О важности единичного в этом мире
О ВАЖНОСТИ ЕДИНИЧНОГО, УНИКАЛЬНОГО, НЕПОВТОРИМОГО В ЭТОМ МИРЕ. Мы все живём в эпоху омассовления, стандартизации, преобладания всеобщих, универсальных структур. Государство, СМИ, партии, социальные общности и классы - в них современный человек растворен. Он утрачивает свою уникальность, неповторимость, индивидуальность. Он становится игрушкой в руках могущественных сил, которые всячески пытаются нивелировать, усреднить его, сделать послушным и безликим автоматом для выполнения указаний, спускаемых откуда-то сверху. Это опасная тенденция. Ибо ПОДЛИННАЯ ЛИЧНОСТЬ предполагает нечто, присущее только ей, нечто, делающее её уникальной и единственной в своём роде. Подлинная личность причастна ко всему человечеству, несёт на себе отпечаток антропного единства, но при этом вносит в это единство печать неповторимого своеобразия. Это и есть ЕДИНСТВО ВО МНОЖЕСТВЕ. Это важная тема мировой философии. Ещё в 17 веке великий Готфрид Лейбниц обосновал свою МОНАДОЛОГИЮ или учение о монадах - единицах бытия. Каждый человек, по Лейбницу, есть уникальная и неповторимая духовная монада. Все человечество есть целостная совокупность таких монад. Таким духовным монадам присуща подлинная уникальность (в мире нет двух одинаковых!), стремление к развитию и самосовершенствованию, к самопознанию, к целеполаганию, к активности - деятельности. Другое дело, что у кого - то все эти качества так и остаются в потенции, нереализованными, а вот ПОДЛИННАЯ ЛИЧНОСТЬ - ДУХОВНО - ТЕЛЕСНАЯ МОНАДА раскрывает их полностью, во всей совокупности, обогащая своей неповторимостью и уникальностью МИР как совокупность монад. Сегодня идеи Лейбница звучат как никогда злободневно и актуально, ибо у человека сегодня одна настоящая задача - вернуть себе самого себя, вырвать себя из цепей всеобщих, зловещих и безликих структур, вернуть себе духовное содержание. Человек должен сегодня очистить свою ЭКЗИСТЕНЦИЮ - уникальное, единичное и неповторимое ядро своей личности от шелухи всего наносного, безликого, равнодушно - массового. Если человечество не сможет сохранить себя именно как единство во множестве, если оно и дальше будет двигаться к тотальному и всепоглощающему единству без множества, то оно будет рано или поздно обречено. Это видели Лейбниц, Кьеркегор, Достоевский, Бердяев - его главные темы ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА как подлинные атрибуты монады - личности. Сегодня такая перспектива вырисовывается с пугающей быстротой. Человечество марширует в двери обезличенного мира, где каждый будет бездушной куклой, симулякром. Каждого здесь будет легко заменить. Это и будет постчеловек, живущий в эпоху постправды, постпорядочности, постнравственности, постлюбви. Каждый будет прочипирован, пронумерован, оцифрован. Это и будет ад, по сравнению с которым видения Босха покажутся детским лепетом. Мне бы не хотелось дожить до такого состояния мира. Это будет плохой, неуютный мир. Верится, что всегда будут люди, готовые ему противостоять. Соловьев написал свой капитальный труд "Оправдание добра". Это и сегодня остаётся главной целью философии - оправдание добра, и как итог - недопущения пришествия того зловещего мира, контуры которого я выше описал.
Рецензии