Меламед и смерть 1. История еврейской фамилии

   К тому времени я на заводе несколько лет уже не работал. Имя Меламеда я, к сожалению, не запомнил, и ничего о нём, кроме того, что было известно всему заводу, раньше и не знал. Он был гораздо старше меня, но оказалось, что несмотря на свою хромоту, мотается, как и прежде, по лекциям. Поджидая автобус, мы разговорились словно старые знакомые:

- Здравствуйте, товарищ Меламед! Рад Вас видеть в добром здравии. Как Вы оказались в наших краях? – поинтересовался я.

- Всё просто, Володя, - здесь я удивился его цепкой памяти на имена заводчан, – живу я здесь, в микрорайоне галантерейного комбината, теперь вот мне надо добраться до новой школы в другой конец города. Там у меня состоится встреча с учениками.

- О международном положении будете рассказывать?

- Вряд ли им это будет интересно. - ответил Меламед. – Расскажу о своей жизни, где бывал, что видел.

- Полагаете, что сумеете заинтересовать бездельников? - спросил я просто так, для поддержания разговора, поскольку автобуса в конце Красноармейской улицы не было видно. - К теперешним деткам нужен особый подход.

- Попытаюсь, если получится: как-никак мои предки, судя по нашей фамилии, были учителями, - и здесь он успел в ожидании прихода автобуса довольно подробно рассказать мне историю появления своей фамилии.
 
   Фамилии достались многим евреям во времена, когда после раздела Речи Посполитой между тремя «чёрными орлами» - Россией, Австрией и Пруссией**, они хлынули в Россию, как им казалось, на вольные хлеба. Но не тут-то было: указом Екатерины II была введена черта оседлости на территории России подальше от столицы и Москвы, где иудеям дозволялось селиться и торговать.

   Утверждать не буду (сам не читал), но, якобы, в одном из писем философу Дени Дидро императрица Екатерина II в 1773 году пишет: «...евреи были допущены жить и торговать в заднепровской Новороссии. Белоруссия кишит ими. В Петербурге живут трое или четверо. Восемь или девять лет тому назад они жили у моего духовника: их терпят, обходя закон; делают вид, что не знают, кто они такие. В конце концов допущение их в Россию сильно повредило бы нашим мелким торговцам; эти люди всё себе заграбастают и вызовут больше неудовольствия»
 
   В дальнейшем, по соображениям Гавриила Романовича Державина, служившего министром юстиции до осени 1803 года, евреям, надлежало присваивать смысловые фамилии, русские либо малороссийские. Фамилии должны были отражать род занятий, а если таковой не был постоянным, то выпуклую черту характера, облика или привычки. И «Положение о евреях» от 9 декабря 1804 года предписало всем доселе бесфамильным евреям Российской империи обзавестись фамилиями.

   Российские чиновники всегда свято блюли славную традицию - измываться над людьми. Поэтому они упражнялись в написании еврейских фамилий как могли и, обычное дело, брали мзду если еврей придавал огромное значение своему происхождению или роду занятий. Случалось, если злата и серебра у бедного еврея не было, расстроенный чиновник запросто вписывал в казённую бумагу фамилии Чесаков, Слизнев, Дикой или другое какое-либо неблагозвучие.

   Предкам героя нашего рассказа досталась фамилия по роду занятий – Меламед. Её даже не стали переделывать на русский манер – Учитель. Меламедами звались учителя традиционной еврейской платной начальной школы – хедера, где учились детки более–менее зажиточных ашкеназов***, говорящих на идиш.

- И что же Вы школьникам расскажете о своей жизни?

- Расскажу о войне.

- Это правильно, а то наших недорослей скоро пионервожатые соседней школы будут водить возлагать цветы к памятнику фашистам, - и я поведал Меламеду свои эмоции по поводу цветов у подножия памятника на Северном кладбище.
 
- Володя, я тоже содрогаюсь при её виде, но истина дороже. на полковых знаменах латышских стрелков впервые огневой крест - свастика появляется, пожалуй, в 1915 году во время первой мировой войны. И монумент с разбитой свастикой – это не памятник гитлеровцам, а сооружён в память о латышских стрелках 1919 года, которыми командовал Оскар Кoлпак пока Карлис Ульманис со своими министрами два месяца отсиживался на пароходе "Саратов" под охраной английских кораблей. А в это время немцы ландсвера****, и в их составе батальон Колпака*****, умирали за идею создания буржуазной республики.

   Признаться, так я тогда практически не особо интересовался прошлым и мало что знал из истории Латвии, но после слов Меламеда вспомнил свои детские впечатления от разговора с дальним родственником, дядей Кириком. Полелиться впечатлениями я не успел: появился автобус, и мы расстались, так как рванули к разным дверям долгожданного "Икаруса".


** Орлы на гербах России, Австрии и Пруссии были чёрного цвета, орёл Речи Посполитой – белого.

*** Ашкеназы - евреи, которые жили в Германии, Франции и Англии, откуда они были изгнаны в Восточную Европу.

**** Ландсвер – созданное Временным правительством К.Ульманиса по договору с немецким консулом ополчение для защиты Латвии от большевиков после подписания Брестского договора 3 марта 1918. Немецким и другим добровольцам были обещаны «полные права гражданства» Латвии и земельные наделы, при условии их участия в боевых действиях по защите Латвийской Республики в течение не менее чем четырёх недель. Ландсвер состоял в основном из прибалтийских немцев, примерно третья часть – добровольцы иных национальностей. Общая численность ландсвера была около 4000 человек. Немцы полагали, что с ними будут считаться в Латвийской Республике. Однако, вместо благодарности за помощь в отстаивании независимости, немцы столкнулись с ущемлением своих прав, как позднее и русскоговорящее меньшинство, часть которого поддержала декларацию независимости, принятую Верховным Советом Латвийской ССР 4 мая 1990 года.

***** Латышский отдельный батальон ландсвера был организован под командованием георгиевского кавалера Российской армии Оскара Петровича Колпака. Русскую фамилию Оскара Петровича исказили латышские националисты из лиепайского отделения "Tevzemei un brivibai" (Отечеству и свободе)во времена называемые «Atmoda»(Пробуждение) в 90 годы прошлого века. С тех пор георгиевского кавалера иначе как Калпакс не величают и считают его создателем латвийской армии. На февраль 1919 года под его начало удалось набрать в Либаве 276 рекрутов. Были среди них и латыши.


Начало: http://proza.ru/2021/05/02/1856
Продолжение: http://proza.ru/2021/06/15/4





 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Очень интересный, познавательный рассказ!
Даже если каждый из нас был бы полиглотом, то всё равно историю всех стран постичь невозможно.
Спасибо, некоторых вещей не знала.
С наилучшими пожеланиями,

Варвара Можаровская   23.12.2021 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Варвара!
Мне Ваше имя не чуждо и дорого: моя бабушка носила это имя 92 года. Увы, многое в прошлом. Сам уже прадед. Здесь мои стихи о бабушке:
http://stihi.ru/2017/01/03/2518
и ещё:
http://stihi.ru/2020/01/15/2249

Владимир Улас   28.12.2021 21:35   Заявить о нарушении