Легенды о богах ветров
Ветер – природное метеорологическое явление, обусловленное движением потока воздуха, образованного разностью температур и давлений на различных участках земли. Является одной из четырёх природных стихий (гр. stoicheion - элемент), отличающихся могущественной, трудноуправляемой и часто разрушительной силой.
В глубокой древности все тюркскоязычные народы были язычниками и их религией было тенгрианство, названное так по имени главного бога Тенгри. Остальные боги были духами природных объектов и явлений: Умай-эне, Жер-Суу, Эрдик, Ай-Гунда и другие. Существовали и боги (духи) природных явлений: боги грома, молнии, дождя, зари и другие. Отдельный, класс в божеской иерархии многих народов составляли боги ветров.
Родоначальником сонма всех богов ветров в мировой мифологии считается греческий бог Эол. В славянской мифологии бог ветра и бурь носил имя Стрибог, которое происходило от древнего корня «стрег» и означало «старший», «дядя по отцу». У индусов главный бог ветров носил имя Ваю, у скандинавов – Ньорд, у ацтеков – Эхенкайль, в древнем Китае – Фэнбо, в Япнии – Фудзин.
В кыргызской мифологии также существовало несколько видов ветров: Бороон, Шамал, Жел, Улан, Санташ и другие. По статусу главным среди них был Бороон – буран, вьюга, снежная буря, смерч. Вторым по статусу был Шамал - (ир.) сильный ветер, дующий в горных ущельях; третьим Жел – небольшой, не очень сильный ветер; утренний или вечерний ветерок. К числу местных ветров относятся Улан – сильный и холодный западный ветер, дующий из Боомского ущелья; Санташ - ветер в восточной части озера. Иссык-Куль, дующий с одноименного горного перевала.
Другие типы ветров носят названия:
Куюн = вихрь, смерч; порывистое круговое движение ветра;
Аркыраган шамал = аркыра – реветь, бурлить, бурно течь + ган – аффикс причастий прошедшего времени + шамал – сильный ветер = сильный, бурно пронёсшийся ветер; ревевший, бурливший, бурно протекавший сильный ветер = ураган;
Сары шамал = холодный ветер;
Куюн шамал = куюн – вихрь, смерч + шамал – сильный ветер = сильный вихреобразный ветер;
Бурганак = бур – вертеть, крутить + ган – аффикс причастий прошедшего времени + ак – течь, протекать = снежная вьюга, сильные потоки ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе;
Кар алаш бороон = кар - снег + алаш – действовать совместно + бороон – буран, снежная метель, вьюга = буран, сильная снежная вьюга или метель;
Катуу шамал = катуу – сильный, резкий + шамал – сильный ветер = сильный, резкий ветер,
Катуу бороон = катуу – сильный, резкий + бороон – буран, снежная буря = буря; сильный разрушительный ветер;
Алай-д;л;й = метель, перенос сильным приземным ветром снега.
В 1805 году британский адмирал, военный гидрограф и картограф Фрэ;нсис Бофорт разработал классификацию всех ветров по двенадцатибалльной шкале скорости движения воздушных масс атмосферы и по их воздействию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на английском флоте, а потом - моряками всего мира.
В зависимости от скорости движения воздуха эти ветры носят различные названия и оцениваются в баллах (фр. balle - цифровая оценка) в пределах от 0 до 12.
Таблица скорости ветров и их названий (шкала Бофорта)
Скорость ветра Словесная характеристиа Признаки оценки скорости ветра
м/сек км/час балл
Бофорта
0,0-1,5 0,0-1,8 0 Штиль
(гол. stil – затишье, безветрие) Дым поднимается отвесно или почти отвесно, листья неподвижны
0,6-1,7 1,9-5,1 1 Тихий ветер (фр. brise - местный слабый береговой ветер) Рябь на воде; направление ветра определяется по дыму
1,8-3,3 5,2-11,7 2 Легкий ветер Движение ветра чувствуется лицом, шелестят листья
3,4-5,2 11,8-18,7 3 Слабый ветер Листья и тонкие ветви деревьев постоянно колышутся, ветер развевает легкие флаги, море покрыто сплошной легкой волной
5,3-7,4 18,8-26,6 4 Умеренный ветер Ветер поднимает пыль, приводит в движение тонкие ветви деревьев, на отдельных волнах изредка появляются белые, быстро пропадающие "барашки"
7,5-9,8 26,7-35,3 5 Свежий ветер Качаются толстые сучья деревьев; "барашки" видны на каждой волне
9,9-12,4 35,4-44,0 6 Сильный ветер Белые гребни на воде, качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода, "барашки" на волнах более продолжительны (5-10 сек.)
12,5-15,2 44,1-54,7 7 Крепкий ветер, буря (тюрк. бур – крутить, вертеть) Качаются верхушки деревьев, гнутся большие ветви, неудобно идти против ветра. Пенящиеся волны на море
15,3-18,2 54,8-66,0 8 Очень крепкий ветер Ветер ломает тонкие ветви и сухие сучья деревьев, затрудняет движение
18,3-21,5 66,1-77,5 9 Шторм (гол. – storm – сильная буря) Ветер сбрасывает дымовые трубы, черепицу. Идти против ветра очень трудно.
21,6-25,1 77,6-90,2 10 Сильный шторм Значительные разрушения, деревья вырываются с корнем
25,2-29,0 90,3-104,4 11 Жестокий шторм Большие разрушения: валит телеграфные столбы, вагоны
Более 29,0 Свыше 104,4 12
Ураган (исп. huracan - ветер необычной разрушительной силы) Разрушает дома, производит большие разрушения
В кыргызской мифологии о том, как богу пришла мысль создать ветер, существует такой миф (гр. mythos - cказание, предание, легенда о происхождении мира и деяниях богов). Когда бог создал земную твердь и море, он полюбил сидеть на скалах берега моря и слушать шум прибоя.
И тот день был солнечный и тёплый - стало богу жарко и душно.
Он подул на свои руки и почувствовал движение воздуха.
Руки немного охладились и стало намного прохладнее.
- Нужно чаще проветривать планету, - подумал бог и позвал к себе трёх молодых богов, ещё не обременённых никакими обязанностями и сказал им, что они будут покровителями ветров. Главным покровителем ветров он назначил старшего среди них бога и назвал его Бороон (тюрк. boran - cильный северо-восточный ветер, дующий в Азии во все сезоны года, но особенно жестокий в зимнее время, когда он переносит большое количество снега). Второму и более решительному, настойчивому, деятельному по характеру, но бесшабашному бог поручил покровительство над наиболее сильными ветрами (бурей, штормом, ураганом, тайфуном, смерчем) и дал ему имя Шамал – сильный ветер. Третьему менее активному богу Главный бог поручил покровительство над слабыми, тихими и умеренными ветрами (бризами, фёнами) и дал ему имя Жел – лёгкий ветерок.
В глубокой древности люди не могли объяснить природные явления, поэтому они обожествляли их и переносили на них все человеческие черты характеров, внешний вид, одежду и боги (духи) становились похожими на людей. В таком виде их рисовали местные художники и в меру своих фантазий создавали их образы, дошедшие до нашего времени.
И в заключении нужно сказать, что ассортимент мифических фольклорных произведений, особенно касающийся репертуара мифов, сказок и легенд, в Кыргызстане очень мал и предлагаемая легенда может положить начало этой серии..
Свидетельство о публикации №221061901042