Греческие актрисы 19 века
Начать нужно, пожалуй, с того, что путь на сцену для женщин в то время был практически закрыт по моральным и религиозным соображениям. Потому восхождение на олимп театрального искусства был тернист и требовал от женщины мужества, невероятных усилий, амбиций, наглости и огромного таланта. Все эти качества присутствовали с лихвой у всех этих замечательных женщин, ставших не просто актрисами, а выдающимися актрисами своего времени.
Итак, обо всем по порядку. Как только Афины были провозглашены столицей Греческого королевства в 1834 году, то сразу же в городе началось грандиозное строительство. Так в 1836 году был построен и открыт первый частный летний театр Афанасия Скондзопулоса, затем - в 1837 году театр итальянца Мели, потом - в 1840 году каменный театр Базилио Сансони, который в 1844 году выкупил Иоаннис Букурас. Строительство театров в Афинах продолжилось, но это не наша тема сейчас. О театрах читайте здесь.
Практически во всех греческий театрах того периода все роли, и женские тоже, играли исключительно мужчины. Впервые афинские зрители увидели женщину-актрису-певицу на сцене итальянского театра Базилио Сансони. Как следует из статьи в газете "H Fimi" от 6 января 1840 года там состоялась премьера трагической оперы Доницетти "Лючия ди Ламмермур", где заглавную партию исполнила примадонна итальянской оперы Рита Бассо-Борио. Ее вызывали на бис множество раз. Не удивительно, ведь раньше греческая публика никогда такого не видела и не слышала! Успех был ошеломительный!
Но она была итальянка по национальности. А вот первой греческой женщиной-актрисой, которая выступила на сцене афинского театра (будущий Театр Букура) в составе греческой труппы, собранной знаменитым Константиносом Кириакосом Аристиасом, считается Мария Ангелики Дживитца. Ее первое появление на сцене случилось в 1840 году в роли дочери Приама и Гекубы в одноименной постановке Яковоса «Поликсенис», а потом - в трагедии "Аристодемос" итальянского сценариста Винченцо Монти, что перевел на греческий язык Пикколо. Константинос Аристиас сыграл тогда заглавную роль, она - дочь мессенского царя Аристодема - Кисиру. Однако, в том же году труппа распалась из-за отъезда К. Аристиаса обратно в Румынию после отказа короля Оттона оказать материальную поддержку труппе. В газете "H Taxipteros" была размещена рецензия с упоминанием ее имени/
Что случилось с этой актрисой потом не известно. Возможно, она вышла замуж за одного из богатых поклонников. Так обычно поступали примадонны итальянских театров Мели и Базилио Сансони.
С 1842 года в том же театре стали выступать профессиональные актрисы, которые выходя на сцену в той или иной роли уже подписывали официальный договор и получали жалование. Этому способствовало образованное в том же году the Athenian Theatre Committee, члены которого обратились за поддержкой к тогдашнему мэру Афин и получили все необходимые полномочия на отбор добровольцев, желающих обучиться профессии актера.
Приведу здесь имена замечательных греческих женщин, которые захотели стать артистками, были отобраны на обучение в артистки, с ними заключили Договор и выдавали жалование: Афина Филиппаки, Екатерини Панайоту, Мариго Доместини, Мариго Вевтериди. Любопытно, что ранее, например, Екатерини Панайоту работала простой рабочей на фабрике по обработке шелка.
Первыми в вышеупомянутом списке стоят имена Афины Филиппаки и Екатерини Панайоту. Что удивительно, почему то до сих пор идут споры о том, кому из этих актрис принадлежит "пальма первенства". Одни говорят, той, что первая подписала Договор (Екатерини Панайоту), другие - той, что первая вышла на сцену (Афина Филиппаки). На самом то деле, ни та, ни другая. Объясню позже!.
Вот документ - расписка в получении вознаграждения за спектакль (30 драхм) от октября 1843 года - где есть подпись и Афины Филиппаки (также из статьи в LIFO.gr).
Для первой постановки комиссия ЕАТ выбрала опять драму "Аристодимос" Монти. Афина Филипаки сыграла там единственную женскую роль - Кисиры. И получила лесные отзывы в афинской газете "H Naxipteros Fimi".
Затем были поставлены "Filippos II" Витторио Алфиери, где Екатерини Панайоту сыграла Изабелу, и комедия Мольера "Eksintavelonis", где вместе с ней сыграла и Афина Филипаки. Актрисы имели потрясающий успех, многочисленные поклонники бросали к их ногам охапки цветов, одаривали подарками, посвящали стихи*. В своих мемуарах Alexandros Rizos Rangavis записал: "the whole of Athens rushed to the theatre to see the sensation of a Greek woman performing on stage".
Однако, история повторилась: в 1846 году и эта труппа актеров распалась, прекратила свое существование и EAF. Известно, что Афина Филиппаки и Екатерини Панайоту вышли удачно замуж и на сцене больше не выступали.
В 1860-е годы женщины вновь появились на театральной сцене. Среди них первая женщина - актриса и бизнесвумен - Екатерина Верони, создавшая свою собственную труппу в 1899 году в городе Смирна, и Евангелия Параскевопулу - ее главная соперница, с успехом игравшая заглавные роли многие годы подряд.
Вообще, информации о женщинах-актрисах, об условиях их работы в 19 веке и в начале 20 века - в тяжелейший период образования и становления греческого театрального искусства - ничтожно мало. Появление первых женщин, связавших себя с профессией актрисы, стало возможным в тех местах, что находились под протекторатом иностранцев - это в Поли, на некоторых греческих островах, в Республике Семи островов.
Например, в 1817 году на острове Закинфос принимала участие в постановках итальянских мелодрам Екатерини Виангини. На самом деле то были театрализованные чтения в литературных салонах аристократов, так называемые "kekleiemenon ton firon".
В Бухаресте по инициативе дочери правителя Влахии организуется первая любительская труппа актеров, что ставили постановки с 1819 по 1820 год в театре Erifros Krinis ("Faidra" французского писателя Pakina). Именно там появляются на сцене первые греческие актрисы - Мариго Алкэу (жена актера Феодора Алкэу), Мария Папайоннау, румынка Мариора Богданеску и еще три женщины известные только по именам - Елена, Зоитса, Ирини. В последствии, Мариго Алкэу стала профессиональной актрисой, играла в постановках на острове Сирос (в 1829) в труппе своего мужа.
Также известно, что в 1833 году на одном из Ионических островов - в Левкаде, где была даже театральная школа "Akademia ton Filotexnon" - по случаю прибытия Великого комиссара Лорда Ньюджента была поставлена мелодрама "O dafnostefanos", написанная на греческом языке Спиросом Замбелиу и И. М. Николади. Там сыграли две женщины - непрофессиональные актрисы Екатерини Акматсини (или ;;;;;;;;;;) и Акривула Николау Ставру. В газете "Efimirida toy Inomenou Kratous ton Ionion Nison"написали по этому случаю следующее:
"их пример побуждает к сотрудничеству в устранении, и сейчас настало время, из этих семей суеверий, которые до сих пор преобладали при воспитании девочек. Они также не должны оставаться в неведении относительно того, насколько воспитание женщин способствует образованию и культуре народов и особенно счастью семей".
В 1825 году на оккупированном острове Тинос в постановках "Маркос Ботсарис" и "Мегаклис" приняли участие три или две женщины - Ирини Валаам, Виолетта Помер, а третья женщина почему то упомянута в газете "O Filos tou Nomoy" также под фамилией Помер.
Бесценную запись - каталог актрис 19 века - неожиданно обнаружили искусствоведы, изучая странички перевода "Отелло" сделанного Иоанном Костопуло. (список на греческом языке. извините)
Особо можно выделить Евангелию Параскевопулу - первая греческая актриса - хоть и самоучка, она приводила в восторг публику своей игрой. В упомянутом Каталоге (актрисы 1884 года) автор подчеркнул ее многогранность, ее способность сыграть любую характерную роль. А вот уже в 1892 году Евангелия Параскевопулу стала мега-звездой греческого театрального искусства 19 века - ее талант раскрылся на всю катушку после возвращения из продолжительных театральных гастролей в Египет и Смирни и долгие годы после радовал публику.
В заключение моего повествования хочу процитировать отрывок из статьи в греческом издании для женщин "H efimerida ton Kurion" за октябрь 1900 года, касательно греческих женщин-актрис:
"В Греции до недавнего времени в театре не было актрис. в итоге госпожи Верони и Параскевопулу дали повод и для появления женщин в труппах театров и лавры устилали и устилают путь появления в театре достойных актрис.
Поскольку обе эти актрисы символизируют первую женскую страницу греческого театрального движения, это стало возможно благодаря тому, что греческие актрисы принадлежали и будут принадлежать к особой плеяде женщин как и их европейские коллеги.
Об этом свидетельствует и стремление, проявляемое родителями кандидаток на поступление в театральные училища, людьми преимущественно культурно продвинутыми, которые не только не сомневались в разрешении своим дочерям посвятить себя театру, что происходило и происходит повсюду в Европе, но и готовы были нести и груз неудачи в случае не поступления их в соответствующее театральное училище".
Список актрис смотрите на моем сайте.
Свидетельство о публикации №221061800991