стопочками распечатанные лежат. Она взяла готовый рецепт, вычеркнула лишнее и мне отдала. Тоже не плохо, я смог прочитать, что мне назначили. И, прощаясь, сказала, что надо мне идти на прием к моему участковому врачу. Вот до этого момента я верил в небывалый подъем нашей медицины. Пошел я записываться на прием, и выяснилось, что записаться можно на прием, который будет через две недели. Все такое радужное, а тут хлоп! Я записался. Меня в регистратуре предупредили, что больничный на две недели мне никто не даст и на прием мне необходимо попасть не позднее, чем завтра. Как? Записи на завтра нет! Это, кстати, еще одна причина, почему я не хочу на официальную работу. Мне больничный не нужен. Кто его оплатит? Пошел я домой. По пути купил таблетки. Пару дней отлежался и на работу вышел. А к участковому на прием не пошел. Зачем? Я уже выздоровел. А каково людям, которым нужен больничный лист? Они больные сидят часами в очереди, в ожидании, когда их примут без записи. Страдают сами и заражают окружающих! Глупость, какая-то.
   И вот у него всегда так. Когда он выступает, так, что ни слово – золото! Я ведь с четырнадцатого года ни одного его выступления не пропустил. До сей поры слушаю всегда. Пока просто слушал, не задумываясь, готов был аплодировать стоя. Реально человек нужные, толковые и правильные вещи говорит. А как до дела доходит. Ерунда получается. У него каждый год «нет времени на раскачку». Он так и говорит, мол, нет времени на раскачку. Поэтому, видимо, и не раскачивается никто. Времени нет.
   Да и «Громады» эти. Ведь нету их, факт. Или вот еще, лет несколько назад, лет пять, наверное. Точно не помню. Продолжительность жизни у мужчин в нашей стране была 59 лет, а сейчас – 70. Как так? Люди за пять, ну, пусть семь лет, стали жить на 11 лет дольше?
   - Это не возможно.
   - Лука, я тоже так думаю. А в нашей стране – возможно. Мотивируя выросшей продолжительностью жизни, пенсионный возраст подняли. Я так думаю, для того чтобы пенсионный возраст поднять, изменили методы подсчета средней продолжительности жизни. Они у нас все так считают. Постоянно говорят о росте доходов граждан, но молчат о росте расходов, который опережает рост доходов.
   - Я вернулся, - дядя Слава ввалился на кухню с картонной коробочкой и химической мерной пипеткой. – Вот здесь у меня рюмочки, почему-то коньячные. Коньяк надо пить из другой посуды. Из этих сивуху пить хорошо. По верхнюю каемочку, ровно 50 грамм. Пипетку эту у меня внук забыл. Он химик – технолог, на комбинате мест нет, так пока таксистом работает. Когда на последнем курсе учился, у меня жил. Что бы диплом писать не мешали. Дома их четверо в двушке живут, у меня спокойнее.
   - Дядя Слава, зачем это все?
   - Баха, сейчас все расскажу и покажу. Вот эти рюмки – у нас будут народом. Наливаем воды по каемку, шесть штук – 300 грамм. Эти два стакана, это у нас люди, как Лука. Они просят, им дают – средний класс. Два по 200 граммов и того 400. Чайник, полтора литра – состоятельный человек. Ребята, ведро это чистое?
   - Да, - Баха пожал плечами. – Мы в нем штукатурку разводим, потом моем, естественно.
   - Оно у нас будет Олигарх. 10 литров. В сумме получается 12200 грамм, они будут олицетворять те триллионы из сказок наших министров, что лежат на счетах у граждан. Только у рюмок всего 2.5 процента от всего этого литража. Теперь правительство эти денежные объемы начинает изымать, чтобы, как они говорят, влить в экономику страны. У людей отбирают то, что у них уже есть, для их же блага. Изымем, для начала, по 10 грамм, - дядя Слава выставил на пипетке нужный объем. – Для простого гражданина – это 20% от всех его накоплений, а олигарху, даже не заметно. Со всех у нас получилось сто грамм. Я вот в эту баночку буду сливать? Простые граждане значительно обеднели, остальные не заметили, даже, такие, как Лука. А на счетах у них по-прежнему баснословные 12100 грамм. Правительство решает продолжить изъятие: поднимает налоги, пошлины, выплаты, НДС, увеличивает пенсионный возраст, выдумывает новые статьи отчислений и изымает еще по 30 грамм. Со всех – 300. А на счетах все еще триллионы – 11800 грамм. Только народу уже жрать не на что, их, практически выжали, оставили только на макарошки. У среднего класса тоже заметно поубавилось. А чайник и ведро возмутились, разоряют, мол, и все такое, мы людей поувольняем. И им правительство частично вернуло: по программе возврата НДС, освобождения от экспортных пошлин и, откровенной, санацией банков. Выжали со всех 400 грамм. Половину вернули самым нуждающимся, а остальное влили в экономику, - дядя Слава вылил оставшееся из банки в раковину. – Все утекло в неизвестном направлении. Экономика, даже не заметила. Простой народ – обнищал, средний класс стал беднее, богатые – еще богаче. Люди – новая нефть, вот примерно так это и работает. Я газетку местную принес, сейчас вам статейку покажу. Интервью с нашим главным городским судебным приставом. Он не без гордости сообщает, что у них в производстве на данный момент 210 тысяч дел по долгам! Вдумайтесь только, в городе с населением 240 тысяч человек, 210 тысяч дел по возврату долгов. Все, алес капут! Люди еще как-то пытаются выкручиваться, удержаться на плаву, но их уже дожимают со всех сторон. Загони котенка в угол, он тебе руки раздерет. А здесь население целой страны! Нельзя народ в угол загонять! Государь – ампиратор наш, тоже думал, что его каратели смогут его защитить. Не смогли. Избивать безоружных, не защищающихся людей за деньги они могут. Кровавое воскресенье устроить. Рабочих на Ленских приисках расстрелять. Это да! А погибать можно только за любовь, за преданность, за идею, за честь, в конце концов! За деньги нет. Нет таких денег, за которые стоило бы погибать!
   - А как же наемники? - спросил Баха. – Они же за деньги погибали.
   - Они за честь. Честь наемников. Не выполнил договор – потерял честь, никто тебя больше не наймет. А эти не наемники, они служащие. Причем в большинстве своем не от хорошей жизни. Подавляющее большинство пошло во все эти карательные службы, от того, что работы с нормальной зарплатой другой нет. Их там, считай, тоже насильно удерживают. А они так же, как все в долгах, в кредитах. За долги умирать точно никто не захочет. За Долг – да, за долги – нет! Я вот чего не понимаю. Ладно, наши – алчные дегенераты. У них лишь хапательный рефлекс остался. Им думать уже нечем. А хозяева их заграничные, они, о чем думают? О том, как потом у этих все отберут, как незаконно нажитое и тем обогатятся? Большая Рассея их напрягает самим фактом своего существования, но, если она развалится, мир получит несколько десятков маленьких, но очень злых ядерных державок, которым терять будет нечего. Сейчас их Северная Корея пугает, а здесь – у кого-нибудь палец на кнопке может и дрогнуть. Пугать никто не будет, на нервах все! Чуть что не так, сразу в бубен и, желательно с ноги, - Дядя Слава выразительно замолчал.
   - Дядя Слава, согласись, мы никогда так хорошо не жили, как сейчас, - нарушил молчание Баха. – Смотри, какие автомобили на улицах! Техника всякая бытовая! Да, вот, - Баха поднял со стола смартфон. – Смотри, как за последние годы поднялись!
   - Баха, тебе лет сколько?
   - Двадцать восемь.
   - И женщина у тебя вон, какая замечательная: молодая, умная, красивая, творческая. Вы давно вместе?
   - Лет пять уже.
   - А детей у вас сколько?
   - Какие дети? Надо сначала на ноги самим встать, потом детей рожать.
   - Вот ты и ответил на свой вопрос. Рассею с колен подняли, а рассеян – раком поставили. Зачем? Сколько ты еще вставать планируешь? В сорок – пятьдесят лет детей уже может не захотеться. И даже не смочься! Серьезно говорю. И если вы, все-таки, созреете, то родите максимум одного. На второго ни сил, ни денег, ни здоровья, ни желания не останется. А что бы население, просто не уменьшалось – детей у двоих родителей должно быть двое! У меня в твоем возрасте двое было, а вот смартфона – не было. Не в смартфонах счастье. Уверенность в завтрашнем дне нужна. Не развелись бы, так и третьего родили, - дядя Слава вздохнул. – Уши у тебя, вроде, не большие, но лапши на них помещается много. Мозг, поступившую лапшу обрабатывает и очень хочет в нее верить. Это понятно, но на подсознательном уровне ты веришь в то, что есть на самом деле. В то, что окружает тебя, а не в то, что тебе говорят. Пытаешься сам себя убедить, а на самом деле все на инстинктах держится. Даже насекомые, если им жрать нечего, не размножаются. Какое потомство? Самим бы выжить! Вот ты говоришь про технику, а в той же Германии ее разве нет?
   - Есть.
   - А где уровень жизни выше?
   - У них.
   - 75 лет назад победили мы, а живут лучше они. Почему?
   - У нас СССР был.
   - Это тебе в телевизоре сказали, любят они там про калоши рассказывать. Советского Союза уже тридцать лет, как не стало! А у нас все сравнивают с последним годом Союза. Это в принципе не верно! В СССР все сравнивали с 1913 годом – последним мирным годом царизма. Меня, через это сравнение, чуть из техникума и Комсомола не выгнали.
   - Как это? – Лука решил поддержать разговор. Вырвалось, он предпочитал слушать.
   - Сейчас, поведаю, эту душещипательную историю, - усмехнулся дядя Слава. – Комсомол мне был, если честно, по барабану, а вот техникум жалко, четвертый курс уже. Обидно вылетать. Был у нас такой предмет «полит экономика». Вела его тетка – грымза грымзой! У нее и кличка была подходящая – свекровь. Очень идейная и вечно всем не довольная. У нее на лице застыло такое выражение – как я вас всех ненавижу, презренные людишки. Серьезно, - дядя Слава опять усмехнулся. – Я нисколько не утрирую. Слово, какое вспомнил, не зря учился. Слов, каких никаких выучил. Дело было так. На очередном бесконечно скучном занятии по этой полит экономике, в 1976 году, мы, как обычно сравниваем современную экономику с экономикой 1913 года. Рост внушительный, тут не поспоришь! Достижения огромны, но прошло уже 63 года! Лица у всех скучающие, у грымзы – одухотворенное. И тут мой сокурсник возьми да ляпни: «По сравнению с 1813 годом – рост, вообще, нереальный». И я, дурак, добавил. Я не хотел, оно само как-то вырвалось: «А какой внушительный рост от первобытнообщинного строя!» Вся группа в хохот. Грымза из аудитории пулей вылетела. Что потом началось!
   Где нас только не разбирали, как совсем не разобрали, не понимаю! Какими нас только проработками не прорабатывали! Ужас. Родителей наших вызывали неоднократно: то к директору, то к парторгу, то на педсовет. Хорошо отец у меня не сильно идейный был, в душе был со мной согласен, а то бы прибил. Так только посоветовал думать следующий раз, где и что можно говорить. Дело до горкома Комсомола дошло. Директор техникума не хотел сор из избы выносить, так, пожурили бы по-тихому. Но грымза, она, же, как все идейные фанатики, не адекватная слегка – донос в горком Комсомола написала на без идейных комсомольцев. Хорошо, хоть выше уровнем никому не доложила. Комсорг городской быстро всех успокоил. Так все лихо шиворот на выворот перевернул. Я аж удивился. Мол, говорит, представьте себе, что будет, если в области узнают. Эти балбесы в армию уйдут, а виновными вас назначат. Куда глядели? Почему должным образом не воспитали, в русле идей «Марксизма – Ленинизма»? Грымза тут же все осознала, припухла, мол, ее вина, не смогла должным образом воспитать. Короче, влепили нам по строгачу, да на этом все и закончилось.
   - Что такое строгач?
   - Строгач, Лука, это строгий выговор с внесением в личное дело. Влепили и забыли. Нам даже учиться легче, чем другим стало. Грымзе с первого раза никто сдать не мог. Всех валила, даже отличников. А уж пятерок никогда не ставила: «На отлично знаю только я!» - любимое ее выражение. Нам по тройке с первого раза поставила, мол, уйдите с глаз долой. Сейчас вспоминать даже весело, а тогда страху натерпелся. Знаете, что самое интересное? Как подельника моего зовут, ни как вспомнить не могу. Вот так, ребята, Советский Союз до сравнивался. Вместо того, чтобы сравнивать уровень развития с другими развитыми странами здесь и сейчас, сравнивал себя нынешнего с собственным давним прошлым. Как думаете, степень вашего развития надо сравнивать с вами в пятилетнем возрасте, или с вашими сверстниками?
   - Мы же взрослые. Сравнивать надо с взрослыми.
   - Баха, ты все правильно понимаешь. Молодец! А почему веришь в то, что развитие Рассеи надо сравнивать с последним годом Союза? Это, в принципе, не корректное сравнение, но, даже, и его современная Рассея проиграет по большинству позиций. Сколько предприятий за эти тридцать лет угробили? Новых, взамен, не построили. Те флагманы производства, что сейчас работают, почти все при Союзе строились. У нас сейчас даже станков своих не производят почти. Чего не коснись – все импортное. Где развитие? Где импортозамещение? Смартфон этот твой, где сделали? В Китае! 30 лет назад у нас электронику производили, в Китае – нет! В окно гляньте, - все повернулись к окну. – Автомобилей, говоришь, много стало? А наши где? Китайцы нам свои машины продают, а ведь это наши, советские, специалисты стояли у истоков китайского автомобилестроения! Все чем мы сейчас гордимся, считаем величайшими достижениями, это все достижения всего Советского народа, а не нынешних рассеян! И Победа во Второй Мировой Войне и первый полет в космос – все это родом из СССР! А современных Рассейских объектов гордости нет. Нечем гордиться, ни нашему поколению, ни вашему. Кем будут гордиться наши потомки? Прапрапрапрадедушками? Общество развиваться должно, а не на месте топтаться!
   Вы еще маленькие были, лет двадцать назад, у нас тут на всех стройках китайцы работали. Сейчас их нет. Рынок «Шанхайка» в городе есть, а китайцев на нем три человека осталось, и те ветераны предприятия, со дня открытия работают, они уже дома жить не смогут, как в гостях будут. Всё, китайцам у нас делать стало нечего! Они дома больше заработают. За двадцать лет мы стали бедней Китая. Во времена СССР мы опережали Китай по всем позициям, кроме рождаемости. А сейчас обогнал нас Китай, как стоячих! Мы из передовой страны превратились в отсталую. Вот так надо сравнивать – себя с окружающими, а не со сперматозоидом, из которого ты получился! – дядя Слава замолчал, глаза его блестели. Оратор. Поймал вдохновение. Выдержал театральную паузу и продолжил. – Когда СССР заканчивался, наш выдающийся режиссер снял документальный фильм «Рассея, которую мы потеряли». Когда фильм по телевизору показывали, я как раз в отпуске был, здесь у родителей. Мода хаять все советское тогда появилась, но в те времена делали это с особым вдохновением. С удовольствием, даже. И вот я посмотрел, проникся. Дурень, вроде уже не маленький. Батя еще жив был, быстро меня в реальность вернул: «Ты то, что потерял? У тебя все предки рабочие да крестьяне. Пролетарий ты потомственный. На что ты мог рассчитывать в той Рассеи? На три класса в церковноприходской школе? На лом, кувалду да лопату и жизнь в бараке пожизненно? Нам в той Рассеи, которую некоторые потеряли, ни чего путного не светило! И режиссер этот, хрен бы в люди выбился!»
   Вот так. За первые пятьдесят лет Советской власти люди здесь реальное чудо совершили. Методы, конечно, спорные, с закидонами, перегибами и сломанными судьбами миллионов людей, но экономическое чудо свершилось! После Первой Мировой и Гражданской войн – разруху победили, экономику, считай с нуля подняли. В Великой Отечественной победили и все, что было разрушено, восстановили. Пол страны, считай, в руинах лежало. И городов новых понастроили! И предприятий. В космос первыми полетели, даже американцев смогли обогнать! Герои! Естественно, я горжусь моими родителями. «Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей».  Я долгие годы был уверен, что строки эти Маяковский написал. А написал их, оказывается, Николай Тихонов и посвящены они морякам императорского флота Первой Мировой. Про беляков, короче. Не вписывались в программу советской школы, поэтому приписывали их Маяковскому. По крайней мере, я со школы так думал. Я горжусь моими родителями, но очень хочется, чтобы и мои потомки мной гордились, а гордиться им нечем.
   - Ты же герой.
   - Баха, какой я герой? Вот батя мой, вот он ГЕРОЙ. Мама – ГЕРОЙ. А я, что я такого сделал? Что после меня останется? Вот дом, в котором мы сидим, чаи гоняем, говорим. Ух, ты, какой поэт во мне пропал. «Хрущевки» наши, как их только не критиковали, кто только не хаял, а они уже пятьдесят лет стоят и еще столько же простоят. Где бы мы все жили, если бы ни эти дома? Квартирки, говорят маленькие, не удобные, а сейчас, что строят? Студии? В кухне живешь, комнат вообще нет. Вот это достижение! Вот это развитие! Ничего не скажешь. И существовал бы Советский Союз, до сей поры, и был бы передовым государством, если бы самолюбованием не занялись. Какие мы молодцы, по сравнению с 1913 годом! И всё, замедлились темпы развития, а потом, вообще развитие остановилось. Наступила эпоха застоя, а затем закономерный результат, если система не развивается, она разваливается. Сейчас у нас даже не застой. У нас стагнация. Деградация на фоне окружающих. Вот и не дает тебе твое подсознание детей рожать, в условиях гибнущего государства.
   Мы живем в очень оригинальной стране. Наш самый страшный внешний враг, это наше собственное правительство. Оно работает исключительно на уничтожение собственной страны.
   - Да, ладно! Вот тут, дядя Слава, я с тобой, точно согласиться не могу.
   - Баха, выйди, вот прямо сейчас, на сайт Международного Валютного Фонда. Посмотри их рекомендации для нашей страны за 2017 год. Открыл? Смотри: вот увеличение пенсионного возраста, а вот рост НДС. Какие тебе еще доказательства нужны? МВФ выполняет предписания Госдепа США, а наше правительство – приказы МВФ. Предки наши в войне победили, независимость страны отстояли, а мы сдались добровольно. Стыдно. Очень стыдно.
   - МВФ же международный, независимый.
   - Его прошлый глава, тоже так думал. Посидел в американской тюрьме, потерял свое положение в обществе, больше так не думает. И никто так не думает, а новая голова экспериментировать со степенями своей свободы не станет. Что прикажут, то и будет делать. Президент наш майские указы восемь лет назад в первый раз указал, их никто не исполнил. Два года назад он эти свои указявки по новой переуказал. Их опять никто даже не думает выполнять. И все нормально. Никого не наказали. Как так? Я, всего лишь, прапорщик. Но я себе очень плохо представляю, как бы мои подчиненные не выполнили мой приказ? Да унитазы бы мыли не переставая! Из нарядов бы не вылезали до самого дембеля! А на высшем уровне – легко. Главу государства вместе с его указами – приказами, можно просто взять и послать. И за это не будет тебе ни чего. Как так? Не понимаю. Для них президент, не президент? Что там у них такое происходит?


Рецензии
Спасибо автору, за правдивый рассказ про старого прапора! Уверен, что такие люди ещё остались в нашей стране. Которые верят не тому, что им рассказывают по телевизору, в газетах, интернете и т.п. а тому, что сами видят и чувствуют про нашу реальную сегодняшнюю жизнь.

Сергей Соков   04.02.2023 07:56     Заявить о нарушении
Да, Сергей. Мы с Вами, похоже, и сами такие.

С благодарностью и уважением Анатолий

Анатолий Меринов   06.02.2023 17:36   Заявить о нарушении