Рецензия на Королеву чардаша, МТО, 2021

"Можно часто увлекаться, но один лишь раз любить…"

Московский театр оперетты закрывает сезон премьерой. "Королева Чардаша", символ сам по себе, культовая оперетта.
Остроумная и страстная, яркая и звонкая. В который раз.

Только время другое. Накануне премьеры неуклонно поползли вверх уже привычные цифры, уровень заболеваемости по Москве. Война? Ковид.
Ставили "Сильву" и в 1941 году. И люди уходили из зрительного зала на войну.
Сегодня зритель приходит в театр из мира, где бушует эпидемия, уже второй год. И выходит из театра в город, где продолжается ковид.
Может быть, поэтому "Королева чардаша" 2021 года получилась другой.

Либретто знакомо по фильмам, многочисленным статьям и видеозаписям. Она - шансонетка, он - князь, помолвка, разлука, преграды, родители, счастливый конец.
Много ярких номеров, арии, которые знает каждый, цитаты, костюмы.

Что же получилось у театра оперетты на этот раз?
Получился сильный и стильный спектакль, в котором задействована большая часть труппы, для которого созданы невероятные декорации и костюмы. И всё бы скатилось к типовому хвалебному отзыву, если бы не одно веское "но".

Новая "Королева" лишена фейерверка страстей, голосов и номеров на бис. Лишена и от этого только выиграла, вернув зрителю старую историю на новый лад.

От артистов балета до князя-папы. От дирижера до последней лампы в последнем ряду декораций. От начала до конца зрителю дарят именно ту "Королеву Чардаша", которая нужна сегодня.

Нет в новой постановке знакомых по записям прежних лет взрывных эмоций и накала страстей. Нет арий на разрыв, нет смятения и всего того, что ждет зритель от знакомых и любимых героев. И вместе с тем - есть всё, что нужно. Знакомимся заново.

Режиссер и актеры, художники и хореографы, костюмеры и гримеры создали спектакль, созвучный не просто нашему ковидному периоду, а настроению своего зрителя. Это отношение - "для своего зрителя" было главным и на сцене, и в зале во второй вечер премьеры, 16 июня.

Новый Эдвин, Николай Семенов. Его герой, наследник и князь, влюбленный и разлученный, счастливый в финале спектакля. После всех, кто выходил на эту сцену в роли Эдвина, Николай смело и профессионально играет, поет и кружится в вальсе. И у него все получается с необходимой долей уважения и к материалу, и к своим коллегам, и к истории театра, в котором он служит. Он ищет своего героя, свою собственную дорогу в жанре и, мое личное мнение, находит правильные интонации и движения, наполняет Эдвина классическим пониманием этой роли и вместе с тем раскрывает себя самого.

Бони, проказник и верный друг, Александр Бабик. Яркий герой, свежий и необычный в этой роли. Нет в его работе того классического Бони, которого знают по арии " Без женщин жить нельзя на свете, нет". Александр лишил своего героя легкомысленности, но зато усилил все остальное. "Без женщин" спета и сыграна отлично, как надо, и всё же не так, как раньше. Меньше разудалости, больше живого очаровательного волнения и преклонения перед женщинами. Бони, конечно, влюбчивый шалун, но во втором акте он дал обещание помочь, и конфликт между "жена - не жена" и Стасси выведен Александром Бабиком на первый план. Смятение его героя в сложившейся ситуации - вот что покорило зрителей. Живой. Яркий.

Стасси, Полина Клинникова. Так, как надо. Немного трогательности, но много проказ. Молодость героини и опыт актрисы, а в итоге - да, это она. И самый сильный момент - когда Стасси желает Эдвину счастья, отпуская его. Ни тени, ни одной неверной нотки, а образ цельный, чистый и прелестный.

Ферри, Петр Борисенко. Очень много сдержанности и грусти в его герое, обаяние утратившего, но не отчаявшегося. Эпизоды комедийные отточены до блеска, а лирические - дозированы и сыграны классически точно. Героем Петра Борисенко любуешься, ему сопереживаешь и постоянно ловишь себя на мысли: пусть у него все будет хорошо. А значит, актер зацепил и все у него получилось.

Единственный, кто во всем спектакле действительно развязен, нахален до наглости и смотрится героем переходного периода от кабаре к шоу - это Mishka. Mishka таким и остается в памяти, латиницей, международный шоумен, блестяще - Михаил Беспалов. Хозяин и делец, который и черта за рога ухватит, и после разорения поднимется. Заслуженный артист России Михаил Беспалов - широкий размах, мал да удал, а не объедешь, но и тех выручит, и этим подсобит. Отличная работа, браво! И промелькнул в какой-то миг уже вечный Буба Касторский, и вспомнился не в сравнении с Беспаловым, а как тонкий намек от самого актера - помнишь ли ты? Помним, отреагировал зал, помним.

Нотариус Киш, Валерий Гончаренко. Немного времени, всего один эпизод, но все внимание зала и мгновенный отклик на игру.

И, конечно, князь-папа, Леопольд. Народный артист России Александр Николаевич Маркелов. "Князь-папа" и назвать его героя иначе не могу. Радушный, комильфо, почтенный и смущенный, а от финальной "Цецилия, а мне афишу подпишешь?" - зал в восторге, как и всегда, от любой роли Александра Николаевича.
Но если в антракте открыть You Tube, то можно увидеть кусочки арий из прежних "Сильв". Там Александр Николаевич в 1982 году поет дует Бони и Стасси, и голос его чарует с первых нот. Можно найти записи из "Сильвы", где Бони-Маркелов и Эдвин - Сергей  Алимпиев, а Сильва - незабвенная Лилия Амарфий. И позже - Ферри в исполнении Александра Николаевича. Четыре десятилетия театра оперетты, от 80-х до наших дней, и все это время Александр Николаевич служит своему театру и зрителю. Представить это мне сложно, потому что это больше всей моей жизни. И жизней многих молодых зрителей, что видят Маркелова в спектаклях Театра Оперетты в наше время - от мюзикла "Монте-Кристо" до всего классического репертуара. Повторюсь - всего классического репертуара. Спектаклей, в которых Александр Николаевич сегодня не занят - очень мало.
Князь-папа в "Королеве Чардаша" 2021 года, во времена чумы. Уважение и благодарность, Александр Николаевич.

И наконец, главная героиня. Цецилия. Народная артистка России Елена Евгеньевна Ионова.
Непреклонная mama Эдвина, растроганная Цилике, из того самого кабаре, где Эдвин встретил и полюбил Сильву, неукротимая и молодая в финальной арии - нет сухой графы "длительность спектакля", есть история, рассказанная актрисой, и теряешь ощущение времени. Сцена, декорации, освещение, даже костюмы - всё отходит в тень. Потому что Елена Евгеньевна на сцене - королева чардаша. И спектакль о любви. О том, как любить настоящее время, как не оглядываться назад с сожалением, но с нежностью. О том, как любить сына и защищать то, что любишь. О том, что женщина должна быть справедливой и понимать поступки других. И Цецилия оценивает поступок Сильвы, освобождающей Эдвина от обязательств. Проигрывать тоже надо уметь. А еще - это спектакль о том, что жизнь побеждает там, где человек верит в жизнь. И все эти мысли и чувства - в игре Елены Ионовой. Мерцают бриллианты на платье княгини, и этот блеск затмевает роскошный наряд Сильвы. Таинственный свет актрисы, глубина ее голоса и мастерство, которое способно  поддержать молодых, согреть зрителя и обнадежить его именно сегодня, во времена ковида. Уважение, восхищение и благодарность, Елена Евгеньевна.

Сильва. Мария Ворожейкина. Приглашенная актриса. Сильный и красивый голос. И слишком яркий контраст со всей труппой театра оперетты. Нет контакта. Есть идеально исполненные арии, отрепетированные номера с другими актерами. Все хорошо, а контакта нет. Работа сделана на отлично. Может быть, в дальнейшем, на десятом спектакле Мария срастется с составом, но пока об этом рано говорить.
И даже "Частица черта" получилась, но не обожгла. Скользнула развязность, но не чертовщинка. Я надеюсь, это проблема только времени.

И всё же, спектакль получился. Странный, старинный рассказ о любви. Слишком известные арии - вред, но тем интереснее задача режиссера и актеров. И заслуженный деятель искусств, режиссер Валерий Архипов, собрал всех героев заново, создал то, что называется "новое прочтение". Нет в "Королеве" бурного веселья и ликующего праздника, но вся постановка пронизана радостью жизни. Тактично и бережно, осторожно и тщательно - от "Без женщин" до "Эй, друг любезный". Храня в памяти прежние постановки, зная, что и зритель всё помнит.
Спектакль получился таким, какой нужен сейчас, в наше время, в начале очередной волны ковида - не до веселья, но оно вернется. Не надо "пира во время чумы", но людям нужен праздник. Хотя бы в театре, хотя бы на один вечер. И весь театр оперетты отвечает данной постановкой беде, в которой мы сейчас оказались. Не пылают до небес алые всполохи в "Частице черта в нас". Потому что не ко времени поминать нечисть. И свет на сцене, его цвет и насыщенность, поток - не в полную силу. Костюмы завораживают, но не диссонируют с тем, что творится с нами. Они напоминают - еще есть театр, еще есть герои во фраках и бальных платьях, есть красота человеческого тела и искусство костюма. И даже хореография претерпела сильные изменения в этой постановке. Не кружатся вихри, не проходит ураганом огненный чардаш, есть искусство танца, и оно тоже никуда не денется, что бы ни происходило с нами.

Всё получилось, дорогой театр. Всё получилось, режиссер и актеры, все, кто работал над "Королевой чардаша". И немного надежды, что вы подарили людям - это очень много. Этого достаточно, чтобы люди снова поверили - жизнь не просто продолжается, она победит. Будет жизнь.

Хочется напевать, пусть вполголоса: 
Эй, друг любезный, мы живем только раз!
Эй, друг любезный, дорог нам каждый час!
Эй, друг любезный, пусть печаль мчится вдаль.
На неё время тратить жаль.

Спасибо вам всем, берегите себя.
С уважением и благодарностью, Диана Галли.


Рецензии