Сказка о царе...

(Сценка в одном действии)
Лица:
Мама, верховодит в семье.
Папа, под каблуком у жены.
Дочь, старшеклассница.
Сын, ученик начальной школы.

Воскресный вечер. Комната в московской квартире. На диване и в креслах расположилась вся семья.
У каждого в руках смартфон, а в ушах наушники. Все увлечённо погружены в свои социальные сети. Проходит, примерно, минута, и вдруг мама как ошпаренная, срывает наушники и взволнованно спрашивает.

Мама. Сынок, ведь завтра в школу. Ты все уроки сделал?
Однако чадо ничего не слышит, вероятно поглощённое игрой,  и продолжает нажимать пальцами клавиатуру своего телефона.
Мама (исступлённо кричит). Сынок!
От этого крика  папа, дочь и сын вскакивают и срывают наушники.
Папа (обращаясь к жене). Что случилось, милая?
Дочь. Мама, ну нельзя же так кричать? Я чуть не родила от испуга.
Мама. Что? Я тебе рожу!
Дочь. Мам, да это шутка такая. У нас все в классе так…
Папа (обращаясь к дочери). Доченька, ты так не шути, а то у меня инфаркт будет.
Сын (обращаясь ко всем). А чё случилось-то, я не въеду?
Мама. Я тебе сейчас «въеду». И откуда только такой жаргон?
Дочь. Мам, ну ты чё? Это же – школа. Там ещё круче говорят. Даже преподы.
Мама (обращаясь к сыну). Так, ладно. Ты все уроки сделал?
Сын. Литературное чтение осталось.
Мама. И чего тогда сидишь? Быстро за уроки.
 

Сын.  У меня не получается.
Папа. В конце концов, у тебя есть сестра. Причём – старшая, которая должна помогать брату.
Дочь. Пусть сам учится. У меня своя домашка есть.
Папа. Нехорошо так, дочка. Помочь брату - твоя обязанность. А что такое домашка?
Дочь. Папа, это - домашнее задание.
Папа. В моё время так уроки не назывались.
Дочь. В твоё время был дисковый телефон. А сейчас у нас мобилы…
Мама (прерывает дискуссию командирским голосом). Так, тихо. Мы сейчас все тебе поможем. Неси учебник.
Сын уходит за книгой.
Дочь. Ну вот, блин, из-за этого балбеса мне вечер портят.
Мама. Дочь, чтобы я больше не слышала этого «блин», поскольку оно заменяет другое, очень нехорошее слово.
Дочь. Какое, интересно, слово?
Папа (поддерживая маму). Ну, скажем так, женщину очень лёгкого поведения.
Дочь (иронично). Не понимаю?
Мама.  Милая, я тебе наедине объясню, хорошо?
Дочь (махнув рукой). Да знаю я всё. Путана, мягко выражаясь? Мне шестнадцать лет. У меня  паспорт. И всех девочек нашего класса  проверяли  в женской консультации  на предмет девственности.
Папа (дрожащим голосом). Дочка, ты меня в краску вводишь…
Мама. А почему ты мне ничего не сказала? И как это закончилось для тебя?
Дочь. Могу сказать. Я – непорочна как Христова невеста. Всё? Исчё есть вопросы?
Мама. А остальные девочки?
Дочь. Не интересовалась чужими вагинами.
От таких слов папа и мама замирают от ужаса, но  возвращается сын с учебником в руке.
Мама. Так, оставляем эту тему. Все садимся и коллективно выполняем домашнюю работу. Говори, что надо делать.
Сын (уныло). Задали  разобрать стихотворение Пушкина - сказка о царе султане.
Папа. Салтане, наверно, сынок. Открывай учебник.
Сын листает книгу и находит нужную страницу.
Сын. Да, Салтане. Салтан, Султан, кому это интересно. Я считаю…
Мама (прерывая ребёнка). Твоё мнение выслушаем позже. Задание прочитай.
Сын (читает монотонно). Сделать подробный анализ произведения. Охарактеризовать каждого персонажа. Определить смысл произведения. Знать фабулу произведения. Выявить и разобрать значение вышедших из употребления слов, терминов и определений.
Папа.  Да, серьёзно. В наше время нас особо не заморачивали. Просто читали по ролям и…
Мама (прерывает отца). Дорогой, не будем терять время. «Нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Это кто написал?
Папа. Ты меня за дебила  держишь? Пушкин.
Мама. Произведение?
Папа задумывается.
Мама (иронично). «Ваше время истекло, ваше время истекло», как в фильме «Золушка». Это, конечно, «Евгений… Кто знает?
Сын. Евгений Евтушенко.
Мама. Причём здесь Евтушенко?
Сын. Но он же поэт.
Мама (удивлённо). А откуда ты знаешь про Евтушенко?
Сын. А мы в классе песню его учили: «Хотят ли русские войны».
Папа. И какой ты сделал Вывод, исполняя эту прекрасную песню?
Сын. Хотят!
Папа. Да ты что, сын. Откуда ты взял? Песня антивоенная. И там дан чёткий ответ: «Но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою…»
Сын. Нам в школе всё время говорят о великой отечественной войне, типа, - можем повторить. О нашей армии, самой сильной в мире. Про оружие, которое есть только у нас..Вот я и думаю, что очень хотят воевать.
Папа (пафосно) Да нет же, сынок. Мы за мир…
Мама (обрывая всех). Так, мы отвлеклись от темы. Папе – двойка. Это - «Евгений Онегин». Будете проходить в 10 классе.
Сын. Тогда я и узнаю про вашего  Огенена.
Мама. О-не-гин. Так, поехали. Начинай читать.
Сын (опять уныло). Сказка большая. Нам её сегодня не осилить.
Мама. Давай, начинай.
Сын (без выражения). Три девицы под окном пряли поздно вечерком. – Кабы я…»
Мама. Стоп. Можешь объяснить первое предложение?
Сын. Не-а…
Дочь (иронически и глядя на отца). Я помогу как старшая сестра. Девицы – значит незамужние. А раз прядут, значит, простые крестьянки, а не купчихи или дворянки. Я уж не говорю о боярских дочках.
Папа (восхищённо). Браво,  милая. Я поражён твоими знаниями. Ты приятно меня удивила.
Мама. И ещё, сынок, тебе для общего развития. У девиц только одна коса. Это в «Евгении Онегине»: «Мне с плачем косу расплели. Да с пеньем в церковь повели». Сынок, ты запоминаешь?
Сын.  Запоминаю. Девицы. Одна коса. Крестьянки. А можно я дальше своими словами?
Мама. Хорошо.
Сын. Девицы, типа, стали хвалиться, чтобы каждая сделала, если бы стала царицей. Одна – еду приготовила на весь мир. Крещённый.
Мама, Крещёный. Верующий в  Христа. Продолжай.
Сын.  Другая  наткала бы ткани, на всех. Третья – родила богатыря для царя. А царь там случайно оказался. Около забора. И всё слышал. И он предложил ей стать царицей.
Мама.  Ну и как ты охарактеризуешь девиц?
Сын. Да первые две – «дурочки с переулочка». А третья – умная. Сразу поняла, как своё взять. Короче – хитрожопая…
Папа (хватаясь за сердце). Сынок, от твоих слов мне становится нехорошо.
Сын (удивлённо). А чё я такого сказал? У нас все так выражаются, даже ещё хужее…
Дочь (с презрением). Хуже, двоечник. Мне стыдно за тебя.
Сын. Да ладно, сама-то как говоришь…
Дочь. Я говорю всегда правильно.
 Мама (примиряюще). Детки, детки. Как говорил Маугли – мы же одной крови. Вы должны жить дружно.
Сын (обиженно) А чего она…
Мама. Всё. Мир, дружба, жвачка. Дольче и Габана. Будем толерантны.
Папа. Да, терпимы и снисходительны. И без всякого сленга. Хорошими русскими словами.
Сын (ехидно). Да-а, а я слышал, как ты с кем-то разговаривал по телефону и кричал: «Пусть не ищет на свою жопу приключений…»
Папа встает и отворачивается, вероятно, чтобы скрыть смущение..
Мама (пытаясь сгладить ситуацию). Так, всё. Я допускаю, что это слово употребляемо. Но не в кругу семьи. Дома надо изъясняться красиво. Давайте учиться дальше. Так, папа, садись, хватит переживать.
Папа, уже успевший прийти в себя, садится.
Папа. Сынок, мама и я из семей интеллигентов. И ты с сестрой тоже  дети интеллигентов, нас с мамой. Конечно, иногда приходится выражаться, но надо знать меру. Я думаю, что ты понял.
Сын. Понял.
Мама. Так, сынок, а как ты объяснишь ситуацию, что царь оказался там рядом? Подскажу тебе косвенно. Вот у нас в книжном шкафу красивые тома сказок «Тысяча и одна ночь». Там рассказывается, как один царь, чтобы узнать о жизни своих подданных, прикидывался простым человеком и наблюдает за ними. Слушал их разговор и так далее. Может и здесь так же. И если ты скажешь об этом на уроке, все подумают, какой ты умный и начитанный. Ну, сформулируй мою мысль. Пока тебе «Тысячу и одну ночь» читать рано. Они для взрослых…
Дочь (перебивая). Да он уже читал. Когда вас не было дома, он пришёл с товарищем, достал томик, и они читали, и долго ржали как кони. И даже цитировали строки, типа: «и тут принц понял, что она ещё не объезженная ни кем кобылица, и не просверленная ни кем жемчужина».
Мама (удручённо). Я в шоке. Это правда?
Сын. Да, а что такого. Учительница в школе велела почитать «Тысячу и одну ночь».
Папа (удивлённо) Не может быть?!
Сын. Я не вру. Сказала, можно читать адап.., адапт…
Мама. Адаптированный? То есть подготовленный для детского восприятия.
Сын. Да. Я думал, что у нас адаптированный. А эту сказку, про принца, мы случайно нашли. И ещё удивились, подумав:  во, наша училка даёт!
Мама. Ладно, проехали. Я поговорю с учительницей. Рассказывай, как ты понимаешь этот момент.
Сын. Пушкин написал, что «Во всё время разговора он стоял позадь забора». Может он ехал мимо и…
Мама (пафосно). Молодец, дальше, и…  Ну хотел, там, услышать речи своего народа. Простых людей.
Сын (сконфуженно). И ему захотелось… в туалет. Вот он и подошёл к забору. Тогда ведь общественных туалетов ещё не было.
Семья, за исключением сына, начинает громко смеяться, и никак не может остановиться.
Сын (обидчиво). А чего смешного-то. С каждым может приключиться. Мама, помнишь, когда у нас последний раз были гости, и дядя Петя, твой брат, когда все мужчины курили в кухне, рассказывал.
Мама (настороженно). И что же он рассказывал? Зачем ты слушаешь разговоры взрослых, это несолидно?
Сын (обидчиво). Да ничего я не слушаю. Ты мне сама тогда велела на кухню тарелки грязные отнести. Я вошёл и случайно услышал, как он громко сказал: «Я чуть не обоссался в машине, стоя в пробке. Хорошо у меня была большая пустая бутылка из-под колы…» Если бы я заткнул уши, то тарелки бы упали и разбились.
Дочь (восторженно). Не ожидала от тебя такого, broo! Заценила. Завтра в классе расскажу, как ты трактуешь Пушкина. Тащусь…
Мама (растерянно). Да, такая версия, конечно, тоже может быть… Но, всё-таки, – это высокая литература. Пушкин… Классика. Папа, скажи хоть слово. Или ты не с нами?
Папа (очнувшись от своих мыслей). Да, сынок, это необычно. Первый раз слышу такое. Но в споре рождается истина. Молодец. Давайте дальше, а то мы зациклились на естественных человеческих отправлениях…
Мама (понимая, что зря затеяла эти занятия).Так, сынок, скажи, что тебе не понятно, и на сегодня можем закончить. У тебя завтра есть урок литературного чтения?
Сын (радостно). Нет.
Мама. Вот и хорошо. Есть вопрос по сказке?
Сын(с опаской). А ругаться не будете?
Мама (удивлённо). А почему ругаться? В сказке всё пристойно. Спрашивай.
Сын. Хорошо. Я зачитаю. Вот. «А потом честные гости на кровать слоновой кости положили молодых и оставили одних».
Мама (напрягшись). Ну, тогда так принято было. Им же надо было где-то спать…
Папа (пытаясь помочь маме). А кровать слоновой кости – это только у царей…
Сын (воодушевляясь). Да это мне понятно, а вот дальше, слушайте: «А царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла».
Папа (грустно). «В те поры война была…»
Мама (в замешательстве). Сейчас попробую объяснить…
Дочь (радостно). Да чего там объяснять. «Залетела» она, broo, понял? Киндер у ней будет. Царь Гвидон!
                Немая сцена.


Рецензии