Птичку жалко!

Благодаря счастливой случайности я в течение некоторого времени состою в переписке с фрау Рихтер, родившейся в СССР, и вышедшей замуж за немца из ГДР, и по велению истории оказавшейся  гражданкой ФРГ. Побудительной причиной для нашей переписки явилось обоюдное стремление «понять современные политические конфликты» и получение из первых рук информации о жизни в наших странах. И вот передо мной – изрядный объем электронных писем, содержание которых я хочу проанализировать, ибо, что может быть интереснее мнения мыслящего  европейца - бывшего соотечественника?
Марина Семенова (ее девичья фамилия) родилась в русско-польской семье; польскую сторону представляла мать. Дед с материнской стороны был из бедняков; бабушка – из обеспеченной семьи; дед стал коммунистом, и был востребован советской властью; по бабушке же каток пролетарской диктатуры проехался на всю катушку. Дед окончил университет, и стал инженером-строителем; когда началась война, власть его на фронт не призвала, а использовала для работы по специальности. Занимаясь после войны строительством жилищ, он дослужился до включения в номенклатуру (удостоился персональной пенсии), и на его дочь – мать Марины - уже не распространялся позор непролетарского происхождения его жены. Маринина мама окончила Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ), и Марина продолжила  династию строителей, в свое время поступив в тот же институт. Она боготворила  свою маму, и по ее примеру воспитала собственную дочь – Кристину.
Жизнь Марины в Советском Союзе  сложилась весьма удачно: ее родители постоянно работали за границей, и она жила вместе с ними. Даже если, как в данном случае, речь шла о Ближнем Востоке, это означало принадлежность к номенклатуре. Достаточно сказать, что Марина, никогда не жившая в коммунальной квартире, на основании увиденного при посещении своих непривилегированных подруг, находила такую жизнь «веселой» (вот уж, действительно, обхохочешься!). Но все резко изменилось, когда безвременно скончалась Маринина мама, и отец женился на молодой женщине. Марина, - тогда студентка, ушла из отцовского дома.
Но судьба от Марины не отвернулась: ей посчастливилось познакомиться с гражданином ГДР Карлом Рихтером  -  студентом ленинградского Политеха, - основательным, серьезным, умным и хорошим человеком, который  на ней женился, и увез к себе на Родину против воли своих родителей. Именно в высоких качествах ее супруга заключалось  везение, а не в выезде за границу, о чем поголовно мечтали все советские девушки, чтобы вырваться из «Рая», так как она поменяла шило на мыло: Советский Союз на «соцстрану». Восемь лет жизни в ГДР оставили в памяти Марины Рихтер довольно скудный след, чего не скажешь о существовании в объединенной  Германии, ибо там они с супругом вступили в борьбу за существование. Чтобы заработать на дом, на приличное существование и на хорошее образование  для дочери, Карл Рихтер, выбрав профессию государственного служащего, подрабатывал преподавательской деятельностью. Марина Рихтер совмещала работу по своей основной специальности строителя с уходом за больными, для чего пришлось получить второе образование.
Теперь супруги Рихтер добились поставленных перед собою целей, - стали представителями среднего среднего класса (middle middle class): они живут в собственной квартире на окраине Берлина, где удобство городского существования сочетается с близостью к природе; у них дом- полная чаша, так как Карл получает государственную пенсию, и по мере сил подрабатывает; Марина продолжает работать. Их дочь, Кристина, получив образование в Эдинбурге, работает экономистом на высокооплачиваемой должности в Великобритании – стране, куда стремятся люди всего мира; занимаясь своим хобби, она приобрела вторую профессию -  художника-декоратора.
Теперь, когда нам вкратце известна биография Марины Рихтер, уместно перейти к ознакомлению с ее мировоззрением, и оно вскоре обнаруживает свою противоречивость. До тех пор, пока речь идет о текущей политике и касается вопросов непосредственной жизненной практики, точка зрения фрау Рихтер характеризуется уважением к истине, здравым смыслом, умением увидеть и выделить главное, и способностью все это высказать ясным, доступным, лаконичным, ярким языком. Приведу примеры.

«Ничего не сделать и не изменить в этом мире. Маркс был не прав, что работающий, неплохо зарабатывающий пролетариат будет убивать гидру капитализма. Он сидит сытый дома, выплачивает кредиты на домик, машину, мебель. По улицам бегают безработные, или уволенные, или завистливая, неустроенная в этой жизни молодёжь с родителями неудачниками. Одни зарабатывают, а другие жгут и громят, т.к. им терять нечего, а тюрьме, если что, - тепло и нормально кормят, и суточные дают».

«Ленин, дурак, тоже всех умных выставил, или от голода сами сбежали, кто мог. Если бы не красный террор в России, то и отношение к евреям было бы лучше во всём мире. Что эти коммуняки творили! В Европе поднимались волосы дыбом, и она принимала толпы беженцев».

«Ошибка коммунистов, что они ничего нового не придумали, как только отбирать у тех, у кого есть, и делить на всех. Других идей у них нет, и у Зюганова забота продержаться у кормушки, как можно дольше на зарплате».

«Нам нравиться жить при капитализме. Мы можем себе всё позволить и наслаждаемся жизнью. Но мы не хотели бы в наше время быть молодыми и бороться сейчас за место под солнцем».

«Мне плевать стало уже давно на других. Нас ведь тоже бросили в холодную воду после объединения Германий. И всем было плевать на нашу судьбу и жизнь. Каждый выплывал к берегу сам, как мог. Некоторые очень хорошо выплыли, а многие остались на острове под названием «Социальная помощь». Теперь платят по безработице всего 1 год, а потом ты получаешь социальное пособие до конца жизни. Правда, чтобы они не сошли с ума от безделья и не воровали, товарищей через 2-3 года прозябания посылают на годик убирать улицы,  чистить лес, озеленять, собирать мусор в госкомпании. Отъедаться на большие деньги. А потом опять на социалку - отдыхать. А что с ними делать, с лишними людьми, при такой быстрой автоматизации производства? Ведь уже давно функция рабочего: станок запрограммировать, а потом стоять и смотреть, как он работает?»

«Я приехала в ГДР летом 1981, а в 1989 году начали выводить русские войска. Я уже больше 30 лет живу при капитализме. Как я и писала, очень им довольна. При ГДР мы имели «Трабант» и до старости накопили бы на русскую «Ладу». Жили в съёмной квартире. Теперь у меня несколько собственных квартир. Одна в Англии. Мы обеспеченные люди. Спасибо за это капитализму, и что русские отсюда ушли».

 «Я тоже за Путина. Мужик пашет, как сумасшедший. Спасибо ему!! Приписали ему теперь какую-то виллу. Да пусть отдыхает хоть в 2-х; заслужил мужик! Люди могут испытывать гордость за свою страну. Ни с кем из западных политиков его не сравнить по уму и спокойствию. Чем его тут только не поливают, ненавидят, но уважают».

 «Меркель, как Путин, посвятила свою жизнь стране и благополучию немцев, как порядочно воспитанная дочь священника. Скромная во всём, умная, ответственная и порядочная».

 «Мы с ужасом думаем, что скоро будет у нас в Германии после скромной, польской девочки Ангелы. Претендуют на её пост гомосек, провинциал, одного уже попёрли раньше из партии, поклонник Америки и ненавистник России. Что будет с нами, бедными? Хотя ничего, мы обеспеченные пенсионеры и вовремя выпали из обоймы. Другие должны неизвестно как работать и содержать семьи и выплачивать, набранные на всю жизнь кредиты. Мы уже, к счастью их выплатили».

«Меркель продвигала поток (Северный поток-2) для своего государства, хотя все в курятнике орали, были против, и подавали даже в суды. Она даже законы изменила под этот трубопровод. Уходить хотела давно, т.к. устала и хотела к концу жизни получить личную жизнь и отдых. Последнее время падала часто в обмороки даже на церемониях и встречах важных гостей. Канцлер должен показать справку, что здоров».

«Американцы устроили отравление Навального и надавили на немецкую разведку и повернули это всё против Меркель. Она уходит, и на неё уже все плюют, как на беззубого тигра. Она ничего не знала, и сама обалдела от таких известий о Навальном, и ей ничего не оставалось делать, как всё это поддержать».

«Посмотрела ток-шоу Соловьёва. Ужас, конечно, если Америка падёт по их предсказаниям. Бардак будет всемирный!!»

«Альтернатива для Германии очень похожа на партию Жириновского, в том числе, по манере выражать свои мысли. Их мнение мы лично разделяем».

 «Мы создали свою партийную ячейку Марина+Карл+ Кристина+Джон (муж Кристины)+ 2 мопсика+наши родственники во всех странах мира, и заботимся друг о друге. А остальное нас к старости не интересует и бороться мы не за кого не собираемся».

Здесь все идет от души, и понятно  без комментариев. Нет возражений! Однако, как только фрау Рихтер начинает теоретизировать, в ее сознании проступают альтернативные суждения и образы, от которых аж оторопь берет.

«У нас другой взгляд на историю. Человеческое общество уже с первобытных времён разделилось на волков и овец. Волки в виду характера, умственных и деловых способностей захватили орудия труда и начали эксплуатировать овец. Создали сказку про Бога, чтобы контролировать, держать в строгости и управлять овцами. А также собирать с них деньги».

«Все были когда-то простыми. Но некоторые смекалистые захватили орудия труда и начали эксплуатировать других. Это я примитивно объясняю. Тот, кто больше имел, тот и другими управлять начал, чтобы в основном от врагов отбиваться, и людей организовывать. Они и получили разные названия и титулы, типа бояре, купцы, крестьяне, а позже графы. Эти титулы давали за особые заслуги перед царями. Все графья вылезли из простых людей, если их биографии почитать».

Здесь пахнет даже не Марксом, а его серым подельником – Энгельсом.

«Немцы в пломбированном вагоне отправили Ленина в Россию, дав ему на развал страны огромную сумму денег. Он не только её вернул, а показал им фигу, и началась индустриализация России. Вы же учили в школе, что цари, особенно Николай II, запустили своих родственников осваивать и доить Россию. Нобель заработал обалденные деньги в Баку на нефти, и многие заводы были иностранными или на иностранные деньги и акции. Много было и английского капитала. А после революции всех выперли, и всё отняли безвозмездно. Да ещё и царя прибили и деток с ним. Царица была немка, а Николай кузен короля Англии. Поэтому собралась Антанта, которая хотела коммуняк скинуть….».

«Но при всём этом Россия получила хороший толчок в ж..у. Избавилась от безграмотности, сделала индустриальный скачок, вырвалась в сверхдержавы».
«Если на всё с анализом посмотреть, то экономического успеха Россия как раз при коммунистах добилась. Страну электрифицировали, уничтожили безграмотность, настроили сотни заводов, подняли целину, построили железные дороги, бесплатно обучали в вузах (и вас тоже, и меня, и Карла, а теперь за всё платить надо), и даже давали маленькую стипендию. Давали квартиры, а теперь их надо купить или в три дорого снимать. Бомбу атомную создали. Войну выиграли, и всю Восточную Европу восстановили после войны и кормили дешёвым зерном и снабжали дешёвой нефтью и газом».

В этих выдержках история России приводится с большевистской прямотой, которая была свойственна «Краткому курсу истории ВКП(б)», написанному товарищем Сталиным.
Наконец, широкое освещение приобрела  тема, излюбленная сторонниками советской власти не только в России, но и по всему миру – бесплатное образование в СССР.

«Социализм бесплатно нас выучил в институте; за учёбу своей дочери мы заплатили собственные деньги».
«Я вам постоянно доношу мысль, что не всем так повезло, как нам. Многие живут скромно, и не могут оплачивать образование своим детям;  они ограничиваются  профессиональным образованием, чтобы идти зарабатывать деньги».
 «Вы должны быть благодарны бывшей власти, что получили высшее образование. Многие одарённые не смогли этого сделать».
«А необразованные люди везде одинаковые. Примитивные, скучные, пьющие, не прочитавшие в жизни ни одной книги, не информированные ни в чём».

Без образования, конечно, - никуда, но коммунисты были неправы, считая, что всему можно выучить всех – даже зайца. Фрау Рихтер, с ее эрудицией, конечно же, знает, что способности определяются генетически, но предпочитает об этом «забывать», когда теоретизирует.
Я задумался о причинах приверженности своей корреспондентки  к коммунистическим взглядам, таящимся в глубине ее души, и постоянно просящимся выйти наружу.
Может быть ее раздражают «богатенькие» и всякие там «фоны-бароны», задирающие нос, что, конечно же, неприятно?
Мне кажется, что это не так. Есть, правда, филиппика против Абрамовича:

. «Это не зависть, а недоумение. Как можно было разрешить столько «заработать честным трудом»? Яхты, подводная лодка, самолёты, вертолёты, бронемашины на заказ, замки, дома, квартиры по всему свету, 7 детей, футбольный клуб (продал с выгодой), 20 человек спец. охраны».

 Но это, скорее, попытка  науськать меня на российского олигарха.
Раздражение, вызываемое у Марины аристократией, как правило, направлено в прошлое, а неприязнь к  Урсуле фон дер Ляйен, как мне кажется, вызвана тем, что Марина считает ее «воображалой», как девочки в советской школе, что даже симпатично. 
Может быть, на идеологической позиции фрау Рихтер сказывается то, что ее муж в ГДР был коммунистом? Такое предположение я отметаю; в ГДР, как и в СССР, чтобы быть кем-нибудь, надо было быть коммунистом; я ведь тоже им был.
Тогда я рассмотрел следующее предположение. В мировоззрении человека важное место занимает «постав», а именно: основные понятия, усваиваемые ребенком, когда родители учат его говорить. Растя в номенклатурной семье, Марина могла глубинно усвоить взгляды родителей и старших родственников.
Однако эта версия тоже не оправдывается. Фрау Рихтер пишет:

«При деде под водочку нельзя было ругать советскую  власть никак. Всё кончалось тихим скандалом и отъездом бунтарей домой проветрить мозги».

 А раз так, значит, кто-то ругал. Кроме того, горячо любимая бабушка вряд ли была сторонницей власти, которая сгнобила ее семью.
Наконец, мой взыскующий взгляд упал на следующие фразы:

«Люди погибли, чтобы сказку сделать былью. Я думаю, что тоже приняла бы участие в построении нового мира, но застала, к несчастью, уже только болото».
«Если бы никто не мешал, и руководство не выдохлось, то может быть, и построили бы рай на земле».

Вот, оказывается, где зарыта собака! Марина Семенова, родившись в России, подцепила трудноизлечимую болезнь, эндемическую для данной местности: «лихорадку социальной утопии». Как раз об этом Кирилл Кобрин пишет в своем эссе  “The Now Now. 2018, 1968,1848.”   (Кирилл Кобрин. «Призраки усталого капитализма»  М. - Е-бург: Изд. - во «Кабинетный ученый». 2020)
В нем утверждается, что, поскольку прошлое больше не вызывает ностальгии, люди ностальгируют о  том будущем, которым их предки грезили в прошлом. То есть, применительно к данному случаю, ностальгируют не по советскому прошлому, а по его предполагавшемуся будущему – коммунизму, которого не было, к счастью нет, и никогда не будет!
Как в начале девяностых по адресу социальных утопистов выразился один публицист: «им птичку (коммунистическую идею – О.С.) жалко!»
Это тоска по птичке, на деле оказавшейся похожей на большую ворону, – наглой,  кровожадной, неряшливой,  уродливой; оглашавшей мир угрожающим хриплым карканьем; ронявшей на наши головы свой зловонный помет, стараясь обгадить наши мозги и души.
                Февраль 2021 г.


Рецензии