Легенды о богах ветров

               
     Ветер – природное метеорологическое явление, обусловленное движением потока воздуха, образованного разностью температур и давлений на различных участках земли. Является одной из четырёх природных стихий  (гр. stoicheion - элемент), отличающихся могущественной, трудноуправляемой  и часто разрушительной силой.
В глубокой древности все тюркскоязычные народы были язычниками  и их религией было тенгрианство, названное так по имени главного бога Тенгри.  Остальные боги были духами природных объектов и явлений: Умай-эне, Жер-Суу, Эрдик, Ай-Гунда и другие. Существовали и боги (духи) природных явлений: боги  грома, молнии, дождя, зари и другие. Отдельный, класс в божеской иерархии многих народов составляли боги ветров.
      Родоначальником сонма всех богов ветров в мировой мифологии считается греческий бог Эол. В славянской мифологии бог ветра и бурь носил имя Стрибог, которое происходило от древнего корня «стрег» и означало «старший», «дядя по отцу».  У индусов главный бог ветров носил имя Ваю,  у скандинавов – Ньорд, у ацтеков – Эхенкайль, в древнем Китае – Фэнбо, в Япнии – Фудзин.
В кыргызской мифологии также существовало несколько видов ветров:  Бороон, Шамал, Жел, Улан, Санташ и другие. По статусу главным среди них был Бороон – буран, вьюга,  снежная буря, смерч. Вторым по статусу был Шамал -  (ир.) сильный ветер, дующий в горных ущельях; третьим   Жел – небольшой, не очень сильный ветер; утренний или вечерний ветерок. К числу местных ветров относятся Улан –  сильный и холодный западный ветер, дующий из Боомского ущелья;  Санташ -    ветер в восточной части  озера. Иссык-Куль, дующий с одноименного горного перевала.
     Другие типы ветров носят названия:
Куюн = вихрь, смерч; порывистое круговое движение ветра;
Аркыраган  шамал = аркыра – реветь, бурлить, бурно течь + ган – аффикс причастий прошедшего времени + шамал – сильный ветер =  сильный,  бурно пронёсшийся ветер; ревевший, бурливший, бурно протекавший  сильный ветер = ураган;
Сары шамал = холодный ветер;
Куюн шамал =  куюн – вихрь, смерч + шамал – сильный ветер  = сильный вихреобразный ветер;
Бурганак =  бур – вертеть, крутить + ган – аффикс причастий прошедшего времени + ак – течь, протекать = снежная вьюга, сильные потоки ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе;
 Кар алаш бороон  = кар -  снег  + алаш – действовать совместно + бороон – буран,  снежная метель, вьюга = буран,  сильная снежная вьюга или метель;
Катуу шамал = катуу – сильный, резкий + шамал – сильный ветер =   сильный, резкий ветер,
Катуу бороон = катуу – сильный, резкий  + бороон – буран, снежная буря = буря; сильный разрушительный ветер; 
Алай-д;л;й  = метель, перенос сильным приземным ветром снега.
    В 1805 году британский адмирал,  военный гидрограф и картограф Фрэ;нсис Бофорт  разработал классификацию всех ветров по двенадцатибалльной шкале скорости движения воздушных масс атмосферы и  по их воздействию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на английском флоте, а потом - моряками всего мира.
В зависимости от скорости движения воздуха эти ветры носят различные названия и оцениваются в баллах (фр. balle -  цифровая оценка) в пределах от 0 до 12. 
Таблица скорости ветров и их названий (шкала Бофорта)
Скорость ветра Словесная характеристиа Признаки оценки скорости ветра
м/сек км/час балл
Бофорта
0,0-1,5 0,0-1,8 0 Штиль
(гол. stil – затишье, безветрие) Дым поднимается отвесно или почти отвесно, листья неподвижны
0,6-1,7 1,9-5,1 1 Тихий ветер (фр. brise  - местный слабый береговой ветер) Рябь на воде; направление ветра определяется по дыму
1,8-3,3 5,2-11,7 2 Легкий ветер Движение ветра чувствуется лицом, шелестят листья
3,4-5,2 11,8-18,7 3 Слабый ветер Листья и тонкие ветви деревьев постоянно колышутся, ветер развевает легкие флаги, море покрыто сплошной легкой волной
5,3-7,4 18,8-26,6 4 Умеренный ветер Ветер поднимает пыль, приводит в движение тонкие ветви деревьев, на отдельных волнах изредка появляются белые, быстро пропадающие "барашки"
7,5-9,8 26,7-35,3 5 Свежий ветер Качаются толстые сучья деревьев; "барашки" видны на каждой волне
9,9-12,4 35,4-44,0 6 Сильный ветер Белые гребни на воде, качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода, "барашки" на волнах более продолжительны (5-10 сек.)
12,5-15,2 44,1-54,7 7 Крепкий ветер, буря (тюрк. бур – крутить, вертеть) Качаются верхушки деревьев, гнутся большие ветви, неудобно идти против ветра. Пенящиеся волны на море
15,3-18,2 54,8-66,0 8 Очень крепкий ветер Ветер ломает тонкие ветви и сухие сучья деревьев, затрудняет движение
18,3-21,5 66,1-77,5 9 Шторм (гол. – storm – сильная буря) Ветер сбрасывает дымовые трубы, черепицу. Идти против ветра очень трудно.
21,6-25,1 77,6-90,2 10 Сильный шторм Значительные разрушения, деревья вырываются с корнем
25,2-29,0 90,3-104,4 11 Жестокий шторм Большие разрушения: валит телеграфные столбы, вагоны
Более 29,0 Свыше 104,4 12
Ураган (исп. huracan -  ветер необычной разрушительной силы) Разрушает дома, производит большие разрушения
     В кыргызской мифологии о том, как богу пришла мысль создать ветер,  существует такой  миф  (гр. mythos -  cказание, предание, легенда о происхождении мира и деяниях богов).  Когда бог создал земную твердь и море, он полюбил сидеть на скалах берега моря и слушать шум прибоя.
И тот день был солнечный и  тёплый  -  стало богу жарко и душно.
Он подул на свои руки и почувствовал движение воздуха.
Руки немного охладились и стало намного прохладнее.
     - Нужно чаще проветривать планету, - подумал бог и  позвал к себе  трёх молодых богов, ещё не обременённых никакими обязанностями и сказал им, что они будут покровителями ветров. Главным покровителем ветров он назначил старшего среди них бога и назвал его Бороон (тюрк. boran  - cильный северо-восточный ветер, дующий в Азии во все сезоны года, но особенно жестокий в зимнее время, когда он переносит большое количество снега). Второму  и более решительному, настойчивому, деятельному по характеру, но бесшабашному  бог поручил покровительство над наиболее сильными ветрами (бурей, штормом, ураганом, тайфуном, смерчем) и дал ему имя Шамал – сильный ветер. Третьему менее активному богу Главный бог поручил покровительство над слабыми, тихими и умеренными ветрами (бризами, фёнами) и дал ему имя Жел – лёгкий ветерок.
     В глубокой древности люди не могли объяснить природные явления, поэтому они обожествляли их и  переносили на них все человеческие черты характеров, внешний вид, одежду и боги (духи) становились похожими на людей. В таком виде их рисовали местные художники и в меру своих фантазий  создавали их образы, дошедшие до нашего времени.
     И в заключении нужно сказать, что ассортимент  мифических фольклорных произведений, особенно касающийся репертуара мифов, сказок и легенд,    в Кыргызстане очень мал и предлагаемая легенда может положить начало этой серии.. 


Рецензии